издательская группа
Восточно-Сибирская правда

Финансовый набат -- рубильником по рельсам

Финансовый
набат — рубильником по рельсам

8 млн
рублей "живых денег" — такова
была цена почти 10-часового простоя
76 товарных вагонов на
Транссибирской магистрали из-за
отключения электроэнергии
читинскими энергетиками 26 октября.
Как сообщил начальник
Забайкальской железной дороги
Николай Воробьев, именно эту сумму
в ближайшие дни обязались
выплатить железнодорожники в обмен
на немедленное подключение к
электротяге поездов на
Транссибирской магистрали. Для
восстановления нормального
движения в соответствии с графиком
потребуется не менее суток.
Тепловозы, которые перевозили
пассажирские поезда во время
отключения электротяги, вновь
заменят на электровозы.

"Отключение
Транссиба от электроэнергии —
вынужденная мера читинских
энергетиков, которым Забайкальская
железная дорога должна 80 млн
рублей," — сказал генеральный
директор АО "Читаэнерго"
Виктор Мясник. Железнодорожники,
которые потребляют 35 процентов
всего производимого АО
"Читаэнерго" электричества в
нарушение ранее подписанного
соглашения о снижении тарифов на
электроэнергию в случае оплаты
"живыми деньгами", за
последние четыре месяца не
перечислили ни рубля. В результате
"Читаэнерго" не может
заплатить налоги, рассчитаться с
социальными фондами, поставщиками
угля. Из-за долгов энергетикам АО
"Читинская угольная компания"
несмотря на близкие холода
отказалась поставлять энергетикам
топливо.

Задолженность
различных ведомств перед
Забайкальской железной дорогой
составляет более 400 млн рублей, что
в пять раз больше, чем должны
энергетикам железнодорожники. По
данным министерства, предприятия
ТЭК задолжали железнодорожникам в
целом по стране 1 млрд 648 млн рублей.
В то же время долг
железнодорожников почти на 200 млн
рублей меньше. В должниках перед
Забайкальской железной дорогой
числятся многие читинские
предприятия, в том числе АООТ
"Дальвостокуголь",
Харанорский угольный разрез.
Первый за перевозку грузов не
заплатил около 22 млн рублей, второй
— 14 млн рублей. Этих средств
железнодорожникам хватило бы на
оплату электроэнергии читинским
энергетикам, подчеркнули в
министерстве.

Через восемь
часов после отключения электротяги
руководители Забайкальской
железной дороги и АО
"Читаэнерго" начали
переговоры о выходе из критической
ситуции. Это был добрый знак,
поскольку ранее руководство
"Читаэнерго" ничего не хотело
слышать о возможном компромиссе,
требуя немедленного погашения
задолженности. Более того, 26
октября практически весь день за
долги было отключено от
электроэнергии здание
администрации Читинской области.

Общие долги
энергетикам за уже потребленную
продукцию составлют более 700 млн
рублей. По словам дежурного
диспетчера "Читаэнерго"
Алексея Волкова, он и его коллеги не
получали зарплату уже 7 месяцев.
Кроме того, из-за отключения
железной дороги энергетики тоже
несут убытки, ведь многие
потребители запитаны через
электросети Забайкальской
железной дороги.

Министерство
путей сообщения дало указания
Забайкальской железной дороге
пустить часть поездов в обход по
Байкало-Амурской магистрали. Кроме
того, министр путей сообщения РФ
Николай Аксененко заявил на
пресс-конференции, что МПС может
отказаться от услуг АО
"Читаэнерго", если энергетики
впредь будет действовать силовыми
методами. Он пояснил, что
железнодорожники не имеют
задолженности перед энергетиками.

Министр
отметил, что плата Забайкальской
железной дороги за электроэнергию
в 1,5 раза выше среднеотпускной цены
по Читинской области. Кроме того,
МПС установило 25-процентную скидку
с тарифа на перевозку угля в этой
области, в том числе в адрес АО
"Читаэнерго". Доля преференции
АО "Читанерго" составляет
около 25 млн рублей в год. Читинским
энергетикам установлены также
льготные тарифы на перевозку
мазута. Скидка с тарифа составляет
25 проц. В любом случае, подчеркнул
министр, неправомерные действия
читинских энергетиков должны быть
прекращены. В противном случае
народное хозяйство региона может
понести существенный урон.

В РАО "ЕЭС
России" надеются на достижение
компромисса с МПС, а отключение
значительного участка Транссиба
считают вынужденной мерой. Вопрос о
погашении задолженности уже давно
ставился энергетиками, однако
переговорный процесс с МПС идет
непросто. Руководство РАО "ЕЭС
России", в частности, предлагало
различные варианты погашения
долга, однако они не удовлетворили
железнодорожников, которые в свою
очередь не выдвигали встречных
предложений. Затяжка переговоров
привела к обострению финансовой
ситуации у энергетиков, которые
исчерпали ресурсы для приобретения
необходимого топлива.

Николай
Аксененко обратился с письмом к
председателю правления РАО "ЕЭС
России" Анатолию Чубайсу, в
котором сообщается, что, находясь в
трудном финансовом положении,
федеральный железнодорожный
транспорт обеспечивает
необходимые перевозки грузов и
пассажиров, ведется неуклонное
снижение железнодорожных грузовых
тарифов, в том числе на перевозки
каменного угля, топочного мазута.
Последнее снижение тарифов на 25
процентов принято в июле 1998 года.
Введена также единая система
скидок тарифов.

Из-за имевших
место случаев блокирования
основных транспортных магистралей
шахтерами железные дороги понесли
значительные убытки и, оказавшись в
крайне тяжелом финансовом
положении, МПС России вынуждено
изыскивать необходимые денежные
средства для первоочередных
платежей в госбюджет и пенсионный
фонд.

Кроме этого,
в условиях регионального
регулирования допущен перекос цен
на электроэнергию, что особенно
отражается на энергоемких
потребителях, в том числе на
электрифицированном
железнодорожном транспорте. За 9
месяцев этого года переплата в
целом по сети железных дорог
составила более миллиарда рублей
из-за повышения отпускных тарифов
над рассчитанными в соответствии с
постановлением правительства. Это
внесло определенные трудности в
проведение денежных расчетов с
читинской энергосистемой. Николай
Аксененко выразил уверенность в
том, что руководство РАО "ЕЭС
России" предпримет необходимые
меры.

Через десять
часов АО "Читаэнерго" поэтапно
подключило к электрической сети
отключенный участок
Транссибирской магистрали общей
протяженностью около 2 тыс км,
говорится в информационном
сообщении РАО "ЕЭС России". По
словам начальника диспетчерской
службы АО "Читаэнерго" Евгения
Евтушенко, на момент отключения
электротяги задолженность
железнодорожников энергетикам
превышала 50 млн руб. Отключение
электроэнергии на участке
Забайкальской железной дороги было
проведено в соответствии с
Федеральным законом "Об
электроснабжении",
постановлениями Правительства РФ и
договором с МПС. Данный участок не
входит в список федеральных
потребителей, в отношении которых
практика отключения
электроэнергии запрещена.

Как сообщил
дежурный по администрации
Читинской области, электротяга
включена пока до 30 октября. Если
железнодорожники не расплатятся до
этого срока, им вновь грозит
отключение.

По
сообщениям корреспондентов
ИТАР-ТАСС.

Читайте также

Подпишитесь на свежие новости

Мнение
Проекты и партнеры