издательская группа
Восточно-Сибирская правда

«Тысяча метров над землёй»

Кто и зачем бегает по байкальскому льду

  • Автор: Татьяна ПОСТНИКОВА

Для любого бегуна классическая марафонская дистанция по льду Байкала – это приключение и одновременно проверка себя на прочность. Основными соперниками здесь выступают не люди, а снег, ветер и лёд. Сами марафонцы признаются, что каждый устанавливает свой личный рекорд, ведь главная цель – добежать. Для большинства это приключение на один раз, которое записывают на видео и потом всю жизнь показывают друзьям, а кто-то, напротив, приезжает сюда снова и снова, чтобы опять пробежать эти 42 километра 195 метров по толще байкальского льда.

Точки на горизонте

В минувшее воскресенье поверхность самого глубокого озера планеты снова оказалась в центре внимания бегунов со всего мира. Маршрут Байкальского ледового марафона, который в этом году проходит уже в седьмой раз, был выбран стандартный: отправной точкой для всех стал посёлок Танхой, откуда в полдень в сторону Листвянки выбежали почти 80 человек. На восточном берегу Байкала в это время шли последние приготовления: организаторы устанавливали два железных шеста, между которыми красовалось долгожданное слово «финиш», тут же были полевая кухня и небольшой стол. Больше ничего о том, что сейчас здесь проходит один из самых впечатляющих забегов планеты, не говорило. Обычные отдыхающие продолжали праздновать Масленицу, с которой совпал марафон, прыгать на батуте и гонять на машинах и снегоходах по льду.

Наконец, три часа спустя на горизонте показалась первая точка, долгое время казавшаяся неподвижной, за ней – ещё одна и ещё. Сначала их можно было разглядеть только в бинокль, который ходил по рукам, и все поочерёдно гадали, кто именно там движется, а периодически и вовсе теряли бегунов из вида. Ещё через несколько минут ожидания стало известно, что первым идёт иркутянин, следом за ним, с небольшим отрывом, испанец Сальвадор Кальво, до этого успевший поучаствовать в нескольких десятках марафонов по всему миру – от Северного полюса до Великой Китайской стены.

Но первым к финишу всё же пришёл 25-летний Александр Улитин, который хоть и всерьёз увлекается бегом, но всё-таки воспринимает его как хобби, а работает на Иркутском авиационном заводе. В прошлом году он уже одержал победу в Байкальском ледовом марафоне, придя к финишу за 3 часа 26 минут и почти на полчаса опередив ближайших соперников. Улучшить свой результат в этом году ему не удалось: ту же дистанцию он бежал на 5 минут дольше – 3 часа 31 минуту. «Плохо!» – сразу после финиша, взглянув на часы, расстроенно сказал он и ушёл, чтобы отдышаться. Спустя примерно 15 минут до конца дистанции добежал и испанец Сальвадор. Свой второй результат он назвал настоящей победой. Финишировавший третьим испанец Хуан-Антонио Аллегре и вовсе в присущей европейцам экспрессивной манере заявил, что это невероятно, и со словами «no pasarаn» пошёл обнимать обогнавшего его соотечественника.

Рекорд без рекорда

Марафонцу из Японии вкус победы на финише помогла ощутить открытая бутылка шампанского

Установить рекорд прохождения трассы в этот раз участникам забега не удалось: для этого им надо было преодолеть её менее чем за 2 часа 58 минут, за которые от Танхоя до Листвянки в 2008 году пробежал Юрий Сластенников, установивший лучшее время. Впрочем, как позже признались другие бегуны, условия в этом году были явно не для рекордов. «Очень сложная трасса, особенно первые пять километров, много снега и толстый слой наста, – поделился иркутянин Анатолий Деревнин, который пришёл девятым, а вообще марафон бежал уже в пятый раз. – В какой-то момент я даже подумал, что сойду с дистанции».

Однако своеобразный рекорд VII Байкальский ледовый марафон всё-таки установил. По словам его организатора Алексея Некифорова, в этом году в марафоне приняли участие рекордное количество спортсменов, причём три четверти из них – иностранцы. «Сейчас по льду бегут спортсмены из 13 иностранных государств, в том числе из Колумбии и Южно-Африканской Республики, – рассказал он. – Хотя реально желающих пробежать эту дистанцию было более 300, мы вынуждены были остановить регистрацию на сотом участнике, так как обеспечить безопасность большего числа бегунов пока сложно. Долетели до нас по разным причинам 80 человек, стартовали – 79. Для сравнения, в первом марафоне участвовали всего 15 человек». 

