издательская группа
Восточно-Сибирская правда

Горностай - зверь Иркутский

Горностай
— зверь Иркутский

Владимир
КИНЩАК, "Восточно-Сибирская
правда"

Здесь нет
ошибки. Именно королевский
горностай, символ не- запятнанной
белизны, а не бабр, стал
отличительным знаком первой и
единственной в Сибири фарфоровой
фабрики Перевалова.

Если верить
легенде, где-то в начале 60-х годов
прошлого столетия иркутский купец
Перевалов заехал на ярмарку и
обратил внимание на глиняные
поделки заезжего мужика.
Наметанный купеческий глаз
приметил необычность материала, из
которого была сделана крестьянская
посуда, — исключительную белизну.

— Где глину
брал? — поинтересовался купец.

— У нас, на
Хайте.

Братья
Переваловы не поленились съездить
на Хайту, поковырялись в речном яре,
помяли в пальцах редкую глину и
организовали мастерскую по
производству фарфора. Она вскоре
стала известной на всю Сибирь, от
Урала до Тихого океана, "Фабрикой
Перевалова в Иркутске". Именно
так значится на клейме хайтинских
изделий.

Ольга
Федоровна Купчина, самый главный
хранитель фарфора в Иркут- ском
краеведческом музее, выставила на
стол часть своих сокровищ. Очень
малую часть. В коллекции
приваловского — хайтинского
фарфора около тысячи единиц
хранения. Это в основном посуда —
чайная, столовая.

Осторожно
беру в руки невесомую, похожую на
морскую раковину чашку. Ее стенки
белы и прозрачны. На донышке тонкий
контурный рисунок горностая. На
боку — жеманная барышня в
европейском наряде.

— Переваловы
пригласили в свою мастерскую
талантливых художников из Европы, —
объясняет Ольга Федоровна, —
поэтому часть изделий расписана в
европейской традиционной манере.
Однако потом отличительным
признаком хайтинского фарфора
стала характерная только для него
роспись…

Мы
рассматриваем с виду громоздкую, но
в действительности поразительно
легкую посуду — тарелки, супницы,
чайники. В поселке Мишелевка на
речке Хайтинке под Усольем
работали выдающиеся мастера.

Создавая
производство, братья решили в
первую очередь кадровую задачу.
Понимая, что качество и скупость
несовместимы, они не скупились.
Филипп Перевалов в 1866 году привез
из Гжели гончаров -точильщиков
В.Барабанова и П.Еремина. Первым
художником Хайтинской фабрики стал
Т.Макаров с Императорского
фарфорового завода, а в 1889 году
главным фарфоровым мастером был
приглашен талантливый художникк
Г.Кислов с Дулевского завода из
Владимирской губернии.

Триумф
переваловского фарфора был
стремителен. На Нижегородской
ярмарке в 1896 году он был отмечен
грамотой.

При том, что
крупнейшие российские
производители фарфора, братья
Кузнецовы, владели 18 заводами,
Переваловы сумели потеснить их на
всем пространстве от Урала до
Владивостока. Сибирский покупатель
предпочитал дешевый иркутский
фарфор, не уступающий по качеству
дорогому европейскому.
Переваловские сервизы покупали
мещане, интеллегенция, купцы.

Затем
произошла трагедия. В 1907 году
последний владелец фабрики Иван
Данилович Перевалов был убит. Семья
продала производство торговому
дому Щелкунова и Метелевых.

Впрочем, в
последующие годы фабрика не
потеряла свою известность.
Хайтинский фарфор не раз отмечался
на международных выставках.

В 1920 году
фабрика была национализирована и
сменила клеймо. "Хайтинская гос.
фабрика "Сибфарфор" — так она
стала называться.

В 1925 году
производство было переоснащено — на
поток пустили более доступную
дешевую посуду.Выпускались,
впрочем, и штучные изделия…

У меня в
руках серьезных размеров кубок с
надписью, из которой следует, что
сработан он в подарок Иркутской
окружной партийной организации в
ознаменование десятилетия
Октябрьской революции. Ольга
Федоровна предлагает посмотреть
необычный экспонат из той же серии.
Мы проходим в соседнее помещение и
любуемся "монстром"—
необъятной керамической бочкой с
дарственной юбилейной надписью на
боку.

— Мы так и не
смогли определить назначение этого
предмета, — говорит хранитель, —
скорее всего, это ваза для большого
растения, например фикуса или
пальмы.

Нельзя
сказать, что в советские времена
производство сибирского фарфора
пришло в упадок. Хайтинская
продукция пользовалась успехом и
как бытовая и как сувенирная. Хайта
сохранила свой почерк и традиции.
Характерная для нее роспись —
сибирские сюжеты: бурятский
орнамент, тофы и эвенки в
колоритных костюмах, оленьи
упряжки…

В 60-е годы на
фабрике была создана
художественнаяя лаборатория, где
работали талантливые люди. Ольга
Федоровна показывает столовые
тарелки с яркой росписью.

— Видите, на
посуде появились жарки, пионы.

А что сегодня
производит Хайтинская фабрика? —
спрашиваю я.

— Насколько
мне известно, АО "Сибфарфор"
сегодня в банкротах и вряд ли вы
найдете что-либо похожее на
хайтинский фарфор в иркутских
магазинах.

В Сибири, как
и сто лет назад, нет другого
фарфорового предприятия, кроме
Хайтинской фабрики. Грустно будет,
если единственным местом, где можно
посмотреть сибирский фарфор,
останется Иркутский краеведческий
музей.

Читайте также

Подпишитесь на свежие новости

Мнение
Проекты и партнеры