издательская группа
Восточно-Сибирская правда

"Выстоять можно только вместе"

Владимир
ЯКУБОВСКИЙ:

«Выстоять
можно только вместе»

На
днях мэр г. Иркутска Владимир
Якубовский вернулся из
Новосибирска, где проходило
внеочередное собрание глав городов
Сибири, Дальнего Востока и Урала,
направленное на поиск мер и путей
выживания муниципальных
образований в условиях общего
кризиса. По приезде с ним
встретился журналист Анатолий
Выборов и попросил поделиться
впечатлениями об этом собрании,
ответить на несколько вопросов.


Владимир Викторович, сбор глав
городов был внеочередным, можно
сказать, экстренным, но ведь кризис
разразился не вчера и даже не месяц
назад. Что, ситуация в городах
ухудшается?

— Ситуация в
городах критическая, в некоторых
близка к катастрофической и,
действительно, все ухудшается.
Кризис всерьез поражает все
большее и большее количество
городов. В
Петропавловске-Камчатском только
2-3 часа в сутки дают электроэнергию
и нет запасов топлива. В Магадане
лишь неделю назад дали тепло, запас
топлива на 50 дней и пока нет
надежды, что оно появится. Находка
жила в основном за счет порта. Порт
встал. Жизнь там, считай,
остановилась. О положении во
Владивостоке благодаря прессе
знает вся страна.

Местные
бюджеты повсеместно трещат по швам.
В половине страны, от Дальнего
Востока до Урала, только в трех
городах — Омске, Иркутске и
Екатеринбурге — вовремя
выплачивается зарплата
бюджетникам…


Получается, что кризис, как и день,
начинается с востока?

— Кризис
начался с «головы» и поражает в
первую очередь в стране, как в
едином живом организме, наиболее
слабые и, как правило, отдаленные
участки этого организма. Очень
многое в такое трудное время
зависит от федерального центра, от
его политики и конкретных решений.
Но, как отмечалось на этой встрече
и, в частности, в докладе
вице-президента АСДГ Р.В. Бабуна,
центральная власть сейчас слаба и
политически, и экономически. Не в
силах навести в стране порядок
самостоятельно, она все больше
передает на места забот и
обязанностей, особенно связанных с
жизнеобеспечением населения.
Передает, не подкрепляя это
финансовым обеспечением.
Региональные власти справедливо
требуют передать на места вместе с
обязанностями и большую долю
финансовых ресурсов,
вырабатываемых на территориях,
сократить встречные финансовые
потоки, передать пакеты акций
крупных промышленных предприятий,
находящихся в федеральной
собственности. Но, добиваясь этого,
региональные власти отказываются
сделать следующий шаг — передать
экономически и социально
целесообразный объем полномочий и
ресурсов на следующий уровень — в
местное самоуправление. Последние
в этой цепи — муниципальные
образования — остаются один на один
с нуждами людей. Остаются без денег,
без права распоряжаться даже
заработанным своими усилиями.

Новые же
Бюджетный и Налоговый кодексы
разработаны правительством с таким
подходом, что вся налоговая база
формируется в федерации или ее
субъектах, а местное
самоуправление лишается
собственных доходов, без чего оно
просто физически не сможет
существовать.

— То
есть, если начнут действовать
предложенные правительством
Бюджетный и Налоговый кодексы, о
местном самоуправлении можно будет
уже не вести речь?

— Оно будет
уничтожено. Нужен ли будет
населению тот же мэр, избранный
этим населением, но ничего не
могущий для него сделать, так как не
будет иметь ни прав, ни ресурсов, ни
денег?

— Это и
подтолкнуло глав городов провести
на свое экстренное собрание?

— Встречу
планировали давно, еще во время
совещания глав муниципальных
образований с правительством
России 2 октября. Последние события
лишь ускорили ее. В этих условиях
мэры городов просто обязаны
высказать правительству, субъектам
федерации свои претензии,
предложить свое видение выхода из
кризиса. Из него не выйти в
одиночку. Выстоять сейчас можно
только вместе, четко согласуя
действия всех уровней власти —
федеральной, региональной и
муниципальной.

— Какие
же конкретные пути выхода из
кризиса на местном уровне удалось
выработать на этом собрании?


Результатом совещания стало
подписанное всеми участниками
«Решение внеочередного общего
собрания АСДГ», которое будет
направлено в адрес Администрации
Президента России, правительства,
Совета Федерации, Государственной
Думы, Конгресса муниципальных
образований, Союза российских
городов, глав исполнительной
власти субъектов РФ Сибири и
Дальнего Востока. В нем содержатся
конкретные предложения как в адрес
центральной власти, так и ее
субъектов.

