издательская группа
Восточно-Сибирская правда

ИрГТУ – это город, который развивается

  • Записал: Евгений КРЕЧЕТОВ

Исполняющий обязанности ректора НИ ИрГТУ Андрей Танаев, казалось, был не особо рад приходу корреспондента: забот сейчас свалилось на его голову с лихвой. Но объяснять, как живёт вуз, признанный недавно одним из лучших в стране, и за счёт чего добился коллектив такого результата, надо.

– Андрей Борисович, насколько я понимаю, сейчас у вас самая жаркая пора – набор студентов?

– Это правда. И для нас это не просто обычная технологическая процедура, которая проходит один раз в год. Это, если хотите, свое-образный обряд, ритуал выбора и приобщения молодых людей к образу мышления, традициям, правилам жизни, которые приняты в нашем вузе. То есть это далеко не формальность. Ведь мы в последние годы подняли планку образовательных и научных стандартов так высоко, что опускать её уже не имеем права. Да, собственно, и не хотим.

– Вы имеете в виду, что входите в Ассоциацию ведущих вузов России? 

– В том числе это. ИрГТУ – единственный университет в регионе, который заслужил право называться Национальным исследовательским. Их в России всего 29. Более того, дальше от нас на восток страны нет ни одного вуза, имеющего подобный статус. Лишь во Владивостоке есть Федеральный университет. Это тоже особый статус, но в профессиональном сообществе сформировалось мнение, что программа Национальных исследовательских университетов оказалась по сравнению с программой Федеральных университетов более эффективной – хотя бы по соотношению затрат и результата. Может, это и преувеличение, субъективизм, однако такого мнения придерживается большое число знакомых мне людей. 

– А за что вам предоставили особый статус, выделили среди остальных?

– О-о-о! Университет оценивали в Министерстве образования и науки по большому числу критериев, среди которых были и показатели того, сколько мы уже вкладываем собственных средств в научно-исследовательскую деятельность и сколько готовы вкладывать ещё на основе софинансирования с федеральным центром. В частности, было учтено, что мы создали бизнес-инкубатор, состоящий из малых предприятий, которые занимаются инновационной деятельностью. Общая капитализация этих предприятий составляет полтора миллиарда рублей! По результатам этой работы мы среди вузов-лидеров в России. 

– А что это за инновации? Где они находят применение? 

– Это, например, технологические разработки сверхпластичного формообразования деталей для авиа-ционной промышленности, новая технология получения полимерно-битумной эмульсии для дорожно-строительных работ, разработка и внедрение алгоритма самозапуска электроприводов «ответственных» механизмов, создание терапевтического лазера, в том числе лазера для фотодинамической терапии рака, создание огнестойкой теплоизолирующей силикатной твердеющей пены, технология производства наномодификаторов прочности металла и бетонов, технология глубоководного мониторинга газогидратов  и многое – поверьте, действительно многое – другое!

– Но высокие стандарты обучения и достижения в прикладной науке, насколько я представляю, это ещё не все особенности вашего вуза, которые должен держать в уме каждый, кто слышит слово «ИрГТУ»?

– Конечно. Какие ассоциации возникают у человека, когда он слышит название какого-нибудь города? Целая куча ассоциаций! А ведь Иркутский государственный технический университет – это, по сути, и есть город.

– Город в городе?

– Верно! В этом нашем городе только работающего, скажем так, населения свыше 30 тысяч человек, включая преподавателей, аспирантов, студентов, научных и технических сотрудников. Плюс к этому люди, которые являются членами семей наших работников… Город!  Безусловно, город. С огромной производственной и хозяйственной инфраструктурой, со своей культурой, со своими внутренними правилами поведения, которые формировались на протяжении всех 83 лет существования вуза. И этот город ведёт активную жизнь, развивается во всех смыслах.

– На отток «жителей» не жалуетесь?

