издательская группа
Восточно-Сибирская правда

Торговать -- так грамотно

  • Автор: Николай ВОЛКОВ, "Восточно-Сибирская правда"

Торговать
— так грамотно

Иркутская область по запасам
леса занимает ведущие позиции в
России. Гладкоствольная ангарская
сосна ценится на мировом рынке
особенно высоко. Не случайно
экспорт древесины всегда являлся
важнейшей статьей дохода в
экономике региона.

Ежегодно с наших
таежных делян отправляется в
разные страны до 1,5 миллиона
кубометров кругляка-пиловочника.
Однако при этом, как ни горько
признать, только 600—700 тысяч куб.м
проходит через предприятия,
зарегистрированные на территории,
а значит, и платящие налоги. Весомая
доля древесины скупается за
"черный нал" и реализуется
случайными фирмами.

Бесконтрольный вывоз
лесопродукции за рубеж (в первую
очередь в Китай) стал бедой для
властей Приангарья. У местных
жителей складывается мнение, что
лесом не торгует разве что ленивый.

Так что давно назрела
необходимость наведения порядка с
заготовками леса, его экспортом. В
числе принимаемых жестких мер —
создание Союза независимых
лесоэкспортеров северных городов и
районов области.

Учредительная
конференция СНЛ проходила в
Братске полгода назад, а совсем
недавно состоялась вторая
конференция в Находке. Почему
именно там, в крупнейшем морском
порту на Дальнем Востоке, станет
ясно из дальнейшего рассказа. Но
прежде несколько слов об этом
замечательном, дивном городе на
побережье Тихого океана. Его
называют восточными воротами
России, ведущими на
Североамериканский и Азиатский
континенты.

Порт,
обосновавшийся в огромной,
защищенной со всех сторон от ветров
горами бухте, еще очень молод — в
будущем году отметит полвека. Это
действительно порт-находка,
который пользуется заслуженной
известностью на многих
международных морских путях,
считаясь главным перевалочным
пунктом между Востоком и Западом.

К его
многочисленным причалам,
оснащенным мощными кранами,
спецтехникой, швартуются океанские
суда со всего света, да и
собственный флот располагает
современными кораблями для всех
типов грузоперевозок. И тем
обиднее, когда эта уникальная
морская база Отечества
используется не в полную силу,
переживая далеко не радужные
времена.

Людям с суши,
а в нашей делегации было более
тридцати человек, бросилось в
глаза, что бесконечные причалы,
растянувшиеся по берегам залива на
несколько километров, почти пусты,
редко где стоят под
подгрузкой-разгрузкой теплоходы. И
среди этого кажущегося запустения
замечаешь повсюду штабеля леса,
кучи металла любого профиля.
Здешние специалисты говорят, что
именно эта российская продукция
сейчас самая ходовая, выручает и
порт, и городской бюджет.

По некоторым
сведениям, на причалах, где
работают самые разные фирмы,
скопилось до 250 тысяч кубометров
древесины, поставленной из нашей
области. Тут и Росэкспортлес, и
Иркутсклеспром, и другие
организации, занимающиеся
внешнеэкономической
деятельностью. У Астафьевского
мыса, неподалеку от
рыбоконсервного завода, находится
25-й причал, на котором действуют
компании "Океанинтербизнес" и
"Истгалф-лимитед", выступившие
инициаторами создания Союза
независимых лесоэкспортеров.
Символично: как и три века назад, в
петровские реформы, объединились в
единую организацию Морфлот
(судовладельцы) и
лесопромышленники, чтобы с умом и
выгодой торговать лесом за морем.

Вот что
рассказывают о своей деятельности
сами учредители СНЛ.

Виктор
Нежурин,
генеральный директор СНЛ:

"Сложился
круг деловых партнеров"

— Наверное не
ошибусь, если скажу:
сгруппироваться в Союз заставила
сама жизнь, условия хозяйствования
в лесной отрасли. Мои коллеги
поняли, набив себе шишек, что в
одиночку работать серьезно, с
перспективой практически
невозможно — не вытянешь.

