издательская группа
Восточно-Сибирская правда

Уроки прошлых лет

Уроки
прошлых лет

Александра
НЕФЕДЬЕВА, сотрудник АЭМ
"Тальцы"

Ко Дню
международного праздника музеев 18
мая приурочено в
архитектурно-этнографическом
музее "Тальцы" открытие новой
экспозиции "Жилище сельской
учительницы начала ХХ века".
Теперь посетители музея смогут в
полном объеме познакомиться с
интереснейшей темой — "Развитие
просвещения в царской России и роль
учителя в сельском обществе".

В России
народное просвещение начало
интенсивно развиваться с 1860-х
годов, после проведения школьной
реформы 1863-64 годов. С этого времени
повсеместно в крупных и волостных
школах начали открываться
министерские, чаще называемые
народными, начальные школы.
Крестьяне одобрительно отнеслись к
появлению школ в селах и с большой
охотой отдавали туда своих детей на
обучение. Но вскоре между
крестьянами и частью педагогов
возникли серьезные разногласия.
Основная причина, приведшая к
конфликту, заключалась в неприятии
крестьянами мировоззрения
революционно настроенной
атеистической части интеллигенции.
Учителями во многих сельских
школах оказались именно такие люди,
которые на своих уроках вели
антирелигиозную пропаганду,
воспитывали непочтительное
отношение к власти, подрывали
авторитет взрослых.

Православная
церковь в этой ситуации не могла
оставаться безучастной, так как
подобное воспитание вело к подрыву
государства и потере традиционных
нравственных устоев в обществе,
отрицанию Бога. Святейшим синодом
был издан в 1884 году указ об открытии
в приходах церковно-приходских
школ и выпущено "Положение о
церковно-приходских школах",
утвержденное государем.

Церковно-приходские
школы были двух разрядов —
одноклассные и двухклассные.
Основу обучения детей в
церковно-приходской школе, кроме
образовательных предметов —
чтения, русского языка, арифметики,
составляло глубокое изучение
православия, которое должно было
стать фундаментом мировоззрения
подрастающего поколения, на основе
которого и должны были
формироваться жизненный уклад и
моральные качества каждого
человека. Таким образом, главной
задачей, которую ставила церковь
перед церковно-приходскими
школами, было воспитание у
населения высокой нравственности.
Лучшие иерархи церкви, такие как
наш великий земляк святитель
Иннокентий, митрополит Московский
и Коломенский, рассматривая
вопросы воспитания и грамотности
среди населения России, писал, что
знания без нравственности
бесполезны и даже вредны. Таких же
взглядов придерживался святитель
Филарет и многие другие.
Практически это было общее
направление церкви в вопросах
воспитания, которое было
осуществлено в церковно-приходских
школах. Руководителем такой школы
был священник. В крупных селах
церковно-приходские школы могли
соседствовать с министерскими, в
глухих селениях и деревнях, как
правило, были только
церковно-приходские школы. После
издания указа церковно-приходские
школы очень быстро
распространяются по всей России и к
1900 году намного опережают по
численности министерские. Однако
тяжелое материальное положение
(содержал их только приход), привело
в закрытию части этих учебных
заведений, и на 1913-й год
церковно-приходских школ
насчитывалось по
Восточно-Сибирскому учебному
округу 691, в то время как
министерских — 1080.

Здание
церковно-приходской школы в музей
было вывезено из села Кеуль,
Среднее Приангарье. Школа там была
открыта в 1888 году. Обучалось в ней 20
детей обоего пола. Школа состояла
из учебного класса и двух комнат, в
которых проживала учительница. Нам
известно, что эта девушка окончила
среднее духовное заведение и
покинула родительский дом с
благородной миссией
распространения грамотности в
крестьянской среде. Учительница
имела средства, что позволило ей
обустроить свой быт согласно
семейным традициям. Богатые
городские одежды и городская
обстановка дома выделяли
учительницу из окружающего мира,
усиливали ее значимость в селении,
а умение многое объяснить и
составить нужную для крестьянина
бумагу еще более повышало ее
авторитет среди крестьянства.

Как
выглядела комната учительницы,
какую одежду она носила, чем
увлекалась, вы можете увидеть,
побывав на открытии комплекса 17
мая. Открытие состоится в 14 часов.
Торжество откроется
чиноосвящением. В празднике примет
участие театр народной драмы.

Читайте также

Подпишитесь на свежие новости

Мнение
Проекты и партнеры