издательская группа
Восточно-Сибирская правда

«Водители где-то в засаде»

Иркутск пережил два нервных дня

Несанкционированной забастовкой водителей коммерческих автобусов запомнился иркутянам конец ушедшей рабочей недели. В четверг и пятницу на городских улицах недосчитались трети городского общественного транспорта. Причиной волнений стал отказ перевозчикам в требованиях увеличить стоимость проезда на коммерческих маршрутах. В итоге часть водителей отказалась выходить на работу, а те их коллеги, кто не поддержал забастовщиков, подверглись нападениям и угрозам. К понедельнику транспортный кризис удалось урегулировать.

– Что что-то случилось, я понял в пятницу, – рассказывает житель Иркутска Анатолий Подымахин. – Утром  попытался уехать на работу с остановки «Академгородок».  Обычно там можно  дождаться автобуса, но не в этот раз – толпа стояла огромная. При этом 80-е автобусы, на которых  я обычно добираюсь в центр, просто проезжали мимо остановки пустые.  В итоге поехал на такси.

Цена поездки обошлась иркутянину в сумму чуть более двухсот рублей. «Недёшево, конечно, – соглашается мужчина. – Но автобуса, как я позже  понял, было не дождаться. Накануне я слышал, что в Ново-Ленино бастуют частники. Они требовали, чтобы вырос проезд.  Правда, не думал, что такое будет и в Академе».

Первый день забастовки водителей частного транспорта действительно пришёлся на четверг. Тогда жителям некоторых городских районов впервые пришлось  часами ждать автобусов на городских остановках. Отказавшись выходить на линию,  водители выразили протест против решения региональной службы по тарифам оставить цену проезда в коммерческом транспорте на прежнем уровне – 12 рублей. Комментируя сложившуюся 2 апреля ситуацию, в городской администрации подчеркнули, что считают действия водителей, отказавшихся работать, незаконными. «Это нарушение правил перевозки. Мы подготовили сообщение в надзорные органы для принятия мер административного реагирования к перевозчикам, которые совершили такие недопустимые действия», – отметила тогда начальник управления транспорта комитета городского обустройства администрации Иркутска Юлия Гордина, пообещав, что уже к пятнице ситуация с городским сообщением нормализуется.

Переломить несогласных

Отказ поддержать забастовку недовольных водителей обернулся для их коллег вот такими последствиями

Однако к пятнице, вопреки заявлениям городских властей, ситуацию урегулировать не удалось.  

3 апреля затруднения из-за нехватки транспорта ощутили жители уже не Ленинского района, а левобережной части города. Добраться до работы в утренний час пик стало проблематично  из Академгородка, Юбилейного, Университетского и Первомайского. В результате ощутимый рост спроса на свои услуги почувствовали городские службы такси.  «Мы наблюдали прирост числа пассажиров, особенно в утренние часы, – подтверждает директор «Жёлтого такси» Илья Филиппенко. – Люди, не дождавшись автобуса, скидывались и вызывали такси. По цене это получается немного дороже, зато с комфортом».

Но если четверг обернулся проблемами и недовольством лишь пассажиров, то в пятницу под горячую руку недовольных низкой стоимостью проезда попали и сами водители. Так, с пятницы по субботу в городе было зафиксировано несколько нападений на автобусы, вышедшие, вопреки требованиям части забастовщиков, на линию. Проколотые шины, разбитые стёкла и угрозы расправой – таковы последствия действий злоумышленников, которых в администрации пообещали найти и наказать.

– Предупреждения были с вечера четверга, – рассказывает один из владельцев пострадавших автобусов Владимир Мищенко.  – Обещали, что будут бить окна. Сегодня автобус пошёл по рейсу,  в районе выезда из Университетского, пока стоял и ждал сигнала светофора, получил удар по стеклу. Я в этот момент находился в Луговом, ждал, что будет дальше. Ко мне подъехал водитель одной из маршруток и рассказал, как его  неизвестные машины пытались «выпихнуть» на встречную полосу. Затем в салон к нему зашли люди и начали угрожать. 

Узнав о возникшей опасности, мужчина велел всем водителям автобусов вернуться в гаражи. «Мне эти проблемы не нужны. Пусть разбирается кто хочет», – вспоминает он свои слова. Именно в тот момент большинство 80-х и 480-х маршрутов, вышедших в пятничное утро на работу, вернулись в боксы и до конца дня оттуда уже не выезжали.  «Можете водителей спросить – угрозы были, – отмечает Мищенко в разговоре с журналистами. – Нам говорят: «Мы бастуем, а вы работаете. Вам что, больше всех нужно?» 

Кроме битых стёкол и спущенных шин в пятницу произошли и более вопиющие случаи. Утром в районе аэропорта неизвестные расстреляли из травматики автобус, следовавший по маршруту 90. Затем стало известно, что на водителя автобуса 24-го маршрута было совершено нападение с применением газового баллончика, после чего перевозчик, обслуживающий маршрут, снял автобусы с линии. К вечеру пятницы в правоохранительные органы поступило ещё одно сообщение – об угрозах в адрес водителя маршрута № 22 «Центральный рынок – Первомайский».

