издательская группа
Восточно-Сибирская правда

Сергей Дубровин: Армия - это серьёзная мужская работа

Российская армия - это опора нашего государства или один из многих, к сожалению, несовершенных институтов власти? Сегодня снова остро встал вопрос: какой быть Российской армии, вылечит ли её контрактная система, останется ли дедовщина в "новой" армии, надо ли поголовно призывать на службу всех юношей, хотя бы на 12 месяцев? Об этом и многом другом размышляет депутат Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации, капитан запаса Сергей Дубровин.

Выдающий российский военный реформатор генерал-фельдмаршал Дмитрий Алексеевич Милютин в 1874 году писал, что для успешного проведения действительно реформаторских преобразований в армии в качестве обязательных необходимы три условия: во-первых, наличие средств, и прежде всего финансовых, ведь реформы — дело дорогостоящее; во-вторых, желание и воля правительства выделять необходимые для развития армии и флота средства; и, в-третьих, безусловная поддержка армии в обществе, причём общество должно осознавать необходимость армии.

Возможно ли соблюдение всех трёх условий в современной России?

С трудом, но возможно. Вот уже два года, как Государственная Дума увеличивает бюджет Вооруженных сил Российской Федерации. Это значит, что впервые за последние 15 лет реально перешли от слов к делу: повышается зарплата военнослужащих, началось строительство жилья, воинские части стали получать новое вооружение и обмундирование, бензин, продукты питания в нужном количестве. Лётчики начали летать, а не в учебных классах учиться лётному делу. Но я считаю, что, не вмешиваясь в секретные, чисто военные траты, Государственная Дума должна открыто утверждать социальные статьи бюджета Вооруженных сил: на увеличение зарплаты генералам, офицерам, сержантам и солдатам (контрактникам), пенсии для военных пенсионеров, отчисления на медицинское обслуживание, отчисление на строительство жилья для военнослужащих. И не надо бояться: страшных военных секретов это не раскроет, а веса в обществе военнослужащим прибавит и желания служить в армии, быть военным — увеличит.

Сегодня СМИ вновь широко освещают проблемы нашей армии. И это правильно: того, что произошло там за последние месяцы, терпеть нельзя, с этим надо бороться всем обществом. Но нельзя издеваться над святым. Армия — наше общее достояние. Если происходит что-то недостойное в армии, мы и переживать это должны вместе и искоренять совместно.

Выступая перед депутатами Государственной Думы на «Правительственном часе», министр обороны вскрыл недостатки в воинских частях и назвал возможные пути их исправления. Это его работа, но мы не должны быть сторонними наблюдателями. Всё, что мы воспитаем в молодых людях до 18 лет, станет их опорой при службе в армии. Начиная с семьи, когда отец будет рассказывать сыну не только о «красивых» похождениях в самоволке, но и о трудностях военной службы, будет с гордостью показывать воинские значки, а может, и правительственные награды. В школе, когда учитель истории не заученно оттарабанит что-то о военных победах России, а поговорит с классом, как учитель из кинофильма «Доживём до понедельника». Роль учителя, а особенно учителя истории, незаменима в процессе воспитания. Этих людей мы должны постоянно поддерживать. Ведь недаром Бисмарк после победы под Седаном сказал, что в этой победе главная заслуга — наших учителей. И надо добавить — простых школьных учителей, сумевших воспитать любовь к Родине в каждом будущем солдате. Считаю, что преподаватель военной подготовки в школе по уровню заработной платы должен быть приравнен к зам. директора, да и обязанности его должны быть увеличены. Военно-спортивные игры «Зарница», «Орлёнок» не прекращались на большинстве территорий Иркутской области. И время доказало, что это правильно. Здесь наши ребятишки получают навыки допризывной подготовки, улучшают свои показатели в спортивных дисциплинах. И, конечно же, необходимо изменять систему допризывной подготовки молодёжи в РОСТО (а лучше вновь вернуться к тому доброму, что было в ДОСААФ). Проводы в армию не должны превращаться в очередную пьянку. Проводы на службу в армию — это праздник вхождения юноши во взрослую жизнь. И он должен быть обставлен соответственно.

Во главе всей допризывной работы должен быть военкомат. Не цифры о весеннем и осеннем призыве должны быть у них главной задачей. Оценкой работы военкомата должна стать подготовленность ребят к службе в армии. Ведь большинство неуставных взаимоотношений происходит как раз с первогодками, не готовыми к службе. Изменив систему подготовки, мы уменьшим число пострадавших от дедовщины. Считаю, что в обязанности заместителей глав по социальной работе от района до области должны входить положения о поддержке допризывной подготовки и взаимодействии с воинскими подразделениями на своей территории. Шефство над воинскими частями, расположенными на подведомственной территории, должно перестать быть формальным. Необходимо внедрять подписание совместных договоров и соглашений, как это делается, например, в Московской области. Радости и трудности надо делить пополам, тогда и ситуация в воинских частях изменится к лучшему.

