издательская группа
Восточно-Сибирская правда

Ипотека от МПС

Ипотека
от МПС

В условиях,
когда многие российские
министерства и ведомства
прекратили или резко снизили
объемы жилищного строительства, на
железнодорожном транспорте по-
прежнему этой важной социальной
проблеме уделяется самое серьезное
внимание.

Так, за
период с 1994 по 1999 годы в отрасли
введено в эксплуатацию 6,5 миллиона
кв. метров жилья, что позволило
улучшить свои жилищные условия
около 118 тысяч семей
железнодорожников. Но даже такие
темпы строительства недостаточны.
Ведь в настоящее время на учете по
улучшению жилищных условий по всей
сети железных дорог России состоят
около 225 тысяч семей (14,1 процента от
общего числа работающих). Для
расселения всех нуждающихся
необходимо построить свыше 13
миллионов кв. метров жилья общей
стоимостью 61,5 миллиарда рублей. При
нынешних темпах для этого
потребуется не менее 30 лет. Именно
поэтому значительное увеличение (в
2,4 раза) объемов строительства
жилья предусматривает отраслевая
программа, разработанная на 2000 — 2005
годы. Так, если в нынешнем году
ожидается ввод 600 тысяч кв. метров,
то в 2005 году — уже один миллион.

Но где взять
деньги на реализацию программы?
Железнодорожники планируют
возводить жилье за счет прибыли
предприятий железных дорог,
привлечения средств самих
работников (займы, безвозмездные
субсидии, государственные жилищные
сертификаты). Рассчитывают
железнодорожники и на получение
бюджетных ассигнований, банковских
кредитов. Решено использовать и
систему ипотечного кредитования.

Однако для
осуществления этих планов
необходимо ввести соответствующие
изменения в российское
законодательство. Дело в том, что в
настоящее время и на период до 2005
года значительная доля
государственного жилищного фонда
закреплена на правах
хозяйственного ведения за
федеральным железнодорожным
транспортом и его предприятиями.
МПС России вынуждено продолжать
строительство ведомственного
жилья для улучшения жилищных
условий работников отрасли и
эксплуатировать жилой фонд в
объеме 21,5 миллиона кв. метров.
Действующее же законодательство
сориентировано на реформирование и
жилищное строительство
муниципальных предприятий и не
позволяет федеральному органу
исполнительной власти, каковым
является МПС РФ, решать простейшие
вопросы.

В частности,
у предприятий железнодорожного
транспорта нет прав на заключение
прямых договоров с физическими и
юридическими лицами (инвесторами)
при строительстве жилья с
привлечением средств граждан и
сторонних предприятий, а также на
последующее оформление
построенного жилья в их
собственность. Нет прав и на
реализацию жилья по договорам
купли-продажи, мены, дарения и
других видов изменения
собственности в случае его
строительства с использованием
собственной прибыли, что
необходимо для внедрения в отрасли
форм ипотечного жилищного
кредитования.

Поэтому
министерство обратилось в
Правительство РФ с предложением
при окончательной доработке
федеральной целевой программы
"Жилище" и подготовке
нормативных правовых актов,
обеспечивающих проведение
государственной жилищной политики
в 2001 — 2005 годах, устранить эти
прорехи в законодательстве.

А.
Давидьянц, обозреватель "ЭЖ".

Читайте также

Подпишитесь на свежие новости

Мнение
Проекты и партнеры