Не смогли приехать пять марафонцев из Эфиопии, хотя ждали их, кажется, все. С одной стороны, потому, что эфиопцы, наряду с кенийцами, считаются одними из сильнейших бегунов мира, так что могли составить конкуренцию фаворитам гонки; с другой – всем просто было интересно, как через зимний Байкал побегут люди, которые, возможно, ни разу в жизни не видели снега и льда. Впрочем, приехать в нашу страну они не смогли исключительно по политическим, а не погодным причинам. Как объяснили организаторы, Эфиопия подпадает под категорию «миграционно опасных стран». «Хотя у нас были все письма от их спортивного клуба, однако визу им всё равно не дали», – объяснил Некифоров.

Зато было много участников из Германии, Польши, Австрии и Испании. Говорят, немцы, а также другие европейцы являются большими поклонниками нашего марафона потому, что их соотечественник немецкий бегун Андреас Кифер считается одним из вдохновителей забега.

– Да, мы как-то действительно сидели в баре, – рассказывает Алексей Некифоров, – и Андреас предложил пробежать вдоль Байкала. Я спросил, зачем вдоль, достал карту и показал, что Байкал – это единственное место, где ты всегда видишь две точки – откуда и куда бежишь. Так появилась идея этого марафона, а в 2006 году, когда рядом с озером планировали продолжить трубу, мы придумали девиз «За сохранение чистых вод», под которым этот забег проводится теперь каждый год.

Прибавило марафону популярности и то, что в 2007 году он был включён в список из 24 самых экстремальных и впечатляющих забегов планеты. В следующем году организаторы ожидают ещё большего наплыва иностранцев, желающих принять в нём участие, в том числе испанцев и британцев. Первых, потому что в этот раз на дистанции были два испанских журналиста, которые обязательно обо всём напишут. Вторых, потому что в этом году одна британская телекомпания решила снять фильм про Азию, отдельная глава в котором посвящена этому необычному забегу по льду.

Впрочем, уже сегодня у Байкальского марафона есть свои поклонники. Так, уже пятый раз сюда приезжает немецкий экстремал Штефан Шлетт, за свою жизнь успевший пробежать более 150 самых разнообразных марафонов в 73 странах мира. И хотя он ни разу так и не стал победителем нашего забега, однако каждый раз с одинаковым восторгом пробегает эти 42 километра 195 метров по льду Байкала. Постоянным участником является и иркутянин доктор физико-математических наук Аркадий Калихман, который, несмотря на то что ему уже за 60, ежегодно продолжает участвовать в четырёх-пяти забегах. Всего в его «послужном списке» уже более 100 марафонов.

«Минус 50 и полметра снега»

Повод принять участие в марафоне для каждого свой. Победа – не главное. «Все понимают, что это не место для рекордов, здесь каждый устанавливает свою цель», – объясняет Алексей Некифоров. Большинство бегут просто чтобы добежать и не сойти с дистанции. Для многих прорывом является уже то, что они  решились приехать в Сибирь. Так, поляк Мачей Стефаник честно признался корреспонденту «Конкурента», что думал, что здесь будет 50 градусов мороза и полметра снега.

– А оказалось всего 20 сантиметров, – с восторгом добавил он. – Поэтому я очень горд, что пришёл тринадцатым. Это отличный результат! Хотя было очень сложно, за дорогу я несколько раз сходил с дистанции, но потом снова возвращался, потому что меня поддерживали мой тренер и мои друзья.

Ещё два польских участника сняли весь забег на видео и посвятили его своим городам – Торуни и Быдгощу, с гербами которых они преодолели финишную прямую. После чего объяснили, что расстояние между их городами как раз равно марафонской дистанции.

Колумбиец Бернардо Иисус Саперо Монегос, который, к удивлению корреспондента «Конкурента», заговорил с ним на отличном русском языке (как оказалось, Бернардо по специальности геолог и 25 лет назад окончил один из московских вузов), рассказал, что два года копил деньги на поездку в Россию. На Байкале, по его словам, он был уже два раза. А бежать в марафоне его пригласил друг из Бельгии, с которым он принимал участие в одном из забегов. «Это мой восьмой марафон. И, безусловно, самый сложный. В Колумбии нет снега, только очень далеко в горах. Поэтому подготовиться к холоду было самое трудное и мучительное для меня», – сказал он. 

Об этом же рассказал и его друг бельгиец Йок Яшно. И признался, что всю дорогу, чтобы отвлечься от мыслей о трудностях пути, слушал музыку, думал о своей семье и рассматривал потрясающие зимние пейзажи.  «И ещё я думал о том, что подо мной тысяча метров над землёй, а я бегу по замёрзшей воде Байкала», – поделился он.

Впрочем, для большинства участников Байкальский ледовый марафон останется в памяти тремя фразами: «Очень холодно. Очень много снега. Очень трудно». Именно так, не скрывая усталости, описал свои впечатления  один из немецких бегунов на финише и, встав на колени, упёрся лбом в лёд.

Читайте также

Подпишитесь на свежие новости

Мнение
Проекты и партнеры