Мы начинали с
малого, привлекая частных
предпринимателей, мелкие фирмы,
специализирующиеся на заготовке и
вывозке леса. У нас было пятьдесят
контрактов, теперь осталось лишь
десять из прежних, которые
закрепились в Союзе. Отсеяли тех,
кто поставлял некачественную
древесину, был замечен в теневых
структурах либо отличался
неисполнительностью,
безответственностью. Отбор был
тщательный, и остались в СНЛ те, кто
намерен заниматься лесным бизнесом
открыто, честно, на солидарной с
партнерами основе.

Сегодня под
крышей нашего союза 37 различных
организаций, на первый взгляд,
многие из них вроде бы
индивидуальные, частные
предприятия, но за ними стоят
солидные коллективы, дела. Они
помогают встать на ноги бывшим
крупным леспромхозам, которые по
различным причинам пришли в упадок,
например, таким, как Сосновский,
Назаровский ЛПХ и другие. Или,
скажем, фирма, которую возглавляет
Леонид Попов из Улькана. На фоне
наших гигантов лесного комплекса
она вроде бы не заметна. Но Попов
совершил "настоящую
революцию" в погрузке сортимента
в железнодорожные вагоны — по 97
кубометров. Такого никому не
удавалось. И все по правилам ВСЖД, с
надежной укладкой бревен.
Представляете, если бы все так
плотно грузили, — какая была бы
экономия вагонов! Подходим к приему
в СНЛ избирательно, стремясь
строить работу на цивилизованных
отношениях с партнерами.

И постепенно
налаживаем тесные связи с более
крупными предприятиями — ЗАО
"Янтальлес", "Тайшетлес",
Каймоновский, Катинский
леспромхозы. Мы имеем преимущество,
к примеру, перед Иркутсклеспромом и
другими экспортерами в том, что у
нас достаточно оборотных средств и
мы рассчитываемся с поставщиками
сразу "на вагоне". Поработав на
японском рынке, мы акцентируем свое
внимание на северных районах
области — Усть-Кут, Магистральный,
Улькан, Нижнеилимский район, откуда
древесина охотнее покупается, так
как лучше по качеству. К тому же мы
не стремились нарушить сложившиеся
связи, а искали и нашли свою нишу,
взяв под крыло слабые леспромхозы
по БАМу, в соседнем регионе.

Сегодня
можно уже с уверенностью заявить,
что сложился круг деловых
партнеров по лесоэкспорту.
Наработали определенный багаж,
результаты, с которыми не стыдно
идти в любую областную структуру,
решать проблемы. СНЛ будет активно
сотрудничать с областным Союзом, с
ВСЖД, областной администрацией.
Надеемся на взаимопонимание.

Виктор Клюс,
президент СНЛ и судовладелец:

"Мы пришли
в Приангарье всерьез и надолго"

— Восемь лет
назад начинали с совместного
российско-японского предприятия.
Цель — привлечь иностранные
инвестиции, передовые технологии,
технику для развития морского
порта. Мы использовали
благоприятные условия свободной
экономической зоны Находки, создав
судоходную компанию
"Океанинтербизнес". Японцы не
захотели вкладывать свои капиталы
в предлагаемые нами проекты
развития рынка в России, и было
принято решение о создании
предприятия без иностранного
капитала.

Первый
пароход арендовали на Сахалине для
перевозки не лесных, а
металлических грузов. Потом
активно работали с Камчатским
пароходством, старейшим в стране,
купили там несколько сухогрузов, а
теперь их в нашей компании целая
дюжина.

Я являюсь
председателем совета директоров
Камчатского пароходства и
одновременно членом совета Союза
судовладельцев РФ. Жизнь
подтолкнула нас к созданию Союза
независимых лесоэкспортеров на
севере Иркутской области вместе с
филиалом компании "Истгалф" в
Братске, которым руководит Виктор
Нежурин. С ним сотрудничаем давно,
думаю, с пользой для вашего региона.

