издательская группа
Восточно-Сибирская правда

Север ждет, а флот стоит

  • Автор: Сергей КОЗЫРЕВ, "Восточно-Сибирская правда"

Север
ждет, а флот стоит

Несмотря на массовый
отток населения из северных
территорий Иркутской области, там
продолжает жить и работать
достаточное количество тех, кто
занимается добычей золота и
пушнины, заготовкой деловой
древесины, освоением месторождений
нефти и газа. Тем не менее северяне
все более ощущают на себе
недостаток внимания со стороны
федеральных и областных властей.
Первой в длинном списке претензий
стоит проблема досрочного завоза
нефтепродуктов и продуктов
питания. Как на этот раз
складывается ситуация с досрочным
завозом — на эту тему наш
корреспондент беседует с
председателем комитета по развитию
Севера областной администрации
Николаем Ивановичем Паленным.


Досрочный завоз — это в основном
забота федерального центра. В
достаточной ли степени в этом году
Москва озабочена проблемами
северян?

— Если в
прошлом году на досрочный завоз в
северные территории по России из
федерального бюджета было выделено
2 млрд. 640 миллионов, то в этом 3
миллиарда целевых субвенций. В то
же время не было дано ни рубля под
ссуды кассового разрыва, а область
не может своими силами закрыть
образовавшуюся брешь. Хотя с нашей
стороны делается все возможное. В
этом году благодаря усилиям
губернатора Б. Говорина северяне
получили 60 миллионов областных
субвенций на приобретение угля, и
скоро на эти цели будет выделено
еще 60 миллионов. Однако из-за
увеличившихся на 25-30 процентов цен
на нефтепродукты этих средств
будет явно недостаточно. Вот
почему, если в минувшем году
проблемы досрочного завоза были
больше технического, то в этом —
финансового характера. Словом,
область не в состоянии в одиночку
вынести на своих плечах финансовую
нагрузку.

— Тем не
менее перед Верхне-Ленским
пароходством поставлена задача
завезти в Бодайбинский,
Мамско-Чуйский, Катангский и
Киренский районы 56 тысяч тонн
нефтепродуктов. Только завоз
бензина, соляры, мазута обойдется
области в 139,9 млн. рублей. Как можно
понять, этих средств наша казна не
сможет набрать. Каков же выход?

— 7 июля в
Усть-Куте состоялось совещание по
досрочному завозу под руководством
председателя государственного
комитета по делам Севера Владимира
Гомана. Перед ним были поставлены
все назревшие вопросы и проблемки,
полагаю, они будут решены. Уже 12
июля из федерального бюджета
поступило 27 миллионов. Правда, этих
средств хватит только "на
закрытие" Бодайбинского района,
в который из необходимых 120 тысяч
тонн народнохозяйственных грузов
завезено лишь 9, и поэтому данный
район пока находится в самой
сложной ситуации. Однако, если в
августе погода будет
благоприятствовать речникам, то
они выполнят свою задачу.

Что касается
нефтепродуктов, то в Бодайбо
завезено лишь 2,8 тысячи тонн.
Относительно Катангского района
вопрос по завозу всего
необходимого уже практически
решен, и осталось доставить лишь 3,5
тыс. тонн. В Киренский район из 17
завезено 11 тыс. тонн, работы
осталось на неделю, но
нефтепродукты по сложившейся схеме
будут доставлены сюда в последнюю
очередь. Непонятная ситуация
складывается в Мамско-Чуйском
районе по вине местной
администрации. В счет долгов
Востсибугля им было выделено 20 млн.
рублей областных субвенций, но в
мэрии не спешат ими
воспользоваться.

Повторяю,
область не сможет в одиночку
вынести финансовую нагрузку по
досрочному завозу, поэтому
администрациям северных
территорий необходимо самим
изыскивать возможности
приобретения топлива,
продовольствия, и в первую очередь
для больниц, детсадов и других
специализированных учреждений.
Ведь это по силам таким
предприятиям, как, например,
Лензолото. У местных
муниципалитетов есть возможность
найти необходимые средства и за
счет предприятий-должников,
постоянно работающих с северными
территориями. Хочу добавить, что на
совещании в Усть-Куте
представителям Москвы были
поставлены жесткие условия с нашей
стороны: если Верхне-Ленскому
пароходству, как и в прошлом году,
на завершающем этапе навигации
придется в ледовых условиях
доставлять заказчикам 30 процентов
нефтеналива, то федеральная казна
будет обязана взять на себя убытки
пароходства.


Николай Иванович, возможно, проблем
с доставкой угля и нефтеналива в
северные территории было бы
гораздо меньше, будь решен вопрос с
освоением местных месторождений
нефти и газа. Ведь уже который год
администрации Усть-Кутского,
Киренского и даже Катангского
района просят область помочь им в
этом вопросе.


Необходимые работы в этом
направлении постоянно ведутся.
Нынче выделены средства на
научно-исследовательские и
проектные работы и детальное
изучение мест для установки
мини-гэс, нефтеперерабатывающих
станций, других источников
электроэнергии. Этими вопросами
занимается как наш комитет, так и
департамент по недрам и комитет по
жилищно-коммунальному хозяйству
области. Однако это задача не
одного года. Пока же зам.
губернатора Валентин Межевич перед
всеми владельцами лицензий на
нефтяные месторождения поставил
задачу объединения, чтобы Север как
можно скорее смог перейти на
самообеспечение жидким топливом с
местных месторождений.

Читайте также

Подпишитесь на свежие новости

Мнение
Проекты и партнеры