В частности,
в Бюджетный и Налоговый кодексы РФ
предложено внести механизм
разграничения налоговых платежей
между уровнями бюджетной системы,
то есть четко расписать, куда и
какие налоги должны поступать.
Закрепить это право законом, а не
желанием того или иного
регионального лидера определять
процент отчисления территориям.
Иначе у местного самоуправления
пропадает всякий интерес повышать
доходную часть, поднимать
предприятия. Следующие
предложения: исключить из
Налогового кодекса региональный
налог на недвижимость; закрепить
местные налоги за местными
бюджетами в полном объеме и дать
право распоряжаться этими
налогами; процедуру банкротства
градообразующих предприятий
проводить только с учетом
интересов населения и
согласовывать ее с органами
местного самоуправления; закрепить
за бюджетными муниципальными
образованиями 100% подоходного
налога с граждан, 100% на вмененный
налог, 40—60% экологического налога;
отодвинуть сроки увеличения доли
платежей населения в коммунальных
платежах на 100% с 2003 года, как
планировалось, до 2008 года. Иначе мы
резко загубим коммунальные
организации и, самое главное,
вконец оберем население.

Что же
касается субъектов федерации, им
также предложено четко
разграничить полномочия уже между
областями—краями и
городами—поселками, утвердить
нормативы минимальной бюджетной
обеспеченности для разных
категорий муниципальных
образований, сократить встречные
финансовые потоки. Не в силах,
например, область проплатить все
льготы по Закону о ветеранах,
определить, какие и в каком объеме
льготы предоставлять. Если хватает
денег только на бесплатный проезд,
значит, открыто сказать об этом
ветеранам. Если собрал город налоги
«живыми» деньгами на какую-то
конкретную статью расходов, то не
забирать эти деньги в область,
выдавая взамен обещания о
дотировании…

— Ну,
выработали вы свои предложения,
разослали по инстанциям, а там,
«наверху», их проигнорировали,
не прислушались к вам?..

— Надеемся,
что прислушаются. Отмахнуться
сегодня от мнения мэров городов
половины страны не просто. Не могут
власти сейчас себе такого
позволить. Они же тоже понимают, что
очень многое сейчас зависит от
стабильности территорий, от
настроя людей на местах. От этого
они тоже сильно зависят, хотя бы в
тех же выборах. И потом, в
правительстве и в регионах
достаточно здравых людей, болеющих
за судьбу общего дома. Сегодня
Владивосток, Находка, завтра
Новосибирск, Омск, Иркутск. Это же
как снежный ком. Не остановим
совместными усилиями эту лавину
сегодня — завтра будет поздно.

— Что еще
полезного для себя как мэра вам
удалось вынести с этого совещания?

— Такие
встречи всегда полезны. Можно
сверить свои действия с действиями
других мэров — правильно ли
поступаешь, почерпнуть что-то
интересное для родного города…


Например?

— Мне
показался интересным опыт г.
Артема, где в системе образования
просчитали нормативную базу на
каждого ученика и пришли к выводу,
что здесь можно сократить расходы
почти на треть. Артем, конечно, не
Иркутск, но я все же дал задание
своим службам изучить этот опыт.

— А
передать было что?

[dme:cats/]

— Многих
заинтересовал опыт Иркутска по
расщеплению коммунальных платежей.
А политику нашего города по
поддержке местной промышленности
поначалу некоторые мэры даже не
восприняли: «Зачем это нам надо?
Без этого забот хватает». Когда
объяснил весь механизм: налоговые
льготы местным предприятиям, пусть
временно даже в ущерб бюджету, —
подъем этих предприятий —
возвращение сторицей средств в
виде налогов в городскую казну —
стабильность предприятий и новые
рабочие места, стабильность в
оплате бюджетникам, стабильность
города, — то многие пришли к тому же
выводу, что и мы в свое время: пока
не заработает своя промышленность
в городе, области, стране, ничего не
будет — ни социальной стабильности,
ни подъема культуры, ни жизни
нормальной у людей.

— Базис и
надстройка получается, как в
учениях классиков социализма…

— Да, если
хотите. Законы развития общества
одинаковы при любом строе. Сначала
— работать, потом получать. Но никак
не наоборот…

Читайте также

Подпишитесь на свежие новости

Мнение
Проекты и партнеры