издательская группа
Восточно-Сибирская правда

Здесь лежит Чингисхан?

Здесь
лежит Чингисхан?

Осенью
1964 года на берегу реки Онон в
Агинском автономном округе
произошла странная встреча.
Стороживший переметы напротив
Тогоон Шулуун ("Каменного
котла") завуч Кункурской школы
увидел неподалеку старика. Правда,
теперь, когда самому Чингису
Гомбоину стукнуло 64, он полагает,
что незнакомец был "в самом
расцвете" — лет пятидесяти.

С того
мгновения, как Гомбоин заметил
этого человека, он начисто потерял
интерес к рыбалке.

— И этому
старику я с ходу выложил все. Что
хочу найти место захоронения
Чингисхана. Что через отца до меня
дошли на этот счет предания,
пересказанные дедом, который
работал писарем Цугольской
волостной управы. Захоронение,
высказал я свое предположение,
может оказаться где-то здесь, на
Ононе. Старик нисколько не удивился
моим несвязным признаниям, он будто
только и ждал этого: "Ты
совершенно прав". Уверенными
движениями набросал на берегу
схему, суть которой сводилась к
следующему.

Когда
полководцы Чингисхана привезли его
тело на родину, рабы построили
обводной канал, возвели на реке
плотину и пустили Онон по новому
руслу. На обнажившееся дно положили
саркофаг из горного хрусталя, а
затем снова пустили реку по
естественному пути.

Я взял
рассказ незнакомца за версию. Стал
внимательнее приглядываться ко
всем протокам и старицам Онона.

— Но,
чтобы взяться за такую загадку,
мало одного желания и рассказа
человека, имени которого ты даже не
знаешь. Нужно изучать письменные
источники, а это предполагает
знание древних языков.

— А как же!
Там, в Кункуре, начал
самостоятельно изучать
старомонгольскую письменность. В
1972 году переехал в Улан-Удэ и
поступил на работу старшим
лаборантом в сектор
источниковедения индо-тибетской
медицины Бурятского филиала
Академии наук СССР.

Это была
уникальная для тех лет команда.
Достаточно сказать, что первый
секретарь обкома Андрей Урупхеевич
Модогоев не побоялся дать добро на
привлечение к работе
высокообразованных лам — Жимбу
Цыбенова, Лодоя Ямпилова, Батомунко
Дашиева.

Тибетский я,
правда, так и не выучил. Но
старомонгольским стал владеть уже
прилично. Делал подстрочные
переводы для ботаников и медиков.
Кстати, над "Атласом тибетской
медицины", вокруг вывоза
которого в Америку сейчас идет
столько споров, тоже довелось
поработать.

К тому
времени были переведены многие
важные письменные источники.
Например, "Алтан Тобчи" —
историческая хроника, которая для
бурят-монголов как "Повесть
временных лет" для русских.

— Ты
нашел в ней нечто такое, что
подтверждает твою версию?

— Во всяком
случае, мне стало ясно, что
Чингисхан был захоронен именно на
родине, на Ононе. В хронике
говорится, что он умер "на 66-м
году жизни, в 22-й год правления, в
год Красной свиньи", то есть в 1227
году по христианскому
летосчислению. Случилось это после
похода на Тангутское царство,
которое находилось на территории
современного Китая. "Когда же
дошли они до болотца горы Муна, то
ступицы повозки (на которой лежало
тело Чингисхана) попали в грязь и не
могли сдвинуться. Запрягли в нее
аргамаков всех пяти цветов народов,
но и они не могли ее сдвинуть". А
дело в том, что "еще раньше
владыка, проходя здесь, любовался и
сказал слово, потому-то теперь и
увязли ступицы…" Полководцы
забеспокоились: не здесь ли надо
захоронить тело Чингиса?

Но в обычаях
бурят-монголов было хоронить
близких на месте Тоонто, где при
рождении зарывалась пуповина
человека. И тогда Кулугэтэй-багатур
сотворил что-то напоминающее
заклинание. Это несколько стихов, в
которых воин-поэт обращается к духу
Чингисхана, напоминает место его
рождения и заканчивает одними и
теми же словами: "Там ведь они!"

"Твоя
основанная в спокойствии держава,
Твой правильно устроенный народ,
Твои сыновья и Твоя жена, принесшая
их Тебе, Твои родные ханские земли и
воды — там ведь они!"

Только после
заклятия, если верить автору
хроники Лубсану Данзану, повозки
сдвинулись.

— А как
подкрепляется экзотическая версия
о захоронении на дне реки?

