издательская группа
Восточно-Сибирская правда

Летний марафон

Иркутск – обладатель уникальных рекреационных ресурсов для активного отдыха. Но разрабатывают их в основном немногочисленные энтузиасты. Как умудряются небанально отдохнуть сибиряки, выясняли ЕЛЕНА ЛИСОВ-СКАЯ и КСЕНИЯ ДОКУКИНА.

Наскальное искусство

«Скалолазы не ползают, а лазают, – подчёркивает руководитель Федерации скалолазания в Иркутской области, мастер спорта международного класса по скалолазанию Маргарита Николаева. – Это так же важно, как тот факт, что для моряков корабль не плавает, а ходит». Скалолазание – один из самых старых и самых живучих видов экстремального спорта. До советской массовости скалолазанию в области ещё далеко, но около двухсот человек занимаются этим постоянно, а десять из них входят в областную сборную по скалолазанию. Несмотря на почти 30-летнюю историю, средний возраст скалолаза сейчас 20 лет. Среди «старичков» – людей, которые начинали лазать во времена зарождения скалолазания, в регионе осталось только два человека – супружеская пара Маргарита и Юрий Николаевы.

Маргарита Николаева впервые попала в горы в 1980 году, в 18 лет – на первом курсе Киевского института инженеров гражданской авиации. Оказалась в сборной Украины по альпинизму и скалолазанию, а потом в союзной сборной. Там и познакомилась с будущим мужем, тогда студентом иркутского политеха, тоже увлекавшимся скалолазанием. «Я как жена декабриста – из солнечной Ялты переехала за мужем в суровую Сибирь!» – смеётся Маргарита. Пытаюсь реабилитировать область, предположив, что здесь скалы лучше, но тренер, которая уже 17 лет живёт в Иркутске, уверено отвечает: «Нет, ни скалы, ни погода здесь не лучше. Всё только ради мужа».

Несмотря на то, что увлечение стало для Маргариты Николаевой профессией (она работает тренером скалолазания в ИрГТУ, хотя по специальности программист), место для отпуска семья выбирает, также ориентируясь на наличие там гор. «Ездили в Крым, Таиланд и Турцию, – перечисляет Маргарита Николаева, – больше всего понравилось в Таиланде: там условия наиболее подходящие для скалолазания». До прошлого года в горах чету скалолазов сопровождала их 14-летняя дочь Валерия, но её увлечение родителей не воодушевило, признаётся Маргарита Николаева. «Дочка ездит в отпуск вместе с нами, но идёт не на скалы, а на пляж, – поясняет спортивная мама. – С трёх лет уже налазилась». Валерия Николаева не единственная, кому пришлось лезть по стопам родителей. Спортсмены признаются, что у многих из них дети с пелёнок «висят» на тренировочном стенде. Случается, что ребёнок и родитель на соревновании встречаются в качестве соперников. Поэтому, «может, и к лучшему, что дочь сейчас завязала со скалолазанием, пусть чем-нибудь серьёзным занимается», – улыбается мама-тренер.

Существует три вида соревнований по скалолазанию. Первый – на скорость, когда спортсмены наперегонки лазают по сравнительно лёгким трасcам. На стенде, который стоит в ИрГТУ, тренированные скалолазы одолевают 8-метровую трассу с отрицательным градусом за 6 секунд. А на чемпионате мира 10-метровая трасса проходится за 7 секунд. Второй вид – на трудность: в этом случаи трассы, соответственно, более тяжёлые. И третий вид – боулдеринг (от английского слова «валун») – лазание по коротким, но очень сложным каменистым трассам.

Высота в этом виде спорта не главное: максимум для скалолаза – примерно 25 м. Из необходимого снаряжения: скальные туфли стоимостью 3,5 – 5 тыс. рублей, которые нужно менять два раза в год, верёвка – она обойдётся в 2,5 – 7 тыс. рублей и прослужит около двух лет, страховочная беседка – её можно приобрести за 2 – 3 тыс. рублей, и магнезия – расходный материал, чтоб не потели ладошки, стоит около ста рублей за упаковку. На вопрос о том, как начинать тренировки, кандидат в мастера спорта по скалолазанию Антон Марков просто отвечает: «Подходишь к скале, привязываешь верёвку и лезешь. Главное – сила пальцев, а техника нарабатывается в процессе». О силе пальцев наш собеседник говорит не случайно: тренированные скалолазы могут висеть и даже несколько раз подтягиваться на одном пальце.

