издательская группа
Восточно-Сибирская правда

Возвращение к священной горе

Возвращение
к священной горе

Александр
ГОЛОСОВ, "Восточно-Сибирская
правда"

Как
уже сообщала "ВСП"
,
14-16 июля в райцентре Ольхонского
района с. Еланцы прошел первый в
нынешнем веке межрегиональный
этнокультурный фестиваль
"Ердынские игры". Праздник, как
межродоплеменные игрища западных
бурят, возникший много веков назад
и по неизвестным причинам забытый
потомками, возрождается по
инициативе администраций
Ольхонского района и Иркутской
области в рамках федеральной
программы "Национальное
наследие". Поклониться священной
горе Ехэ Ерд (Большая Ерд), которая
является центром Усть-Ангинского
культового комплекса, совершить
молебен, посостязаться в
мастерстве исполнения народной
песни и танца, померяться силой и
ловкостью в спортивных состязаниях
в гости к ольхонцам приехали
посланцы Бурятии, Саха-Якутии и
Усть-Ордынского Бурятского
автономного округа. По древней
традиции ритуальным действом стал
Большой ехор вокруг горы Ехэ Ерд, в
круг которого встали более тысячи
мужчин, женщин и детей разных
национальностей.

Легенды
о великом танцоре и богаче Даагае…

Литературные
источники, повествующие о древних
"Ердынских играх", по мнению
доктора исторических наук Дашинимы
Дугарова, очень скупы. Наиболее
достоверным является исследование
известного бурятского
ученого-этнографа Михея Хангалова,
жившего в начале нынешнего века. В
полевом дневнике, опубликованном
за 1908 год, он рассказывает об играх
предков по сохранившимся
воспоминаниям. Но даже пожилые люди
не обладали сколь-нибудь
достоверными сведениями о
временных рамках такого
уникального и бесспорно
исторического явления в жизни
древних народов, населявших Сибирь,
каким являлись "Ердынские
игры". О реальности древних Ердын
наадан (Ердынские игры)
свидетельствуют две горы с одним
названием Ерд — Малая (Бага) и
Большая (Ехэ), окружностью в 700
шагов, вокруг которой, по преданию,
и проводился ритуальный танец
"хатарха". Обе горы имеют
продолговато-конусообразную форму
пирамид, что указывает на их
рукотворное происхождение. Да и
находятся они на ровной, как стол,
долине, сложенные из хаотичного
нагромождения огромных каменных
глыб и мелких камней. Составной
частью культового комплекса, по
мнению ученых, является и скала Аяя
с древними писаницами,
расположенная в двух километрах от
названных гор.

Самое
удивительное, что слово "ерд"
не из бурятского языка, в нем нет
слов с несколькими согласными на
конце. Дугаров говорит, что это,
очевидно, древнеисландское слово
"земля", а гора Ерд — жилище
богини земли. И поскольку все
народы в древности были язычниками,
возможно, и Ердынские игрища, по
мнению историка, имеют древнейшее
индоевропейское происхождение.
Очевидно, гора Ерд была святилищем
у этнических предков курыкан,
аналогом "мирового дерева",
периодически собираться у которого
обязывала их вера, чтобы помолиться
и принести жертвоприношения богам
земли, воды и небес. Местные буряты
до сих пор молятся духу — хозяину
горы, прося покровительства
скотоводческому хозяйству.

Как и у
всякого значительного явления, у
древних игр реальность породила
массу легенд и мифов. Одно из
преданий повествует о великом
танцоре. Якобы национальный танец
продолжался 30 дней, и его
победитель за месяц износил шесть
пар унтов. А щедрый богач Даагай, не
знавший счета своим стадам, во
время игр покрывал гору Ехэ Ерд
шкурами белых ягнят, имевших
ритуальное значение. Женщины
встречали перелетных птиц белой
пищей и возгласами: "хурый, хурый,
хурый" (приди, приди, приди,
небесная благодать, богатством,
счастьем, здоровьем…). Замкнутый
круг у древних бурят, очевидно,
считался чудодейственным оберегом
от злых сил. Поэтому важное
значение имел круговой танец
вокруг священной горы. И чтобы круг
замкнулся, надо было 700 человек. И
однажды, якобы, не хватило одного
человека. В круг поставили собаку,
и, когда танцующие вошли в экстаз,
животное разорвали…

Бабушка
Нина в большой компании мужчин…

В первый день
праздника состоялся религиозный
обряд. И хотя в программе было
заявлено об участии в нем лишь
шаманов и старейшин делегаций,
"шаманили" все желающие
мужчины от мала до велика. Женщинам
на молебен путь заказан. Однако,
Нина Бачуровна Хадеева под этот
запрет не подпадает. Она супруга
самого авторитетного на Ольхоне
шамана Ильи Хадеева и сама из рода
белых шаманов.

У шаманистов
остров Ольхон является религиозной
Меккой. По преданию, здесь родился
первый бурхан (бог), Ольхон — гнездо
шаманов. Здесь родился и жил
известный предсказатель Барнашка,
которого жители острова и приезжие
буряты помнят и почитают. Жива в
народе память и о большом
шамане-целителе дедушке Орлове,
репрессированном и выжившем в
лагерях.

Первое, что
бросается в глаза на молебной
поляне у горной речки Анги, —
большая толпа мужчин, разделенная
на группы по родам и землячествам, и
у их ног на земле батареи водочных
бутылок. Брызгают и капают много,
очевидно, в прямой пропорции к
накопленным грехам? Омокнув
безымянный палец в рюмку с водкой,
затем прикладывают его к груди
столько раз, сколько имеешь детей.
Дети у бурят — первейший объект
забот, любви и поклонения.
Смоченным в рюмке пальцем осеняют
мир через оба плеча, при этом
произносят слова молитв. Смысл их,
как пояснил мне известный шаман в
округе из Эхирит-Булагатского
района Виталий Павлов, простой и
вечный: чтобы все люди жили в
достатке и мире, чтобы плодился
скот и рождались дети, чтобы не было
ссор и разногласий между родами и
племенами бурят и войн между
народами. Желание жить в мире и
согласии, очевидно, и собирало
протобурят (первых бурят) в те
давние времена у горы Ерд.