Достаточно
сказать, что с января текущего года
СНЛ отгрузил в Японию 180 тысяч
кубометров пиловочника, а с октября
— 230 тысяч. За весь 1999 год надеемся
отправить 266 тысяч кубометров на
японский рынок, то есть свыше 20
процентов всей поставляемой туда
сосны (из 1,2 млн.). Это позволяет
разговаривать с потребителями на
равных. Однако, чтобы диктовать
японским коммерсантам свою цену на
лесопродукцию, наша "весовая
категория" слабовата. Надо
поднять планку экспорта до 550—600
тысяч кубов в год. Для этого у нас
достаточно судов, складских
площадей на причалах порта и
опытных специалистов-менеджеров.
Ведем переговоры с руководителями
фирм "Тхамист"
(финско-японской) и американской,
работающих в Находке, о совместных
действиях по единой ценовой
политике. Перенимаем их опыт
сортировки леса, чтобы получить
большую цену за него — сейчас
средняя цена колеблется от 87 до 92
долларов за кубометр. В настоящее
время наша компания составляет
серьезную конкуренцию старым
организациям, таким, как
Экспортлес, Иркутсклеспром,
Приморсклес и более молодым. У нас
сформирована хорошая база в
морском порту — на 300 тысяч
кубометров леса, а его перевозка
занимает до 40% всего объема грузов,
доставляемых нашими судами.

Идея
создания некоммерческого
партнерства (СНЛ) призвана защищать
интересы лесников в структурах
власти, перед таможней и железной
дорогой. К тому же такое
партнерство выгодно всем.

Когда мы
приходим в порт и заявляем, что
отправим сто тысяч кубов и более,
загрузка причалов будет
постоянной, то отношение
портовиков совсем иное, чем,
допустим, к отдельному леспромхозу.
Лесозаготовители несут меньшие
затраты. То же самое и с ВСЖД: когда
мы делаем предоплату живой валютой,
за солидные объемы перевозки, с
нами считаются, выстраиваются
деловые отношения.

В наших
компаниях устойчивое финансовое
положение, и мы имеем полную
возможность направить в 2000 году до
40 млн. долларов на развитие лесного
бизнеса в Иркутском регионе. Прежде
всего будем и дальше помогать тем
предприятиям, которые с нами
сотрудничают постоянно, кому
доверяем, давать кредиты на аренду
лесосек, участие в аукционах и
конкурсах. Выйдем в администрацию
области с просьбой об отводе
собственных лесоугодий, к которым
проложим дороги, обустроим
вахтовые поселки, обеспечим
техникой существующие либо новые
лесопредприятия. Намерены заняться
лесопилением, готовы купить
железнодорожный тупик, возле
которого создадим свой цех. Ведем
переговоры с ДОЗ-757 в Братске,
мощности которого не используются,
о переработке леса, гарантируя
оплату энергоресурсов, запчастей и
материалов. Уже получили
спецификацию на продукцию из
Японии. Так что пришли на север
Приангарья надолго, с реальными
предложениями. Можем поставлять
членам СНЛ лесовозы: в Приморье
переделываем на заводе военные
автомашины под них. Обходятся они
весьма дешево, что оценили в
"Янтальлесе", получившем
четыре тягача. Есть возможность
обеспечивать своих партнеров
нефтепродуктами по приемлемым
ценам. Спектр услуг с каждым годом
будет расширяться.

От автора.
Виктор Александрович Клюс — очень
интересный собеседник, часами
может рассказывать о морском флоте
Дальнего Востока, незашоренными
глазами смотрит на ситуацию в
экономике России. У него ясные цели,
мечты. Утвержден кандидатом в
депутаты Госдумы. Не по Приморью, а
блоком "Север РФ", в состав
которого входят Камчатская,
Магаданская, Архангельская
области, Республика Коми и
Корякский национальный округ,
Якутия. Большинство этих регионов
имеет крупные пароходства и
огромные запасы леса. "Мое
желание — активно участвовать в
развитии этих важных отраслей
народного хозяйства. Если меня
изберут депутатом, то буду полезен
Иркутской области, в отношениях с
которой я вижу добрые
перспективы".