Тренируются скалолазы постоянно. «Когда профессионально занимался, мой день проходил так: с утра бег, потом тренировка, обед, сон и снова тренировка», – вспоминает Антон Марков. На вопрос, женат ли он, – логичный ответ: «Нет, времени не хватает». Сейчас Антону 23 года, в мае он закончил ИрГТУ и уже полгода является директором собственной строительной фирмы. Из-за занятости, по личным оценкам, Антон тренируется мало: «Зимой с шести до девяти вечера занимаюсь на стенде, а летом каждый день с друзьями стараемся пораньше сбежать с работы и поехать на природу, если погода позволяет». Погодные условия для скалолазания нужны особые: температура от 18 до 25 градусов, отсутствие дождя и тень – в общем, чтобы было сухо и тепло. Вероятно, поэтому Антон называет своё увлечение «тепличным» по сравнению с родственным этому виду спорта альпинизмом. (У альпинистов нет проложенных маршрутов, а скалолаз всегда «идёт» по прибитым крючкам и далеко от них не отходит. Для того чтобы организовывать и «пробивать» маршруты, нужны особые навыки. После того как маршрут пробит, он заносится в «гайд-бук» – карту этой местности, которую можно купить.)

Впрочем, и в «тепличном» увлечении есть свои риски. «Бывало, когда висел на высоте, камнепадом перебивало верёвки, часто мы попадали в непогоду в горах», – рассказывает Антон Марков. По его словам, раньше случалось, что из-за неправильной страховки или неверно завязанных узлов тренирующиеся скалолазы падали даже со стенда. «При падении главное – правильно себя вести, – поясняет более опытная Маргарита Николаева. – Как кошке развернуться на ноги и в полёте кувыркаться через голову». Теория проверена на себе: однажды спортсменка упала со скалы, пролетев в сумме около восьми метров, и отделалась отбитой пяткой и растянутыми мышцами рук. «Но такие падения редко случаются, обычно просто «пролёты» на верёвках. Ну а если до земли не долетел – значит, всё нормально», – улыбается Маргарита Николаева.

Ждущие ветра

Не только экстрим, но и экзотику может обеспечить сибирякам виндсёрфинг. За пять лет существования иркутского водно-спортивного клуба «Байкальский ветер» уверенно держаться на воде с помощью доски под парусом научились порядка 1000 человек. Одним из первых виндсёрферов Иркутска стал Владимир Кондырев. Он встал на доску в 1978 году. 40 лет назад в Советском Союзе оборудование для занятий этим видом спорта достать было невозможно, поэтому он всё сделал сам: парус сшил из тика – ткани, из которой делают чехлы на подушки. Вместо специальных тапочек использовал кеды, которые надел на шерстяные носки. Сейчас Владимир Кондырев работает инструктором в клубе, а в числе его учеников жители не только Иркутской области, но и других российских регионов. Есть и те, кто уехал за границу и теперь «ловит ветер» там.

В наши дни купить оборудование для виндсёрфинга можно без особых проблем. «Бэушный комплект, в который входят доска, парус, мачта, гик, удлинитель, стоит от 30-40 тыс. рублей, – рассказал сёрфер с трёхлетним стажем Андрей Калинин. – С учётом того, что в Сибири достаточно прохладно, лучше иметь два гидрокостюма: на весну и осень – «сухой», на лето – «мокрый». Те, кто катается нерегулярно или не может себе позволить покупку личного снаряжения, берут оборудование и одежду напрокат; другие, кто без сёрфинга себя уже не представляют, предпочитают обзавестись собственным снаряжением. Зачастую в него вкладываются сотни тысяч рублей, ведь в зависимости от погоды, времени года и ветра может использоваться несколько досок и парусов. «Виндсёрфинг, если им заниматься профессионально, занятие не из дешёвых, как и любое другое – горные лыжи, сноуборд, рафтинг, – говорит Андрей Калинин. – Но удовольствие, которое от него получаешь, не измеришь никакими деньгами».

Сёрфинг объединяет совершенно разных людей, но всех их, по словам основателя и директора «Байкальского ветра» Олега Лакомкина, роднит любовь к скорости и жажда всего нового. «Летом, как только задует настоящий ветер, виндсёрферы готовы бросить все свои дела и полностью отдаться своему увлечению», – отмечает наш собеседник. Сейчас в этом виде спорта в Иркутске примерно одинаковое число мужчин и женщин. Как показывает практика, сёрфу все возрасты покорны: недавно на пробный урок пришла 52-летняя женщина.