Особую поддержку мы должны оказать родителям, чьи ребята ушли на службу в армию. Не надо ничего выдумывать, следует просто вспомнить, как раньше им помогали в ремонте жилья, в доставке дров, да в поздравлении к празднику, наконец. Руководители предприятий, профсоюзные комитеты должны интересоваться, как идёт служба у парня, рассказать ему, что его родители не забыты. Тогда и он будет достойно относиться к службе, учиться военному делу настоящим образом. Тогда и пребывание депутата или руководителя района, города в казарме не будет чем-то непонятным или «для галочки».

Я всегда уважал и уважаю людей в погонах. Знаю, что помощь им сегодня вернётся сторицей завтра. Мы вместе боролись с всеобщим развалом и охаиванием армии. Вместе отстаивали существование Поста 1, не дали умереть «Зарнице», совместно проводили традиционное шествие по улицам Иркутска в День Победы. Сегодня я шефствую над ракетным полком под Иркутском, лётной воинской частью, оказываю поддержку другим воинским частям Иркутского гарнизона. Мой депутатский статус помогает в решении вопросов в Министерстве обороны по выделению средств на ремонт помещений, повышению заработной платы, решению проблем военных пенсионеров, переводу в гражданские поселения военных городков. Считаю, что если мы оказываем помощь военнослужащим здесь, то где-то в другом городе помогут нашим землякам. Если каждый из 450 депутатов Государственной Думы возьмёт шефство хотя бы над одной воинской частью (а ведь ещё есть тысячи депутатов региональных Законодательных собраний), то ситуация тогда изменится в лучшую сторону.

Мы совместно с главным управлением общего и профессионального образования Иркутской области продолжаем настаивать, что у нас в регионе нет необходимости создавать отдельные центры профессиональной подготовки для получения солдатами и сержантами послевоинской профессии. Мы готовы предоставить для этого систему ПТУ, по области она распределена грамотно, оборудованием и кадрами обеспечена.

Я не думаю, что контрактная армия разрешит все вопросы. Всегда Российская армия была сильна связью со своим народом. Но если создание контрактной армии поставлено во главу решения проблемы обороноспособности России, то считаю, что необходимо быстрыми темпами провести техническое перевооружение армии; решить социальные проблемы военнослужащих не на бумаге, а реально; изменить в соответствии с нынешними условиями подготовку офицеров в военных училищах. Необходимо, хотя бы на переходный период, вернуться к традициям Российской армии по формированию и наименованию полков по местности (например, Иркутский полк формируется в Иркутской области и называется Иркутским, а службу, естественно, может нести в любой части России). Для искоренения дедовщины немаловажным будет то, что и призываются и демобилизуются ребята в одну местность.

В своём выступлении перед депутатами Государственной Думы министр обороны отметил, что «не только среди младших, но и среди старших и даже высших офицеров зачастую встречаются те, кто не может похвастаться ни качествами настоящего военного профессионала, ни высокой общей культурой и нравственной чистотой». В решении этой проблемы может помочь и гражданское общество, организовав для военнослужащих бесплатное посещение театров, музеев, библиотек, хотя бы раз в месяц.

Это вместе с возвратом к практике целенаправленной подготовки офицеров — воспитателей ротного и батальонного звена, изменением системы поощрения и наказания офицеров в зависимости от истинного положения в части поможет в искоренении неуставных отношений. Министр сказал и о изменении порядка подготовки и несения службы сержантами, в частности, об ускорении их перевода на контрактную службу.

А вот на призыв всех допризывников на 12 месяцев в армию я не согласен. Поступил парень в вуз, пусть учится и заканчивает его. На военной кафедре он должен получить военную специальность, отслужить положенные 12 месяцев и получить офицерские погоны.

[dme:cats/]

Хочу высказать своё мнение и о самих молодых людях — рядовых и сержантах Российской армии. Пора, парни, мужать до прихода в армию. Воинская повинность — это не игра. Это серьёзная мужская работа. Изо дня в день. Весь срок службы. И приказы командира — это не просьбы мамы с папой, когда можно увильнуть от исполнения. Приказы не обсуждаются, а их неисполнение ведёт к ответственности. Настрой должен быть один: призвали в армию, доверили Родину защищать — выполняй с честью и достоинством.

Министр обороны сказал: «Я твёрдо уверен в том, что в нашей стране есть силы, которые не ставят перед собой цель нажить сомнительный политический капитал на существующих армейских проблемах, а искренне заинтересованы в их решении». Я согласен с министром, и считаю, что таких людей большинство.

Читайте также

Подпишитесь на свежие новости

Мнение
Проекты и партнеры