– Не жалуемся. Несмотря на то что как раз сейчас сказывается та самая демографическая яма, которая связана с катастрофически низкой рождаемостью в стране в 1990-е годы, мы не ощущаем снижения интереса к вузу со стороны абитуриентов. Более того, как мне представляется, мы преодолели некое предубеждение в отношении ИрГТУ. Такое предубеждение существовало долгие годы, и ещё в начале нынешнего столетия многие молодые иркутяне и их родители предпочитали другие вузы, считая, что «политех – это во вторую, если не в третью, очередь». Сейчас не так! Совсем всё наоборот. Я сам, кстати, выпускник классического университета и, как любой выпускник ИГУ, нежно люблю свою alma mater, но сегодня я – политеховец. И я чрезвычайно горд быть частью коллектива политеха, ощущать себя причастным к решению тех задач, которые стоят перед техническим университетом. 

– Но когда-то ваш город всё-таки был более густонаселён, не так ли?

– Не буду спорить. Замечу лишь, что с тех незапамятных пор произошли настолько кардинальные перемены в социальной и, главное, экономической сферах, что говорить о прежней востребованности наших выпускников – той, что существовала в советский период жизни страны – объективно не приходится. Во всяком случае, пока. К сожалению. И в Иркутской области, и в соседних регионах Сибири и Дальнего Востока изрядно поубавилось промышленных предприятий, на которые мы были ориентированы изначально и прежде всего. Численность студентов сократилась – как и у всех так называемых «старых» вузов, но, с другой стороны, это тоже помогло повысить качество обучения. Нет худа без добра, и наши выпускники теперь довольно легко находят работу в западной и центральной частях страны и за рубежом. 

– К тому же, как я понимаю, в экономике мы оттолкнулись от так называемого дна и промышленность страны всё-таки развивается?

– Соглашусь с вами. Мы это чувствуем и понимаем, что в ближайшие 15–20 лет востребованность в технических, инженерных специалистах будет только расти. И зарплаты в этой сфере будут расти. Понимают это и родители наших абитуриентов. 

– А какие предприятия сейчас являются самыми активными вашими партнёрами в этом смысле?

– Иркутский авиазавод, например. При том, что ИрГТУ не является специализированным учебным заведением, мы тем не менее входим в число 12 опорных вузов для Объединённой авиастроительной корпорации и совместно с ней, а также с рядом других авиационных вузов разрабатываем сейчас программу реформирования авиационного образования. ОАК ставит перед собой более чем амбициозные задачи на период до 2030 года – она планирует выйти на третье место в мире по производству гражданских самолётов, а для этого планируется только на первом этапе создать не менее 200 тысяч рабочих мест. То есть в ближайшее время потребуется просто колоссальное количество специалистов такого профиля!

«Иркутскэнерго» – также наш традиционный и надёжный партнёр. У нас есть совместные программы основного и дополнительного образования. Действует совместный учебно-исследовательский центр, оснащённый самым современным оборудованием. 

Строительная отрасль… В сфере архитектуры и градостроительства мы в Восточной Сибири тоже являемся, пожалуй, крупнейшим образовательным учреждением. Неспроста мы единственные в России, кто проводит сессии Международного градостроительного университета по стандартам Европейской школы урбанистики.

Цветная металлургия, предприятия нефтехимии – это всё наши надёжные партнёры… Между прочим, совместно с «Роснефтью», точнее, с входящим в состав этого холдинга предприятием ТНК-ВР у нас также создан учебно-исследовательский центр.

Ну и в тесной сцепке мы работаем с предприятиями горной отрасли – это традиционно.

– Политех изначально назывался Сибирским горным институтом, если я не ошибаюсь?

– Не ошибаетесь. Практически все компании, занимающиеся недропользованием в регионе, добычей твёрдых ископаемых, газа, нефти, ориентированы на наш вуз. 

– Как вам удалось аккумулировать интерес к вузу со стороны всех этих предприятий?  

– У нас очень хорошо работает Ассоциация выпускников, в состав которой входят руководители многих предприятий. Они здорово нам помогают. И дело тут, конечно, не только в естественной любви к альма-матер и ностальгии по студенческим временам, а в здравом, рациональном, прагматическом управленческом подходе: если не мы, родной и прекрасно известный этим управленцам вуз, подготовим необходимых специалистов, то кто же? И мы благодарны нашим выпускникам за такое понимание и за… дополнительные возможности, которые у нас появляются. Прежде всего – в плане создания новых лабораторий, обновления учебной инфраструктуры. Наши выпускники, например, внесли просто неоценимый вклад в строительство университетского стадиона. 

