издательская группа
Восточно-Сибирская правда

Красавец Бе-200 обрел крылья

  • Автор: Светлана БАТУТЕНЕ, "Восточно-Сибирская правда"

Красавец
Бе-200 обрел крылья

17
октября 1998 года войдет в историю
мирового авиастроения как день
рождения многоцелевого
самолета-амфибии Бе-200. Именно в
этот осенний солнечный день на
глазах многочисленных столичных
гостей, а также виновников
торжества — авиаконструкторов
ТАНТК им. Бериева и авиастроителей
ИАПО — в небо взлетел пахнущий
свежей краской красавец Бе-200.

Открывая
торжественный митинг по случаю
столь неординарного события,
президент АО ИАПО Алексей Федоров
сказал собравшимся, что Бе-200 стал
первым самолетом, который
отечественные авиастроители
подняли на крыло за время сложной
перестроечной и постперестроечной
эпохи. Несмотря на экономические
трудности, в стране все-таки есть
силы, способные создать подобное
чудо, и мы все вправе гордиться этим
достижением. "Когда взлетает
новая машина — это огромная радость
и нашего коллектива, который ее
создал, — заявил собравшимся
генеральный директор ТАНТК им. Г.М.
Бериева Геннадий Панатов, — и тех
людей, кто построил ее здесь и
поднял в воздух. Таганрог и Иркутск,
казалось бы, так далеко, но
оказались рядом. Мы создали то, о
чем мы мечтали. Честно говоря, много
было и недругов в этом проекте, но
больше было благожелателей. И
благодаря этому мы сделали
невозможное".

Поздравить
иркутян и таганрогцев в Иркутск
прибыли представители
Минэкономики, Совета Федерации, а
также МЧС России. На крылатую
чудо-амфибию приехали посмотреть
представители иркутского
истеблишмента.

Уникальность
Бе-200 не только в том, что он
является последним словом мирового
гидросамолетостроения, но и в том,
что ему дарована жизнь не
благодаря, а вопреки. Проект
создания Бе-200 включен в программу
развития гражданской авиации
России и в государственную
программу защиты лесов от пожаров,
но его финансирование
осуществлялось и продолжает
осуществляться без какой-либо
ощутимой поддержки от федерального
центра. Чтобы построить самолет,
иркутским авиастроителям пришлось
отвлекать из оборота значительные
денежные средства. Не последнюю
роль сыграли и кредиты банков, в
частности, столичный "Менатеп"
прокредитовал проект на 20 млн.
долларов. Местные власти, понимая,
какое большое дело задумали на
ИАПО, пошли предприятию навстречу и
освободили его от налогов в
городской бюджет. Губернатор
области Борис Говорин заявил по
этому поводу, что у конструкторских
бюро есть множество чертежей и
разработок, но не каждые из них
становятся реальностью. Он
напомнил собравшимся, что в 1992 году
в цехах ИАПО царило уныние. Однако
благодаря поддержке городских
властей объединению удалось
освоить производство гражданской
авиационной техники.

По сути,
менеджмент ИАПО создал прецедент.
Впервые в истории России
предприятие оборонки практически
самостоятельно претворило в жизнь
конверсионную программу. По словам
Алексея Федорова, когда в начале 90-х
годов перед авиастроителями
замаячила тень так называемой
конверсии (так называемой потому,
что в цивилизованном мире переход с
военного производства на
гражданское осуществляется
планово), руководству предприятия
пришлось выбирать продукт, который
можно было успешно продвигать на
рынки. Иркутские авиастроители
выбрали Бе-200. И не ошиблись. Амфибию
ожидает большое будущее.

Маркетинговые
исследования, проведенные
компаниями JANE’S Information Group
(Великобритания), ALENIA (Италия), ILTA Trade
Finance S.A. (Швейцария)^ показали, что
наибольшим спросом амфибии будут
пользоваться в
Азиатско-Тихоокеанском регионе. В
странах с островным ландшафтом, где
нет возможности самолету
преземлиться на сушу. Емкость этого
рынка, по данным компании JANE’S, c 1999 г.
по 2003 г. составит до 90 самолетов, а с
2003 г. по 2011 г. — до 300 самолетов. Рынок
Европы оценивается в 50-70 самолетов
на ближайшие десять лет. Общая
потребность российского рынка —
110-115 самолетов на период с 1998-2010 гг.

Как заявил
Алексей Федоров, с момента взлета
первого самолета-амфибии в воздух
иркутяне начинают кампанию по
агрессивному маркетингу и
продвижению его на рынки. Однако
уже сейчас поступает множество
предложений. Ведутся переговоры с
Китаем, предполагается в 2000 году
поставить машину для морской
полиции Южной Кореи.

Успех
проекта Бе-200 во многом был
предопределен продуманной
организационной структурой. Для
его реализации в 1991 году в
Таганроге было создано совместное
российско-швейцарско-украинское
предприятие "БЕТА ИР". Его
учредителям стали АО "ТАНТК им.
Г.М. Бериева", АО ИАПО, СП ILTA Trade
Finanse S. A. (Женева, Швейцария),
Промышленно-инвестиционный банк
Украины (Киев). Это позволило
привлечь инвестиционные ресурсы и
увязать воедино интересы
разработчиков и производителей,
благодаря чему Бе-200 стал первым и
единственным пока в России
самолетом, опытный образец
которого построен на серийной
основе. Все остальные, (к примеру,
его менее удачливый собрат
Альбатрос-40) до этого строились
штучно, а значит, были дороже.
Серийная основа позволит сегодня
ИАПО без дополнительных вложений
строить до шести самолетов в год.
Поэтому рабочие ИАПО уже
приступили к строительству второго
Бе-200.

А счастливый
первенец таганрогцев и иркутян
покинет Иркутск. Теперь он
принадлежит МЧС России и его
ожидают длительные часы летных
испытаний.

Читайте также
Фоторепортажи
Мнение
Проекты и партнеры
  все
Свежий номер
Adblock
detector