издательская группа
Восточно-Сибирская правда

"От сотворения мира..." или кое-что о календарях

"От
сотворения мира…"
или кое-что о календарях

Набор традиционных атрибутов
самого главного и веселого
праздника человечества настолько
привычен, что мало у кого из готовых
поликовать по случаю начала 3-го
тысячелетия возникает вопрос: "А
что мы, собственно говоря,
празднуем?". Первое января
каждого нового года (Calendae Januariae —
январские календы) был для древних
римлян днем скорее печальным, чем
праздничным. Именно в календы было
принято платить долги. А само слово
"календарь", откуда и пошли все
новогодние традиции, означает
"долговую книгу". Вот такие
были атрибуты у римского Нового
года.

Год
Солнца, Сириуса и Нила

Впрочем,
вести счет времен люди научились
задолго до римлян. Родиной
солнечного календаря является
Древний Египет. Он был создан за
четыре тысячи лет до нашей эры.

Египетские
жрецы связали периодичность
ежегодных разливов великой реки,
наступавших сразу же после летнего
солнцестояния (ныне — 21-22 июня), с
появлением в лучах утренней зари
сияющей "звезды Нила" — Сириуса
из созвездия Большого Пса впервые
после 70-суточного периода его
невидимости. Поэтому год
египетского календаря назывался
годом Солнца, Сириуса и Нила.

Продолжительность
египетского солнечного года
составляла 360, а затем 365 суток. Он
был короче действительного на
четверть суток.

И каждые
четыре года летний восход звезды
запаздывал ровно на один день.
Достаточно было древним египтянам,
несколько тысячелетий тому назад
установившим этот факт, сделать
соответствующую поправку — и их
календарь обрел бы необходимую
стабильность на многие века. Но
сделал это лишь Юлий Цезарь.

Цезарь
лишил понтификов заработка

История не
сохранила точных сведений о
времени зарождения римского
календаря. Средняя
продолжительность года у римлян
составляла 366,25 суток. Чтобы
ликвидировать расхождение между
календарными числами и
циклическими явлениями природы,
приходилось время от времени
прибегать к увеличению или
уменьшению количества дней в году.

Этой
операцией с удовольствием
занимались жрецы — понтифики, во
главе которых стоял верховный жрец
(Pontifex Maximus).

"Хронометристы"
ловко регулировали год, сокращая
или растягивая его. Таким образом
они удлиняли сроки пребывания на
общественных должностях для своих
друзей (сенаторов и консулов) и
укорачивали эти сроки для
оппонентов. Естественно, что
благодарность за труды
соответствовала космическим
масштабам дела. Хороший доход
приносило жрецам и изменение
времени уплаты различных налогов.

Календарное
безобразие прекратил в 46 году до
н.э. римский диктатор и верховный
жрец Гай Юлий Цезарь (100 — 44 гг. до
н.э.).

Великий
человек не стал изобретать
велосипед и взял за основу
египетский хронограф. Цезарь
поручил создание нового римского
календаря группе астрономов из
знаменитой Александрийской
обсерватории во главе с астрономом
Созигеном.

В основу
календаря, получившего название
"юлианский", была положена
цикличность перемещения Солнца по
небесной сфере. Средняя
продолжительность солнечного года
принята равной 365,25 суток.

Созигеном
было установлено, что в
действительности величина года
является несколько меньшей, чем
введенная в расчеты. Это связано с
особенностью вращения Земли вокруг
своей оси (т.н. явлением прецессии).
Но этим расхождением было решено
пренебречь. Оно будет принято во
внимание более чем через 1600 лет, при
проведении в 1582 году н.э. уже
следующей реформы — григорианской.

Итак,
вводилась продолжительность года в
365,25 суток. Однако в календарном
году может быть лишь целое число
дней. Поэтому, согласно реформе,
предписывалось считать в трех из
каждых четырех лет по 365, а в
последнем — 366 дней.

