издательская группа
Восточно-Сибирская правда

От двух условно до четырёх реально

  • Автор: Максим КЛИНКЕР

И ведь что интересно: слово одно и то же, а смыслы – кардинально разные! Во всяком случае, взгляд двух сторон в конфликте опирается, как может показаться, на нюансы оттенков. А с учётом того, что конфликт этот судебный, интересно становится вдвойне. Находчивые товарищи, в миру именуемые мошенниками, предпочитают формулировку «провести операцию». Пострадавшая сторона, которой является крупнейший банк региона, настаивает на том, что «провести, как ребёнка» пытались её. Пытались, да только операция сорвалась. И теперь вор, как и должен, сидит в тюрьме. К трём годам лишения свободы приговорён организатор группы мошенников, занимавшихся махинациями с кредитами в Чите. Остальным «повезло» не меньше…

В феврале 2006 года безработный читинец Александр Галузинский решил «поправить своё финансовое положение» при помощи кредитов Сбербанка. При этом возвращать их Галузинский и не собирался. Мошенник, как ему казалось, всё просчитал: нашёл знакомых, согласившихся «за вознаграждение» сыграть роли заёмщика и поручителя, изготовил поддельные справки, в которых было указано, что его сообщники являются работниками подразделений Забайкальской железной дороги; он также снабдил их поддельными копиями трудовых книжек. В результате преступники получили кредит в размере 190 тысяч рублей.

По аналогичной схеме Александр Галузинский с сообщниками в марте и апреле 2006 года обманным путём смогли получить ещё два кредита на общую сумму 380 тысяч рублей. Четвёртую попытку Галузинский предпринял в июне 2006 года, но она оказалась последней: мошенников задержали. В июле Центральный районный суд Читы вынес обвинительный приговор шести фигурантам дела, инкриминировав им преступные действия, предусмотренные частью 2 статьи 159 УК РФ (мошенничество, совершённое группой лиц по предварительному сговору, неоднократно, с причинением значительного ущерба).

Александр Галузинский, как главный «вдохновитель» мошенничеств, приговорён к трём годам лишения свободы. Его сообщники Юрий Гурин, Игорь Севцов, Алексей Михайлов, Александр Кривцов приговорены к условному наказанию с испытательным сроком 2 года. Игорь Простакишин, с учётом неотбытого наказания по приговору мирового судьи от 22 марта 2006 года, будет отбывать наказание в течение 4 лет.

Для взыскания суммы нанесённого преступниками ущерба (в общей сложности он составил 570 тысяч рублей) Байкальский банк Сбербанка России подал соответствующий гражданский иск.

«У нас в стране банковская сфера постоянно развивается, с каждым годом появляются новые продукты, услуги становятся более разнообразными и доступными не только для крупных клиентов, но и для малого бизнеса, для частных лиц, – прокомментировал итоги судебного дела председатель Байкальского банка Сбербанка России Максим Полетаев. – Сбербанк в этом плане не исключение: мы идём в ногу со временем. Но прогресс, который приходит в наши филиалы, обходит стороной часть населения России. Ту часть, которая считает, что деньги и жизненные удовольствия можно получить хитростью и обманом, а не честно заработать. Ещё раз хочу отметить: мы не единожды силами собственной службы безопасности раскрывали подобные случаи – это касается и частных клиентов, и юридических лиц. В разы больше тех случаев, когда преступный замысел раскрывался ещё на стадии подготовки к мошенничеству. Но это первый случай, когда состоялся суд и преступники понесли заслуженное наказание. Это наглядный показатель того, что у нас перестают считать махинации с банковскими кредитами чем-то вроде шалости. До сих пор все дела – если их вообще удавалось возбудить – закрывались «за несущественностью». Теперь, я надеюсь, читинский пример вдохновит следственные органы и судебную систему в регионе на более серьёзное отношение к подобным вещам. Потому что, честно говоря, не совсем понятно, почему вытащить на рынке из сумочки кошелёк – преступление, а лишить банк пары сотен тысяч рублей – это так, робингудство из серии друзей Оушена…»

А ведь любопытно: и правда, почему? Почему, к примеру, деятельность всеми уважаемой организации «Дельфин» (занимается разбирательством с банками, которые некорректно ведут себя по отношению к клиентам, скрывая истинные условия предоставления кредитов) широко и с удовольствием освещают многие региональные СМИ, а ситуация, когда у крупнейшего банка страны регулярно пытаются украсть деньги на фоне наплевательского отношения правоохранительных органов и судебной системы, как-то «не вызывает интереса»… Зачем далеко ходить: за первое полугодие только в Иркутске Байкальский банк Сбербанка России выявил 114 попыток получить кредит с использованием подложных документов. Все они были предотвращены. В органы внутренних дел подано 11 заявлений, возбуждено три уголовных дела. Но до суда не дошло ни одно. Здесь уместно будет вспомнить, что судебную и правоохранительную систему государство содержит за счёт налогов. Байкальским банком только в прошлом году в бюджеты всех уровней было перечислено свыше 1,4 миллиарда рублей налогов…

Что такое Сбербанк России? Де-юре, как и де-факто, – коммерческий банк. Который является безусловным лидером по многим показателям банковской системы, в том числе по объёму средств на вкладах населения. И каждый такой вот эпизод, как в Чите, – это ущерб не только банку, но и его клиентам. Конечно, никто не будет высчитывать ущерб со счетов вкладчиков, но суть ситуации от этого не меняется.

За первое полугодие 2007 года в Байкальском банке получили пенсии и пособия свыше 600 тысяч сибиряков. Почему-то в такие моменты все помнят о том, что у Сбербанка (который, как уже было упомянуто, является банком коммерческим) есть социальные функции. И немногие вспоминают об этом, когда речь заходит о том, чтобы помочь ему защитить все те же социальные функции, исполнение которых – ежедневная работа не одной тысячи человек.

Ситуация вроде бы одна, а подходы к ней кардинально разные. Примерно так же, как со словом «провести». Вот такая лексикология получается…

Читайте также

Подпишитесь на свежие новости

Мнение
Проекты и партнеры