– А студентов из Монголии у вас много? Раньше-то политех этим славился…

– Мы сейчас являемся одним из крупнейших университетов России по подготовке зарубежных специалистов безотносительно к Монголии, а по подготовке профессиональных кадров для Монголии стали и вовсе главным вузом. Эта страна сегодня на подьёме, и сами монголы шутят, что их государство теперь надо называть несколько иначе: 

Майнголия, то есть «горнодобывающая страна» – от английского слова mine (шахта, рудник, прииск). И это во многом справедливо, потому что в Монголии имеются большие запасы твёрдых ископаемых, добыча которых идёт полным ходом и приносит стране немалые доходы. С появлением такого экономического локомотива у них начали развиваться и другие отрасли производства, которые тоже требуют большого количества квалифицированного персонала, и мы активно участвуем в этом процессе. Полагаю, что впредь масштабы нашего сотрудничества в этом направлении будут только расти.

– Андрей Борисович, не стану спрашивать, за счёт чего университет развивается сейчас… Но благодаря чему вам удалось преодолеть негативные процессы, которые коснулись практически всех в 1990-е?

– Правильнее было бы сформулировать так: благодаря кому! Благодаря коллективу вуза. Благодаря наиболее активной, созидательной, ответственной и квалифицированной его части. Мы сумели сплотиться и выработать решения, которые вывели вуз в дальнейшем на путь его развития. И, конечно же, авторитет, опыт, усилия тех учёных, которые составляют своеобразный «золотой запас», «золотой фонд» всего нашего региона, помогли вузу тогда и помогают до сих пор. В связи  с этим нельзя не упомянуть заслуженных деятелей науки, профессоров, докторов наук Александра Иннокентьевича Промптова, Бориса Алексеевича Байбородина, Дмитрия Евсеевича Махно, Жана Вячеславовича Семинского, Лину Ивановну Кравцову, Светлану Семёновну Тимофееву… Долго ещё можно перечислять, всей газеты не хватит!

С ИрГТУ также плотно работают сотрудники РАН. Прежде всего назову председателя президиума Иркутского научного центра СО РАН академика Игоря Вячеславовича Бычкова, директора Института систем энергетики имени Мелентьева СО РАН, члена-корреспондента РАН Николая Ивановича Воропая, академика Михаила Ивановича Кузьмина. Наше сотрудничество с Иркутским научным центром вообще можно считать одним из определяющих факторов в успехах вуза. И недаром мы первыми в регионе подписали с ИНЦ соответствующее соглашение о взаимодействии. 

Не случайно также годы выхода вуза из кризиса, годы удач совпали с периодом, когда ИрГТУ стал руководить нынешний ректор Иван Михайлович Головных. Успехи – это его заслуга в первую очередь. Он получил в руки бразды правления вузом в момент его максимального разрушения – страна только-только отходила от последствий дефолта 1998 года. Во многом исключительно благодаря позиции ректора положение дел начало выправляться. Иван Михайлович сумел разобраться в том, что происходит, проанализировать, за счёт чего можно изменить ситуацию, и понять, какими должны быть приоритеты. И ещё – быть настойчивым и последовательным в решениях.

– Практически как мэр этого вашего города?

– Совершенно верно! Понятно, что он сам не занимается научными исследованиями и обучением студентов в той мере, в какой мог бы, но зато создаёт условия, в которых другие члены коллектива гораздо плодотворнее, чем раньше, работают. Да и живут лучше – с материальной точки зрения, в социальном смысле.

– Вы, я слышал, предоставляете квартиры своим сотрудникам? 

