издательская группа
Восточно-Сибирская правда

Сколько ей жить осталось?

Сколько
ей жить осталось?

Перед
человеком, решившим приобрести
подержанный автомобиль, стоит одна
задача, хотя и формулируют ее все
по-разному: как по доступной цене
купить машину, остаточный ресурс
которой достаточно велик. Именно
этот показатель износа кузова и
агрегатов является истинным
критерием ценности автомобиля на
вторичном рынке, где по величине
пробега и году выпуска судят об
остаточном ресурсе машины. Но, как
водится, продавцы нередко лукавят…
Как же определить пробег машин в
этом случае? С точностью до
нескольких тысяч это сделать
невозможно, а вот плюс-минус 30-40
тысяч — вполне по силам. Для примера
рассмотрим модель "Жигулей"
(то же касается и "Москвича").

Представим
себе, что некий гражданин купил
новые "Жигули" ВАЗ-2106 в 1982 году.
Он проживает в одном из городов
средней полосы России, не имеет
гаража. Уход за машиной
ограничивает текущим
обслуживанием, мытьем и смазкой.
Ездит он круглый год, в среднем
около 20 тыс. км, спокойно и без
аварий. "Антикор", ремонт и
техобслуживание выполняет
регулярно на СТО. В общем, по всем
параметрам — современный
среднестатистический
автомобилист.

Первый
год (20 тыс. км)
— машина внешне
не изменяется, вышедшие из строя
узлы заменяются по гарантии.

Второй
год (40 тыс. км)
— ржавеют мелкий
крепеж, поводки "дворников",
колесные диски, а из деталей
заменяется мелочевка вроде
колодок, фильтров, свечей да
лампочек.

Третий
год (60 тыс. км)
— по стыкам
кузова расползаются рыжие нити
ржавчины, тускнеет хром, а из
запчастей меняются шаровые опоры,
глушитель, задние колодки, ремень
генератора и прочие
необременительно-недорогие
изделия.

Четвертый
год (80 тыс. км)
— если
автомобиль светлый, владелец
подходит к нему морщась: сыпь
ржавчины из мелких пузырьков
выступает на порогах, в нижней
части крыльев и дверей. Заменяется
комплект резины, аккумулятор,
тормозная и охлаждающая жидкости,
крестовина карданного вала, диск
сцепления, контакты трамблера,
иногда — водяной насос, некоторые
сальники, регулируются клапаны,
перебирается карбюратор.

Пятый
год (100 тыс. км)
— техосмотр
пройти уже не удастся: машину
заставят перекрашивать, ибо пороги,
низ крыльев и дверей будут состоять
почти из одной ржавчины. Смазывают,
регулируют или заменяют замки
дверей, стеклоподъемники, приводы
"дворников". Ставят новые фары,
нижние рычаги, амортизаторы, иногда
рулевую трапецию и пружины.
Ремонтируют или заменяют в сборе
цилиндры гидроприводов тормозов и
сцепления. Занимаются также
стартером и генератором.

Шестой
год (120 тыс. км)
— ржавчина лезет
изо всех щелей, но на целостность
кузова и комфортно-скоростные
показатели пока не влияет.
Отверстия заклеивают скотчем,
замазывают "Мовилем".
Двигатель требует смены
маслосъемных колпачков, а иногда и
колец. Подваривается крепеж
сиденья водителя к кузову. Меняют
комплект резины, иногда — один -два
диска. Все чаще заявляет о себе
отказами электрооборудование.

Седьмой
год (140 тыс. км)
— пороги, а то и
крылья требуют замены. Днище же и
силовой каркас еще в приличном
состоянии. Да и в целом машина не
производит впечатления
"убитой". Некоторые владельцы,
чтобы не менять пороги, латают их
лакотканью на эпоксидке и
обмазывают кузов "по колено"
мастикой, дабы не перекрашивать его
целиком. Мотор требует ремонта с
заменой распредвала, рокеров, цепи,
колец и вкладышей, поршней с
кольцами (собственно,
"расточки" блока), иногда
только части перечисленного;
сказывается нестабильность
качества комплектующих и сборки.
Остальные узлы ремонтируют или
заменяют по мере выхода из строя.

Восьмой
год (160 тыс. км)
— хочешь не
хочешь, кузов нужно подваривать и
перекрашивать, а мотор —
перебирать. Попутно инспектируется
(заменяется) навесное оборудование
двигателя, балка переднего моста,
тормозные диски (барабаны), верхние
рычаги и задние полуоси, ветровое
стекло, трос ручного тормоза.

Девятый
год (180 тыс. км)
— проверяется
квалификация автослесаря,
перебравшего двигатель, а также —
сварщика и маляра; порой их работу
приходится переделывать заново. Из
запчастей заменяют лишь явно
вышедшие из строя, ибо тратить
деньги на профилактический ремонт
этому хозяину уже не имеет смысла.

Десятый
год (200 тыс. км)
— владелец
наконец-то решил продать свое авто.
Для этого "припудриваются"
мелкие очаги коррозии, крупные —
завариваются. Кузов слегка
подкрашивают еще раз, заменяется
резина, аккумулятор, салон
приводится в божеский вид,
ликвидируются все мелкие
неисправности
электрооборудования, двигателя и
ходовой части, все моется,
натирается и полируется, а в газете
помещается такой текст: "ВАЗ-2106
1982 г., 100 тыс. км, крепкий,
свежепокрашенный, капремонт дв. 06.91,
новая резина, АКБ, салон чистый, все
исправно, один хозяин. Продаю $2500…
Ну, каково?!