Школа виндсёрфинга в Иркутске – социальный и коммерческий проект одновременно. Детская школа, где цена за обучение в два раза ниже, – социальная составляющая клуба. 16 часов, включая прокат оборудования, обойдутся в 1 500 рублей. Цены для взрослых выше: 8 занятий по 2 часа – 3 тыс. рублей, 12 занятий – 4 250 рублей. Цены в Иркутске – одни из самых низких в России: к примеру, в Москве 10 часов катания и обучения обойдутся в 5 тыс. рублей. За границей прокат оборудования стоит 360 евро в неделю, обучение – ещё 50 евро в час.

Последние несколько лет интерес к виндсёрфингу в Иркутске растёт. «Три года назад, когда я пришёл заниматься учеником, большинство любителей знали друг друга в лицо. Сейчас всё по-другому: хорошо знают друг друга только те, кто катается на собственном оборудовании, а запомнить всех учеников практически невозможно». В ответ на повышенный спрос «Байкальский ветер» расширяется географически. В 2008 году на турбазе «Култушная» открылась новая сёрфстанция «Baikal Surf Centre», уже пользующаяся популярностью у сёрферов Иркутской области, Республики Бурятия и Красноярского края. Ведь на Байкале есть самое главное для виндсёрфера – ветер. В то время как в Иркутске хорошего ветра иногда приходится ждать в течение нескольких дней.

С этого года экстремальные увлечения в области развиваются самостоятельно. Работавшая семь лет Федерация экстремальных видов спорта сейчас прекратила своё существование: на спорт нет денег. «Раньше 90% инвестиций в проведение мероприятий по экстриму обеспечивали спортивные магазины, – поясняет теперь уже бывший президент Федерации Павел Ковалёв. – Сейчас эти магазины окрепли, и реклама, которую мы можем им предоставить в ответ на спонсорство, стала им не нужна». Помощь мэрии, которой в общей сумме вложений доставалось не более 5%, ситуацию уже не спасает. Тем не менее в сентябре Павел Ковалёв планирует организовать проведение скального фестиваля по нескольким видам спортивного туризма. Спонсорами вновь выступают две коммерческие структуры, не более 10% от необходимой суммы выделяет мэрия.

И зимой и летом

Более молодой и менее экстремальный спорт – гольф, он активно развивается в Иркутской области в последние несколько лет. В мире это увлечение считается спортом для бизнесменов. У нас гольф формируется по собственным законам и уже обрёл своё лицо. Пока людей с клюшками, пытающихся пройти все лунки на наименьшее число ударов, можно встретить только на льду. Но уже через несколько лет в Иркутской области может появиться собственное летнее поле для игры в гольф. Продвижением этого вида спорта в нашем регионе занимается Юрий Мильвит, владелец турбазы на берегу Байкала.

Его увлечение гольфом началось почти случайно. Несколько лет назад на турбазу приехали отдыхать корреспонденты из Японии, которые привезли с собой клюшки и мячи для гольфа. На отдыхе пытались играть и даже обозначили для себя территорию для импровизированного поля с естественными неровностями. Уезжая, японцы оставили своё оборудование – 14 клюшек и несколько комплектов мячей – хозяину турбазы. Клюшки и мячи ждали своего часа почти два года – до 2002-го. Именно тогда гольфом начала увлекаться вся семья Мильвитов, а в 2003 году решили организовать свой собственный чемпионат по ледовому гольфу. Через два года в рамках Международного фестиваля зимних игр на Байкале «Зимниада» на льду Иркутского водохранилища прошёл первый турнир по ледовому гольфу для женщин. Мероприятие не случайно было посвящено представительницам прекрасного пола, ведь проводилось оно 8 Марта.