— Но тут-то
как раз экзотики мало, скорее —
печальная правда жизни тех лет. Это
же начало XIII века. Чингисхан не мог
не знать о той участи, которая
постигла захоронения гуннских
вождей: к тому времени монголы
ходили до Адриатики, а сам он
состоял в переписке с папой римским
и французским королем Людовиком
Прекрасным. По всей видимости, ему
не хотелось, чтобы его захоронение
постигла та же участь.

За два с
половиной века Великой империи
было не менее шести ханов
"золотого рода" — ближайших
наследников Чингиса. Где их
захоронения? Никто не знает. В
арабских источниках — у Абуль-гази
Рашидаддина — пишется о смерти
чингисидов скупо: умер в таком-то
году. А где — не указывается.


Все-таки трудно представить, что
при таком большом количестве
свидетелей во внешний мир не
просочились сведения о погребении
на дне реки.

— Надо
понимать, что значило тогда слово
владыки. Поясню на примере. На
вершине Хамар-Дабана есть Обо
(место поклонения духам местности и
предков) Чингисхана. Это
искусственный курган высотой 15
метров, диаметром 50. Соорудив его, в
1212 году Чингисхан ввел Их-Хориг
("великий запрет") на обработку
земель и строительство городов в
долине Селенги и в байкальской
зоне, хотя археологические
изыскания показывают, что ранее там
сеяли хлеб и стояли
города-крепости. Запрещалась
облавная охота и неизбежные,
казалось бы, для тех лет стычки
между соседними улусами. Под
страхом казни. Этот джасак
продержался в силе два с половиной
века — до конца существования
империи.

Сейчас
творческая группа, которую я
возглавляю, работает над изучением
Их-Хориг. Мы получили международный
грант и в ближайшее время
отправимся во вторую экспедицию на
Хамар-Дабан.

— Не
случится ли так же, как с попыткой
поднять "Титаник"? Не обвинят
ли вас в нарушении
общечеловеческих этических норм?

— Моя мама, а
ей 85 лет, тоже меня отговаривает:
дух, по ее мнению, может не простить
нашей дерзости. Но мне кажется, что
здесь главное — чистота помыслов.
Если ты это делаешь не из корысти,
если чтишь обычаи своего народа, то
бояться нечего. 7 июня, после того
как восхождение к Обо Чингисхана
совершили учащиеся Гильберинской
школы, через несколько дней в селе
Хурумша, со стороны которого
учащиеся совершили восхождение, в
Бурятии появилась группа
американцев. Они вербовали
учителей в проводники за 50 долларов
в сутки, сумму для наших педагогов
немалую. Учителя не соглашались. А
нас поддерживают и местные жители,
и шаманское объединение Бурятии
"Боо Бургэл", и многие средства
массовой информации, и ученые
светила республики — Прокопий
Коновалов, Чимит Митупов, Сергей
Чагдуров.


Иностранцы интересовались и местом
захоронения Чингисхана. В начале
90-х его пыталась найти совместная
монголо-японская экспедиция. Для
поиска у нее вроде было все — от
спутниковой картографии до
возможностей ясновидцев. И то не
смогли найти. А ваши возможности
намного скромнее.

— Я из
монгольской печати знаю, что они
привлекали ясновидящего, который
ранее помогал геологам открывать
рудные месторождения. Он
предполагал, что место захоронения
находится на склонах Хэнтэйских
гор, но… Трудно, как говорят
китайцы, искать черную кошку в
темной комнате, особенно если ее
там нет. Современная техника и
экстрасенсы не помогут, если не
изучены дошедшие до нас источники.
Моя версия подкрепляется
документально, о многих вещах я не
говорю только потому, что понимаю:
одно хорошо для монографии, другое
— для интервью.

К тому же в
Монголии к поискам отнеслись
неоднозначно. В столице прошли
демонстрации, проводники из
местных не горели желанием
выложить поисковикам все, что они
знают. Всерьез рассматривался
вопрос о референдуме: пришло ли
время тревожит прах того, кого
ЮНЕСКО рассматривает как одну из
кандидатур на звание "Человек
тысячелетия"?

— А ты
думаешь, что пришло?

— Вечных табу
нет. В сознании нескольких
поколений закрепилось число 900 —
через столько лет должно быть
обнаружено захоронение. Я не знаю,
что тут будет главным — научный
поиск, случайность или
"самотек". Но принято верить: в
2117 году захоронение будет найдено.

Владимир
НОТОВ, журналист.
Газета "Трибуна" — для
"ВСп"

Читайте также

Подпишитесь на свежие новости

Мнение
Проекты и партнеры