Добавочный
день решили "упрятать" между 24
и 25 февраля и называть его "bis sextum
Kal. Mart." — "дважды шестой до
мартовских календ". Дело в том,
что римляне считали дни в месяце в
обратном порядке: вместо "24
февраля" они говорили: "шестой
день до мартовских календ".
Дополненный этим вставным днем год
позже был назван "annus bissextilis"
(биссекстилис).

Через
византийских греков, произносивших
"б" как "в", это слово
пришло на Русь. Отсюда и пошла наша
лексема "високосный". Отсчет
времени по юлианскому календарю
был начат с 1 января 45 года до н.э.

Год
Господень придумал Скиф

Эра от
Рождества Христова была введена post
factum "кончиком пера". Впервые от
Рождества Христова (в латинской
традиции — "Anno Domini" (AD) — "года
Господня") был обозначен год,
который стал 525-м годом нового
летосчисления.

Эра была
создана римским монахом, папским
архивариусом, скифом по
происхождению Дионисием Малым.
Никаких сведений о том, на
основании каких расчетов и
соображений это было сделано, не
имеется. Поэтому относительно
схемы перехода на новое
летосчисление предлагаются
различные догадки, хотя ни одна из
них не представляется убедительнее
другой.


луне вернуть ее место"

К концу 16
века из-за неточности юлианского
календаря накопилась значительная
ошибка. Длина года в нем (365 дней 6
часов) отличалась от вновь
вычисленной на 10 минут 44 секунды. За
1257 (= 1582 — 325) лет календарная ошибка
составила десять суток. Возникли
проблемы с датами христианских
праздников, в первую очередь с
Пасхой, которая, в соответствии с
"пасхальными таблицами",
увязывалась с днем весеннего
равноденствия. И в 1582 году римским
понтификом Григорием XIII была
создана специальная комиссия,
которой была поручена разработка
новой календарной системы.

В результате
был одобрен проект календаря,
автором которого стал итальянский
математик и врач Луиджи Лилио (или —
в латинизированной версии — Алоизий
Лилий, 1520-1576 гг.), преподаватель
университета Перуджи.

24 февраля 1582
года папой Григорием XIII была издана
специальная булла "Inter gravissimas"
("Среди наиважнейших").

В ней
говорилось: "Было заботою нашею
не только восстановить
равноденствие на издревле
предназначенном ему месте, : и Луне
вернуть ее место, от которого она на
четыре и пять дней отходит, но и
установить также способ и правила,
которыми будет достигнуто, чтобы и
в будущем равноденствие и XIV Луна со
своих мест никогда не
сдвигались".

Календарные
даты передвинулись на 10 дней
вперед, начиная с октября 1582 года, в
котором сразу же после 4-го числа
последовало не 5-е, как обычно, а 15-е.
Таким образом, и весеннее
равноденствие было возвращено на
свое законное место — на 21 марта.

К тому
времени, в 1551 году, были
опубликованы сводные
астрономические расчеты (
"Прусские таблицы"). Они были
составлены виттенбергским
астрономом и математиком Эразмом
Рейнгольдом (1511-1553 гг.) и
основывались на гелиоцентрической
теории Коперника.
Продолжительность года в них
вычислена равной 365 суткам 5 часам 49
минутам 16 секундам. Это всего на 30
секунд более истинной величины
тропического года (= 365 дней 5 часов 48
минут 46 секунд), принятой в наше
время.

Во избежание
повторения погрешности в будущем в
новом календаре следовало
регулярно — каждые 400 лет — убирать
три лишних дня. Если по юлианскому
календарю в четырехсотлетие было 100
високосных годов, то в
григорианском их осталось лишь 97.

В проекте
Луиджи Лилио было принято считать
простыми те вековые високосные
юлианские годы, двузначное
знаменательное число которых не
делится на 4 (возможно применение
этого правила и в иной
формулировке: простыми являются
вековые годы, номера которых не
делятся на 400). Простыми, в
частности, должны быть годы 1700, 1800,
1900, 2100, 2200, 2300 и т.д. Годы же 1600, 2000, 2400
и т.д. (номера делятся на 400)
оставались високосными.

