издательская группа
Восточно-Сибирская правда

"Плач" по заказчику

"Плач"
по заказчику

Николай
ВОЛКОВ,"Восточно-Сибирская
правда"

Из немногих
предприятий оборонки нашей области
объединение "Восток"-
единственное, которое не
приватизировано, а по- прежнему
остается государственным. Сейчас
трудно судить, хорошо это или плохо.
Положительным можно признать то,
что крупный завод, выпускавший
радиостанции на автомашинах,
широкий ассортимент товаров
народного потребления, не
развалился, не превращен в оптовый
рынок.

Однако
трудовому коллективу, который за
последнее время сократился
вчетверо (сегодня здесь занято
около двух тысяч работников), от
такой устойчивости не легче. Все
годы реформ наблюдался, как и в
целом по ВПК, неуклонный спад
производства, а следовательно и
связанные с ним социальные
последствия. И главная беда —
хронические задержки и без того
невысокой зарплаты. Отсюда
неудовлетворееность рабочих и уход
лучших специалистов.

Менее года
назад сменилось руководство
объединения, генеральным
директором стал Осип Рузин. Опытный
инженер, четверть века отработал в
цехах, на разных должностях.
Коллектив — прежде всего
инженерно-технический персонал —
поддежал его.

— Так я и
впрягся в скрипучую телегу, чтобы
вытащить ее из болота, — говорит
О.Рузин. — Никому, ничего не обещал,
потому что понимаю: быстро вряд ли
добьешься желаемых перемен. Но
усилия прилагаем невероятные,
выкручиваемся как только можем.
Удалось, на мой взгляд, сдвинуться с
мертвой точки: приостановили в
прошлом году рост задолженности по
зарплате, а текущую платим теперь
регулярно. Три миллиона рублей
сняли со счета по судебным
решениям. У людей, кажется,
убавилась агрессивность, они
больше начали заботиться о
производстве, что и сказалось на
увеличении объемов выпуска
продукции на двадцать процентов.

В настоящее
время головная боль у ведущих
специалистов "Востока" — поиск
платежеспособных заказчиков.
Минобороны, в чьем ведомстве
находится предприятие, все
заметнее открещивается от этих
забот. И не потому, что наша
автотехника, радиостанции не нужны
армии, не отвечают требованиям по
качеству. А потому, что у военных
нет денег на перевооружение. Вот и
вынужден завод все дальше уходить
от оборонки к гражданской
продукции.

Главный
инженер Владимир Фридман
рассказывал, что недавно
"Восток" выиграл тендер в
Москве на поставки пожарных машин
на базе КамАЗа. Достоинство
контракта в том, что автошасси
будут выделять сами военные, без
предоплаты. Три пожарных
автоцистерны просит изготовить
управление Военно-Морского флота.
Если эти договоренноси оформятся
документально, то это составит 80
процентов годовой программы — на 30
миллионов рублей. Плюс к этому МВД,
как постоянный заказчик, намерено
купить штабную и машину связи.

За несколько
лет заводчане, наряду с
традиционной продукцией —
радиостанциями разной мощности,
освоили сборку 18 типов пожарной,
штабной и аварийно-спасательной
техники. По отзывам специалистов,
она не имеет аналогов в России, не
уступает и некоторым зарубежным
образцам. Востребованность ее
самая широкая: пожарные машины во
всех городах страны морально и
физически устарели, нужна замена.
Но в бюджетах областей опять же не
хватает средств на их приобретение.
Губернатор Сахалина готов купить
две машины, Алтайский край ищет
возможности заполучить иркутскую
технику в обмен на продовольствие.
Каждый год и наша область
приобретает одну — две машины.
Однако всего этого явно
недостаточно для полной загрузки
предприятия.

На свободных
площадях третий год ведется ремонт
городских автобусов. На нынешний
год с администрацией Иркутска
заключен договор на восстановление
28 ЛиАЗов и 10 "Икарусов" — в
деньгах это обойдется в 4,2
млн.рублей. Кроме этого, Саянск и
Усть-Кут отправят на "Восток"
десяток пассажирских автобусов,
возможно, появятся и новые адреса
заказчиков.

Не
прекращается выпуск
радиоаппаратуры: не давно начато
изготовление пятипрограммного
приемника "Сонет",
договорились со вторым московским
телевизионным заводом на
отверточную сборку телевизоров с
диагональю 31 см. В месяц
планируется изготовление пятисот
штук. В дальнейшем отдельные узлы,
детали будут готовиться здесь, что
увеличит доходы "Востока". В
общем, коллектив не избавляется от
своей прежней специфики — сборки
радиоприемников. Одновременно
осваивает новые виды продукции, в
частности, зарядных и сварочных
устройств, блоков управления.

— Если в
производственных цехах, отделах
чувствуется некоторое оживление,
перелом, — говорит Осип Рузин,— то в
финансах мы находимся в тисках
государства и его военного
ведомства. С администрациями
г.Иркутска и области находим
приемлемые варианты расчетов. А то
в федеральный — Минобороны не
рассчиталось с нами за
поставленную продукцию с 1994 года
дебиторская задолженность
составляет 25 млн.рублей.
Распоряжением правительства
вместо денег ввели взаимозачеты. Но
обставили их такими абсурдными
условиями, предоставлением вороха
документов и согласований, что
практически провести эти операции
невозможно. В итоге наши
экономисты, бухгалтера с ноября
ездят в Москву и не могут погасить
неплатежи в госбюджет. Вместо
помощи государства завод получил
финансовую удавку. Когда и как от
не„ можно освободиться, не знает
никто.

Генеральный
директор и его сподвижники не
опускают рук, действуют и
добиваются своего. Сейчас они
озабочены еще и тем, как выбить
больше денег у дебиторов, чтобы к
55-летию завода, которое грядет в
июне, хоть чем-то порадовать своих
работников. Ветераны
автосборочного, завода
радиоприемников и ПО "Восток"
(все это вехи одного коллектива)
верят в его возрождение.

Читайте также

Подпишитесь на свежие новости

Мнение
Проекты и партнеры