– Не совсем так. Мы даём возможность сотрудникам купить квартиры за половину их рыночной стоимости. 217 семей таким образом смогли улучшить свои жилищные условия. И среди заехавших в новые квартиры не только заслуженные, опытные сотрудники, но и молодые, только начинающие большой путь в высшей школе, в науке. Программу по строительству жилья мы осуществляли за счёт инвесторов и дольщиков на протяжении семи лет, и в рамках этой программы дополнительно к жилым было построено более 1000 кв. м нежилых помещений для вуза, реконструирована коммунальная инфраструктура студгородка, а это канализационные коллекторы, водоводы, высоковольтные линии и трансформаторные подстанции и другое. Причём всё это работает сейчас не только на благо нашего вуза, но и на благо Иркутска в целом. Левобережной-то его части уж точно…

– А это не та программа, при реализации которой, по мнению Следственного комитета, якобы были допущены серьёзные нарушения? 

– Та самая. 

– Было заявлено, что вы покусились на федеральные земли и нанесли существенный вред интересам государства…

– Правоохранительные органы, наверное, знают больше, чем я или любой другой руководитель нашего университета, поскольку никто из тех, с кем я разговаривал, в том числе члены учёного совета, не понимают, о каком именно вреде идёт речь. Программы, подобные нашей, реализует множество госучреждений, Иркутский научный центр СО РАН и вузы тоже. В основе этих действий лежат понятные усилия по обеспечению людей жильём. Об этом постоянно говорит руководство нашей страны. Недавно на одном из заседаний президиума Госсовета президент РФ Путин сказал следующее: «Значительное количество земель элементарно простаивает. Мы не настолько богаты, чтобы десятилетиями держать их в резерве. Если земля не работает, давайте будем передавать её другим собственникам… использовать землю с пользой для людей и для страны».

А в указе президента от 7 мая 2012 года «О мерах по обеспечению граждан РФ доступным и комфортным жильём и повышению качества жилищно-коммунальных услуг» прямо говорится о необходимости «принять меры по упрощению порядка изъятия органом государственной власти Российской Федерации или органом местного самоуправления у государственного (муниципального) учреждения… земельных участков… не используемых или используемых неэффективно, для последующего вовлечения их в экономический оборот прежде всего в целях жилищного строительства…».

Кстати, ни участок земли, находящийся в пользовании ИрГТУ, ни его часть, выделенная под застройку жилым комплексом, не отчуждались и никому не передавались. Сегодня это – собственность Российской Федерации. В этом легко убедиться, просто запросив выписку из государственного реестра прав на недвижимое имущество. 

– В информации Следственного комитета речь шла также о превышении полномочий ректором ИрГТУ. Можете это как-нибудь прокомментировать?

– Я не могу это комментировать, я не работаю в СК. Могу сказать лишь то, что Иван Михайлович действовал, исполняя решение учёного совета вуза, который в целях сохранения кадрового потенциала ИрГТУ давно уже ставил этот вопрос перед руководством и неоднократно, что называется, пенял ректору. В конце концов, было принято соответствующее решение, и объекты начали возводить. Администрация Иркутска дала добро на это постановлением мэра. Иными словами, строительство было разрешено органом, регулирующим саму возможность строительства в областном центре, а в компетенцию этого органа, согласно Градостроительному кодексу, входит именно анализ полноты и качества пакета предоставляемых заявителем документов, включая правоустанавливающие. Сложно представить, что разрешение было бы получено, если бы документы, представленные ИрГТУ, были оформлены с нарушением закона.

– Но что же будет сейчас?

– Мы надеемся, что весь этот инцидент не более чем недоразумение, и уверены, что правоохранительные органы разберутся, выполнят свою работу честно и непредвзято. Руководство области и научная общественность региона в курсе происходящего, а это придаёт уверенности в объективности изучения вопроса следствием и освещения инцидента в публичном пространстве. 

Ну и конечно, мы по-прежнему все силы и умения будем отдавать совершенствованию образовательного процесса, стремлению стать ещё лучше. Наш коллектив десятилетиями создавал свою репутацию, и по итогам 2012 года ИрГТУ занял 23-е место среди всех российских вузов. В этом рейтинге мы опередили, например, таких грандов высшей школы, как Московский авиационный институт, Дальневосточный федеральный университет, Казанский технический университет имени Туполева, Медицинский университет имени Пирогова и другие. Останавливаться на достигнутом мы не намерены!

Читайте также

Подпишитесь на свежие новости

Мнение
Проекты и партнеры