Принятая
календарная система получила
название "григорианской", или
нового стиля.

Григорианский
календарь тоже не совсем точен. В
нем средняя продолжительность года
составляет 365,24250 суток. Она больше
действительной величины (365,2421988
суток) приблизительно на 26 секунд.
Погрешность в целые сутки
накапливается за 3280 лет. Однако эта
погрешность представляет лишь
теоретический интерес.

От это
стало на Руси

В основу
летосчисления на Руси после
принятия в 988 году христианства был
положен юлианский календарь в
византийском варианте. Он пришел к
нам вместе с греческими монахами,
византийскими княжнами и двуглавым
орлом. Год длиной в 365,25 суток,
римское наименование месяцев,
семидневная неделя. Все было
хорошо. Но на Руси, как и в
Царьграде, вошла в употребление
византийская эра, "от сотворения
мира" — с 5508 года до н.э.

Византийская
эра была рассчитана таким образом,
что ее точка отсчета служила
началом для всех циклов
(солнечного, лунного),
применявшихся в расчетах при
определении дат подвижных
церковных праздников, в первую
очередь Пасхи. И это до сих пор
устраивает Русскую православную
церковь.

Впрочем,
полностью византийский календарь
на Руси принят не был. В Царьграде
год начинался 1 сентября.
Древнеславянское же начало года
приходилось на весну — на 1 марта.
Оно и сохранилось в российском
календаре до самой Петровской
реформы.

Перестраивая
Россию на любимый голландский лад,
реформатор навел порядок и в
календаре, переведя Русь на
христианское летосчисление с его
январским новолетием.

Слишком
велик в его глазах был авторитет
"божественного" цезаря, чтобы
сразу хвататься за новейший
григорианский календарь.

19 декабря 7208
года от сотворения мира, когда был
издан революционный указ Петра I, в
Европе шел день 29 декабря 1699 года от
Рождества Христова по
григорианскому календарю.

"И ныне, —
говорилось в указе, — от Рождества
Христова доходит 1699 год, а будущаго
Генваря с 1 числа настанет новый 1700
год купно и новый столетный век: и
для добраго и полезнаго дела,
указал Великий Государь впредь
лета счислять в Приказах и во всех
делах и крепостях писать с
нынешняго Генваря с 1 числа от
рождества Христова 1700 года".

Петровским
указом "сугубое событие"
предписывалось отметить с особой
торжественностью.

В канун
Нового года Петр I сам зажег на
Красной площади первую ракету, дав
сигнал к открытию праздника. Улицы
осветились иллюминацией, начался
колокольный звон, открылась
пушечная и ружейная стрельба,
раздались звуки труб и литавр. В
небо взлетали разноцветные ракеты,
а по "по улицам большим, где
пространство есть", горели огни.
Были великое торжество и гуляние.

С этого
времени в нашей стране и
установился ежегодный обычай 1
января торжественно праздновать
начало Нового года с украшением
домов вечной зеленью. И не
обязательно елкой!

Календарная
реформа в России была доведена до
конца лишь в 1918 г. Декрет "О
введении в Российской республике
западноевропейского календаря"
принят на заседании СНК 24 января (6
февраля) 1918 года и подписан В.И.
Лениным.

Поскольку к
тому моменту разница между старым и
новым стилями составляла уже 13
дней, то декретом предписывалось
после 31 января 1918 года считать не 1,
а 14 февраля. Так что 1918 год оказался
для России на 13 дней короче, чем
положено.

С этого дня
мы празднуем Новый год
одновременно со всем
"григорианским" миром. Каждый
же новый век начинается в ночь с 31
декабря на 1 января, с последнего
дня последнего года предыдущего
столетия на первый день первого
года следующего. И так же, как 20 век
начался 1 января 1901 г., век 21
начнется 1 января 2001 года. 1 января
2001 года начинается также и новое,
третье тысячелетие.

Подготовил
Владимир КИНЩАК,
"Восточно-Сибирская правда".

Читайте также

Подпишитесь на свежие новости

Мнение
Проекты и партнеры