– В районе остановки «Ботанический сад» ко мне в машину на переднее сиденье сел мужчина и начал угрожать, пообещал разбить стекло, если  не перестану работать. Он доехал со мной до конечной остановки в Первомайском, люди вышли, мы продолжили разговор, а затем его забрал патруль ППС, – рассказывает водитель маршрутки. Позже выяснилось: «разъяснительный» разговор попытался провести коллега с бастующего маршрута  – гражданин одной из среднеазиатских республик. Такое за 16 лет стажа случилось с ним впервые,  говорит мужчина. «Бросить работать я не могу, – продолжает он. – Машина куплена в кредит, который отдавать ещё два года, а дома два ребёнка и жена в положении». При этом, отмечает водитель, среди его знакомых есть те, кто поддержал забастовку: «Они требуют поднять цену на проезд».

– А есть среди них те, кто может применить силу по отношению к работающим водителям? 

– Может быть и такое, – соглашается собеседник.

Всего, по данным на понедельник, в правоохранительных органах оказалось шесть заявлений по факту нападения на общественный транспорт – последнее было принято в субботу. Уже задержаны три человека, они помещены в спецприёмник. «С субботы никаких волнений в связи со сложившейся ситуацией мы не наблюдаем, – говорят в полиции. – Но в случае повторения готовы оперативно и жёстко реагировать на подобные факты».

Кризис миновал

Несмотря на угрозы, многие водители готовы
продолжить работать

Вечером 3 апреля мэр Иркутска Дмитрий Бердников провёл расширенное рабочее совещание по вопросу транспортной ситуации. На совещание были приглашены сотрудники городского управления транспорта, представители прокуратуры города Иркутска, УВД по Иркутской области и городу Иркутску, Управления государственного автодорожного надзора, ФСБ. А к понедельнику транспортный кризис в Иркутске, кажется, миновал. Однако чёткого ответа на главные вопросы – будет ли в итоге повышен тариф на городские коммерческие перевозки и продолжатся ли акции протеста – до сих пор нет. 

При этом и городская администрация, и частные перевозчики отмечают, что забастовка – неконструктивный способ защиты интересов. «Хочу, чтобы мы отошли от практики шантажа, когда обычных жителей делают заложниками ситуации, – заявил ещё в пятницу  заместитель мэра, председателя комитета по ЖКХ администрации Иркутска Булат Дугаров. – Мы считаем,  что спорный вопрос можно решить переговорами в кабинетах, администрация готова к диалогу».

По его сообщениям, ещё в прошлую среду после отказа службы по тарифам увеличить стоимость проезда в администрации была создана рабочая группа. Туда вошли представители мэрии, трёх ассоциаций перевозчиков, депутаты городского парламента, ГИБДД и Управления государственного автодорожного надзора. «Мы обсуждали этот вопрос, – говорит Дугаров о решении службы по тарифам. –  Мэрии было поручено заключить договоры с перевозчиками и, собрав полный пакет документов, вновь подать заявление на обоснование тарифа. А в четверг мы получили нынешнюю ситуацию».

Повторно подать документы в областную службу по тарифам планируется в ближайшее время. Одновременно перевозчики настаивают на судебном разбирательстве в отношении нынешнего отказа регионального ведомства, вынесенного 27 марта. В желании разрешить вопрос через суд частников не останавливают ни отсутствие у некоторых перевозчиков договоров, ни наличие в первоначальном списке из 10 заявителей на пересмотр тарифа коммерсантов, которые осуществляют перевозки по несуществующему маршруту 80К. При этом в администрации подчёркивают, что до сих пор готовы оказывать маршрутчикам помощь. «Однако инициативная группа бастующих водителей к нам не пришла, ничего не попросила, требований не выдвинула, – заявила в пятницу начальник управления транспорта комитета городского обустройства администрации Иркутска Юлия Гордина.  – Водители где-то в засаде. Мы бы поговорили, сняли напряжённость, рассказали о планах рабочей группы, которая систематически проводится в раз в две недели, – это было бы конструктивно».

И вот в минувший понедельник, 6 апреля, всем сторонам разразившегося скандала удалось прийти к диалогу – в мэрии впервые прошла встреча с инициативной группой водителей. Как выяснилось, чтобы помочь частным перевозчикам добиться повышения  цены проезда, мэрия передала в региональное Законодательное Собрание предложения об упрощении процедуры обоснования тарифа. В администрации надеются, что их рассмотрение начнётся в ближайшее время.  Также управление транспорта обещает помочь предпринимателям в подготовке документов. 

«По итогам нашего совещания могу сказать: есть понимание, что такими способами, как невыход на работу, вопрос о повышении тарифа решить невозможно, – отметил на встрече вице-мэр Антон Логашов. – Поэтому в конструктивном диалоге продолжаем работать с водителями и перевозчиками. Надеюсь, что в ближайшее время вопрос будет решён».  

По разным данным, цена проезда в общественном коммерческом транспорте в случае пересмотра решения региональной службы по тарифам должна повыситься от 15 до 20 рублей. Это не повлияет на стоимость поездок в муниципальных автобусах, троллейбусах и трамваях, где максимальный тариф установлен на уровне 13 рублей для отдалённых городских маршрутов. «До конца года стоимость проезда в муниципальном транспорте не изменится», – говорит Юлия Гордина. Кроме этого в администрации хотят рассмотреть вопрос об увеличении парка муниципального транспорта для хотя бы частичного решения вопроса городских перевозок.

Читайте также

Подпишитесь на свежие новости

Мнение
Проекты и партнеры