Анатолий
Гулай,
вице-президент СНЛ:

" В
качестве — успех торговли"

— Мне часто
приходится бывать в Японии. Из 19
компаний, получающих лес из России,
с 14 мы сотрудничаем. Замечу, что
японцы очень привередливые
покупатели, придираются к качеству
леса по любым мелочам. Тем более что
порт Находки наводнен лесом. У
покупателя есть выбор, потому что
он платит валютой.

У японцев
широкая сеть информации: они точно
знают, сколько вагонов, когда, с
какой станции отправлено с
лесопродукцией. Исходя из этого
строят свою политику закупок. Цена
кубометра напрямую зависит от того,
как много леса в порту. Если много,
то она сразу падает. С 20 августа по 10
сентября они устроили у себя
праздник, и лес не берут, ожидая его
накопления, добиваясь снижения
стоимости. В прошлом году цена
кубометра поднималась до 120
долларов, а с весны этого начала
снижаться, и этот процесс, по
прогнозам, продлится до января 2000
года.

Основным
тормозом в торговле лесом на
японском рынке остается низкое его
качество. Недопустимы много синевы,
недопилы размеров, округлость
комля, нечеткая маркировка и даже
гвозди в бревнах. Все эти огрехи
влияют на цену продукции и сроки ее
продажи. Нельзя сбрасывать со счета
и наших конкурентов —
лесопроизводителей Новой Зеландии,
Индонезии, Североамериканских
штатов. Хотя наша сибирская сосна,
когда идет без брака, почти вне
конкуренции. Наша задача — продать
всю поступившую древесину с
прибылью, поэтому нужна четкая,
гибкая политика ее поставок в порт
Находки.

Из первых уст
одним абзацем

Станислав
Куракин,
директор ЗАО "Янтальлес":

— Десять лет
мы отправляли лес через разных
посредников за рубеж. И лучших
компаний, чем "Истгалф",
"Океанинтербизнес", не
встречали. Стабильные, приемлемые
цены на поставляемую древесину,
своевременные расчеты. В трудных
ситуациях на них можно положиться:
дважды давали нам валютные кредиты.
Признанием наших деловых связей
явилось присвоение одному из
теплоходов имени "Янтальлес".
Отныне он возит на японский рынок
не только нашу продукцию, но и
соседскую.

Анатолий
Сторожа,
директор Каймоновского ЛПХ:

— У нас тоже
было немало партнеров по экспорту,
но не всегда было взаимопонимание.
Решили остановить свой выбор на
Союзе независимых лесоэкспортеров.
Мы стараемся отправить лес в
хорошем виде, но когда он долго
лежит на причалах, он теряет
товарность. Вот и ждем, у кого
быстрее нервы сдадут — у нас или
японцев. Поэтому, считаю, надо
сообща договориться, в какие сроки
лес отправлять выгоднее. Чтобы не
лежали омертвленными 17 тысяч
кубометров в порту.

Александр
Чемякин,
руководитель ЗАО "Бест Вуд":

— В
Усолье-Сибирском выпускается
прекрасный антисептик. Затратив
примерно по два доллара на
кубометр, мы меньше потеряем от
синевы леса. Есть смысл вложить
некоторую сумму денег в это
предприятие и получать свой
антисептик.

Василий
Зырянов,
зав. отделом анализа и прогнозов
департамента по лесу администрации
области:

— Требования
к лесоэкспорту ужесточаются. Очень
важно всем экспортерам
объединиться и выступать на
японском рынке с единой ценовой
политикой. Мы рассчитываем, что СНЛ
будет вкладывать деньги в
лесозаготовку, переработку и
поможет оживить некоторые
мощности. Лучше жить вместе, чем
выезжать одному за счет другого. 85%
продукции лесного комплекса
отправляется за рубеж. Поэтому
областная администрация
заинтересована в том, чтобы экспорт
был прозрачным, доходным и
цивилизованным. Таких бизнесменов
мы будем поддерживать…

Читайте также

Подпишитесь на свежие новости

Мнение
Проекты и партнеры
  все
Свежий номер
Важное