издательская группа
Восточно-Сибирская правда

Спешите грызть гранит науки!

Спешите
грызть гранит науки!

Ирина
ОВСЯННИКОВА, областной комитет
статистики

В ходе
экономических реформ в стране
существенно меняется и система
образования. Появились престижные
образовательные учреждения — лицеи
и гимназии, где наиболее одаренные
дети сверх обычных программ
изучают дополнительные, в основном
гуманитарные, дисциплины, получая
разносторонние и углубленные
знания. В 26 подобных учебных
заведениях обучается 16,7 тысячи
детей. Но, кроме способностей, им
необходимо обладать упорством и
сверхтрудолюбием, поскольку этика
и танцы, мировая культура и прочие
не менее интересные и, без сомнения,
нужные предметы, как и математика с
иностранным языком, требуют от
лицеистов с гимназистами и времени,
и усидчивости. По мере одоления
такой обширной программы,
несомненно, повышается общий
культурный уровень и интеллект
школяров. Но станут ли выпускники
этих новомодных учреждений столь
же высокообразованными, как,
скажем, великий Пушкин и его
однокашники по Царскосельскому
лицею, покажет время.

Впрочем, в
пушкинские времена учиться было
гораздо легче. За прошедшие почти
два века в русской литературе
появилось много новых славных имен,
а сколько талантливых произведений
с тех пор написано (на головы
горемычных современных
школьников), что лицеистам XIX века и
не снилось! Да и другие науки на
месте не стояли. Вот и выходит, что
объем необходимых знаний, а с ним и
школьная нагрузка, постоянно
возрастает. И неспроста возникло
предложение о продлении еще на год
срока школьного образования.

Напряженные
учебные программы по силам далеко
не всем. В помощь более слабым
создаются классы выравнивания,
компенсирующего обучения. И детей в
них даже больше, чем
высокоодаренных и не страшащихся
усиленных нагрузок учащихся лицеев
и гимназий (17,9 тыс. человек). Чуть
меньше, но совсем не мало
школьников обучается в специальных
школах и классах для детей с
отклонениями в физическом или
умственном развитии (15,8 тыс.). И что
особенно печально, при общем
снижении числа школьников за
последние 4 года на 4% количество
детей, требующих особых, щадящих
условий обучения, увеличилось на 12%.

Еще одно
нововведение нашей школьной
системы — из разряда хорошо
забытого старого: тысяча детей
занимается на дому по специальным
программам, а 44 ребенка получают
знания в форме семейного
образования. Да и полузабытое слово
"гувернантка" вернулось в наш
лексикон.

Альтернативой
государственным школам с
переполненными классами и
обучением в 2 смены являются
частные учебные заведения. Их число
постепенно возрастает и достигло 10.
Избытка учеников, конечно, нет: в
такой школе в среднем около 100
подопечных, что дает возможность
уделить больше внимания каждому.
Как правило, предлагаются и
дополнительные услуги,
например,доставка в школу и обратно
школьным транспортом. Впрочем,
учительское внимание, и услуги, и
комфорт в классах — все это стоит
немалых денег родителям счастливых
школьников.

Все чаще
требует денег и дальнейшее
обучение. В средних специальных
учебных заведениях почти четверть
учащихся (24,6%) полностью возмещают
альма-матер расходы на собственное
обучение, в вузах — чуть больше (26,8%).
И это, заметим, в государственных
учебных заведениях. Вполне
естественно, что коммерциализация
коснулась прежде всего
специальностей экономического и
юридического профиля, пользующихся
наибольшим спросом на рынке труда.

Частный
капитал проник в учебные
учреждения всех уровней. И,
разумеется, требует оплаты за весь
процесс обучения. Правда, в области
среднего профессионального
образования, при наличии 55
государственных учебных заведений,
частный сектор пока не оказывает
существенного влияния на объем
подготовки специалистов. Что
касается высшего образования, то
наряду с 11 государственными вузами
и 10 их филиалами на земле
Приангарья обосновались 6
негосударственных образовательных
учреждений. Русско-Азиатский
институт уже стал популярным
благодаря возможности зарубежного
обучения на старших курсах и
неплохим перспективам
последующего трудоустройства.
Сибирский институт права,
экономики и управления в
результате интенсивной рекламной
кампании тоже стал известен многим
старшеклассникам и будущим
абитуриентам. Работает Сибирский
теологический институт
пятидесятников. Плюс 3 филиала
довольно крупных российских вузов:
в Иркутске — филиалы Российской
международной академии туризма и
Академии труда и социальных
отношений, в Братске — филиал
Московской академии права. В
названных вузах в общей сложности
около 2,5 тысячи студентов. Особой
тесноты в коридорах пока не
ощущается, хотя число студентов со
временем растет.

Но воистину
необычайный рост числа студентов
был отмечен нынче в
государственных учреждениях
высшей школы. На первый курс
принято 19 тысяч молодых людей,
жаждущих получить вузовские
"корочки" (в 1998 г. — 14,2 тыс.). В
результате студенческая братия
пополнилась сразу на 14,5%.

Конкуренция
среди поступающих в вузы,
возраставшая в последние годы,
снизилась до 194 заявлений на 100 мест
(в 1998 г. — 225). Благотворную роль
сыграл, частично приняв на себя
мощный удар абитуриентов,
открывшийся нынче Иркутский
юридический институт
Генпрокуратуры России. Но
поскольку оплатить обучение могут
немногие, особой напряженности
среди поступающих на платной
основе не ощущалось. Главные
баталии за право занять место в
учебной аудитории разыгрываются
между неплатежеспособными
выпускниками школ, для которых
обучение за государственный счет —
единственная возможность получить
диплом. Вступительный конкурс
среди будущих экономистов и
юристов достигал 4-5 человек на
место. Престижность белых халатов,
как и зарплата их обладателей, в
общем невелика. Соответственно, не
так велик и конкурс — трое на 1
место.

Тяга к
знаниям подогревается наличием
очереди на бирже труда и часто
звучащим требованием
работодателей всех мастей о
непременно высшем образовании для
желающих стать членом трудового
коллектива. Такой критерий — не
редкость даже для претендентов на
должность обычного продавца. Надо
признать, что полной гарантии от
безработицы диплом не дает, но
порою этот документ может
послужить своеобразной
палочкой-выручалочкой или
поплавком в житейском море. Ведь,
как свидетельствует статистика,
среди безработных всего 8,9%
обладателей "высшего" диплома,
тогда как среди занятых всеми
видами деятельности — 13,4%. В первую
очередь лишаются работы люди, не
имеющие нужного образования. Так
что, коль желаете "соломки
подстелить", спешите грызть
гранит науки!

Читайте также

Подпишитесь на свежие новости

Фоторепортажи
Мнение
Проекты и партнеры