Но наша
история продолжается. Машина будет
продана довольно быстро, поскольку
на момент сделки технически
исправна. Допустим, следующий
владелец будет эксплуатировать ее
так же.

Наездив
за год 20 тыс. км (всего — 220 тыс. км)
,
он обнаружит пышные очаги коррозии
вокруг швов, сделанных газосваркой.
В днище, под левой ногой водителя и
правой — пассажира, будут зиять
сквозные отверстия. Вероятно,
возникнут проблемы с креплением
передней балки к лонжеронам; из-за
дугообразного выгибания
брызговиков станет невозможно
установить приемлемый развал
колес. В трансмиссии могут заявить
о себе редуктор (загудит) и коробка
(перестанет включаться четвертая
передача). Вообще отказы, особенно
мелкие дефекты, станут все более
частыми, досаждая владельцу. Но в
общем и целом — это еще АВТОМОБИЛЬ,
который можно использовать по
прямому назначению.

Второй
год (240 тыс. км)
— непременно
потребуют замены (если до того были
"родными") крылья, капот,
багажник, все двери, рамка
ветрового стекла, участки пола и
кронштейны под домкрат. Подобная
операция гордо именуется "замена
железа по кругу", завершается
полной перекраской и знаменует
собой второе рождение автомобиля.
Попутно проверяют, ремонтируют или
заменяют узлы двигателя, ходовой
части (крупные и дорогие иногда на
б/у).

Третий
год (260 тыс. км)
— 20 тыс. второй
владелец проехал на "новой"
машине и, не испытывая от этого
большого удовольствия, решил ее
продать, поместив объявление в
газету в 1995 году: "ВАЗ-2106 1982 г.в., 130
тыс.км, железо по кругу новое,
перекрашен, капремонт дв. и ходовой
10.94, норм. сост., сел-поехал. Продаю
$1900". При "назначении"
пробега он "забыл" еще сотню, а
30 тысяч "убрал" со счетчика,
скрутив спидометр… Силен мужик!

Третьим
владельцем
нашей "Лады",
скорее всего, будет юноша,
"сделавший" свои первые деньги
на перепродаже чего-либо (если не
хуже). "Тачка" интересует его
лишь для самоутверждения. Облепив
машину переводными картинками,
тонировав стекла и установив
громкую "музыку", он будет
гонять на полном газу, чувствуя
себя настоящим мужчиной!
Техобслуживанию и профилактике
такие люди внимания не уделяют, а
ремонт производят, лишь когда
машина откажется заводиться или
ехать (что, впрочем, будет случаться
довольно часто).
Наездив-намучившись еще тысяч 20 (280
тыс. км) и "окрепнув"
материально, клиент поспешит
избавиться от этой "помойки",
дав следующее объявление: "ВАЗ-2106
1982 года, 150 тыс.км, на ходу, кузов
средний. Продаю, можно на запчасти
$1000, торг уместен".

Жизнь
описываемого автомобиля подходит к
концу, но, однако, он еще остается
привлекательным для некоторых
категорий покупателей. Каких же?
Во-первых, это
"слесари-интеллигенты", у
которых много детей, но мало денег.
У такого есть участок, а также
золотые руки, которыми он и
надеется вдохнуть душу в эту
"железяку". Во-вторых,
автослесари-частники, скупающие
такие авто по дешевке для разборки
на запчасти, а также для
коммерческого использования
техпаспорта. И, наконец, пенсионеры,
имеющие гараж (особенно в
провинции), много свободного
времени и, опять-таки, мало денег.
Автомобиль для них — повод "уйти
в гараж" от надоевшей старухи,
дабы поболтать (и выпить) с
друзьями. "Шестерка" же наша
явит к тому времени печальное
зрелище: "новые" крылья будут
топорщиться, двери — плохо
закрываться, задняя часть кузова
начнет пригибаться к земле,
передние лонжероны и чашки задних
пружин будут трескаться, а то и
вовсе отрываться от кузова, да и сам
он начнет расползаться в разные
стороны, словно амеба. "Родной"
двигатель, если повезет, удастся
расточить под последний ремонтный
размер, а годы рождения остальных
агрегатов последнему хозяину будут
неведомы. Однако если сообщить
владельцу, что он купил машину с
пробегом под 300 тысяч, тот будет
искренне удивлен и оскорблен, ибо
такого пробега просто как бы… не
существует! 200 тысяч — предельная
цифра, которая иногда встречается в
объявлениях, да и то весьма редко.

Итак, мы
проследили типичный путь от
рождения до смерти самой
популярной в России машины. Все
сказанное справедливо для
"Жигулей" ВАЗ-2101 — 2107. У моделей
ВАЗ-2108 — 21099 коррозионная стойкость
кузова значительно выше описанной,
а у "Москвича-2141" — как
известно, наоборот. Агрегаты
отечественных машин служат
примерно одинаково, за исключением
"Волги" и "Запорожца". У
первой — больше указанного тысяч на
70—100, а для "Запора" 110—140 тысяч
общего пробега — вообще предел (у
"Таврии" — около 200 тысяч). На
основе этой информации каждый,
надеемся, сам решит, на каком этапе
износа автомобиль стоит покупать и
как по степени износа определять
общий (истинный) пробег.

Сергей
УСКОВ, "За рулем"

Читайте также

Подпишитесь на свежие новости

Мнение
Проекты и партнеры