С тех пор в Иркутской области прошло уже четыре чемпионата. В последние годы местом дислокации любителей этого вида спорта стал посёлок Листвянка, а в нынешнем году пресса присвоила чемпионату статус международного, потому что помимо гостей из Красноярска и Екатеринбурга в нём принимали участие представители ЮАР и Голландии. Участниками и зрителями стали порядка 150 человек. Мероприятие прошло настолько успешно, что оргкомитет принял решение: чемпионат необходимо выводить на общероссийский уровень. Сейчас председатель федерации гольфа Иркутской области Юрий Мильвит и члены его семьи, которые поддерживают его увлечение гольфом и утверждают, что этот вид спорта – слабость главы семейства, готовятся к пятому чемпионату. Он пройдёт в 2009 году, а традиционным полем для него станет прозрачный лёд Байкала.

Ледовый гольф отличается от обычного по многим параметрам. Основной – сравнительно небольшие затраты на создание самого поля. Покрытием становится байкальский лёд, лунки делают при помощи ледорубов и помечаются флажками. Невелика и стоимость оборудования. Специальной экипировки не требуется, а стоимость клюшки для гольфа сопоставима с ценой клюшки для хоккея. Мячи тоже стоят не так уж дорого. Тактика игры в айс-гольф отличается: необходимо учитывать неровность льда, направление ветра и отдавать приоритет дальним ударам, ведь байкальские просторы позволяют разместить лунки на довольно большом расстоянии. В Иркутской области уже сформировалась собственная команда по ледовому гольфу, в неё входят пять человек. Юрий Мильвит не сомневается, что сибиряки будут достойно выступать и на зимних и на летних чемпионатах по гольфу в других регионах. Принять в них участие – в ближайших планах иркутских гольфистов.

Юрий Мильвит решил не ограничиваться ледовым гольфом, его новый проект – создание летнего поля для игры в гольф на территории турбазы – уже готов. Рассматривается два варианта площади будущего поля – 2778 или 1778 квадратных метров. На нём будут располагаться 9 лунок, расстояние между ними составит от 100 до 300 метров. Каждая лунка – напротив домика отдыхающих, чтобы они могли приступить к тренировкам с утра. Поле будет вписано в ландшафт, создатели постараются максимально сократить нагрузку на природу. Сейчас на турбазе уже есть одна лунка, играть в неё можно с пяти разных мест, гольфисты называют их «ти». По словам Юрия Мильвита, она подходит и для отработки дальних и ближних ударов. Чтобы сделать эту лунку, организаторам пришлось постараться: вручную было просеяно шесть тонн земли, разложен гравий, подстрижена трава и убраны все камни. Пришлось подыскивать специальную районированную траву для гольфа, весной будет понятно, как она перезимовала и насколько пригодна для поля. Назвать точную дату его открытия наш собеседник пока не берётся и говорит, что собственным полем наш регион может обзавестись в 2009-2011 годах.

В Москве, Красноярске, Екатеринбурге этот вид спорта даже получает финансовую поддержку от местных властей, рассказывает Юрий Мильвит. Гольф имеет большое значение для воспитания подрастающего поколения, убеждён он. Гольф-этикет с исторически сложившимися многочисленными правилами создаёт определённый стиль жизни. Здесь полагаются на джентльменский подход к игре и безусловное уважение к сопернику. Поэтому в бизнес-среде безоговорочно доверяют человеку, который увлечён этим видом спорта.

Мильвит мечтает о том, чтобы поле для гольфа появилось и в самом Иркутске. На острове Юность уже выбрано место под поле, которое согласовано с администрацией Иркутска, создан проект будущего поля. Правда, дальше дело не продвинулось. По словам Юрия Мильвита, до сих пор нет постановления местных властей о том, на каких условиях федерация может пользоваться площадкой. Между тем есть планы по проведению в городе турнира в честь 350-летия Иркутска в 2011 году.

О сложностях с оформлением земли говорят и другие предприниматели, занятые в сфере отдыха. Представитель компании «Фан Фан», которая занимается прокатом велосипедов и «водных шариков», уверен, что спрос на любые виды отдыха наверняка бы возрос, если бы стала возможной аренда больших площадок в интересных, с точки зрения развития рекреационного бизнеса, местах. Но чаще всего «интересные места» принадлежат администрации, и заключение договора аренды может затянуться на весь сезон. «С муниципальной землёй в Иркутске вечные проблемы, решить которые практически невозможно, – жалуется генеральный директор аквапарка «Водолей» Виктор Карпов. – Нужно обойти такое количество инстанций и подписать столько документов, что гораздо проще найти участок, принадлежащий другому частнику, и работать с ним».

Читайте также

Подпишитесь на свежие новости

Мнение
Проекты и партнеры