На молебной
поляне белым капроновым шнуром
были выложены два просторных
квадрата, ступать на которые
окружающим запрещалось. Исключение
было сделано для представителей
СМИ. На ограниченных территориях
представители местных бурятских
родов из соседних деревень варили
баранов для совершения
жертвоприношения. У каждого из
родов свое исконное божество. Род, к
которому принадлежит аксакал Игнат
Францевич Хоргоев, шаманил орлу.
Приготовление жертвенного барана —
дело, как восток, тонкое и сложное. У
соседнего тагана
священнодействует баба Нина, и хотя
ее помощникам — Сергею Хартуеву и
Алексею Пронькину по 38 лет, ведь не
мальчики, а мужи, но они постоянно
спрашивают: куда какое мясо — в
котел или в костер? По-бурятски
"шэрэ" — сжигать.

За
десятилетия насильственного
атеизма многое в шаманизме
западных бурят забыто, размыто и
пропито. Возрождение веры сродни
пассажиру, который успевает
вскочить на подножку последнего
вагона уходящего поезда. Еще бы два
десятка лет атеизма и было бы
некому правильно сварить
жертвенного барана, провести
молебен… Я поинтересовался у двух
13-летних подростков из Баяндая,
бурят по национальности, что они
знают об играх и о том обряде,
который совершается на их глазах.
"В школе ничего об этом не слышал,
— сказал Максим Ользонов. — Узнал от
родителей. Вроде люди встречаются
раз в сто лет…" "Об обряде
ничего не знаю, — признался Максим
Хиглунов. — Мясо сварят и будут,
наверное, есть?!…" Каких-то лет
шестьдесят назад ответ на мой
вопрос знал пятилетний Ильюша
Дадонов, родом из деревни Тонта, что
находилась у подножия горы Ехэ Ерд.
Мальчик жил у бабушки Себухэй
Манхаевой, от которой много раз
слышал о древних игрищах, видел, как
готовили жертвоприношение.
"Огорчало лишь то, что раньше
обрядовую баранину не солили, —
рассказывает Илья Борголович. — А
мой брат Алексей на этот случай
носил соль в кармане. "Я что,
дурак — есть мясо без соли, —
однажды признался он. — Только
бабушке не говори…"

Илья Дадонов
принадлежит к тому поколению,
детство которого пришлось на войну.
В тринадцать лет его включили в
бригаду рыбаков. Бригады
организовывали так, чтобы из каждой
семьи в них работал кормилец.
Рыбакам по талонам выдавали муку,
соль, сахар, масло… Кормильца Илью
бабушка очень уважала, выделяя его
из внуков. Иным в те недалекие
времена был и Ольхон, сообщение с
которым осуществлялось по морю,
дороги к проливу не было. Сегодня
она есть, но еще значительная часть
пути не заасфальтирована, хотя
Малое море давно стало излюбленным
местом отдыха для жителей области и
округа. Дорога приблизила
ольхонцев к большой земле, но и
сделала их заложниками пороков,
присущих внешнему миру. Раньше
ольхонцы угоняли скот на лето в
Тажеранские степи, не закрывая дома
на замки. Правда, и брать полвека
назад в их домах было нечего. Теперь
и их "достал" скотский
криминал. В районной газете
"Байкальские зори" стали
дежурными сообщения о краже скота.

А между тем,
пока мы совершали экскурс в
недалекое прошлое ольхонцев,
сварились жертвенные бараны. Мясо
срезали с костей, а кости тщательно
собрали и уложили на
приготовленные из мелко наколотых
дров небольшие палати, чтобы сжечь
костные останки животных. А сочным,
вкусным мясом (сваренным с солью)
угостили всех присутствующих. А
шкуры баранов натянули на шесты,
как дар богу степей, на которых они
паслись…

Уроки
чемпионов…

В спортивную
программу фестиваля, помимо
бурятской борьбы и стрельбы из
лука, были включены экзотические
для жителей нашей области
национальные виды спорта якутов —
метание камня, якутские прыжки и
перетягивание на палках.
Десятикилограммовый булыжник
дальше всех метнул Андрей
Кишинский, выступавший за хозяев
игр. И в прыжковой программе,
состоящей их трех видов, на одной
ноге, с ноги на ногу и на двух ногах,
лучший результат показал иркутянин
Семен Богуш, недобрав лишь три
метра до норматива мастера спорта
РФ. Якутские спортсмены за
поражение в первых двух видах
программы отыгрались на
перетягивании палки. Чемпионами в
своих весовых категориях стали
мастера спорта Афанасий Владимиров
и Николай Дьяконов. Они встретились
и в финале на абсолютное
первенство. Победил более тяжелый и
молодой Дьяконов. И тут же устроил
импровизированный семинар по
технике и тактике борьбы на палках.
Поражает та легкость и
стремительность, с какой он
побеждает более массивных
здоровяков. Иных он вырывает на
себя, точно штопор пробку из
бутылки.

В
состязаниях лучников доминировали
стрелки из Бурятии, завоевавшие
общекомандное первое место. Среди
стрелков до двадцати лет
чемпионами игр стали Эрдэн Цыбенов
и Мария Чимитова. Оба они победили в
соревновании на абсолютное
первенство. И чемпионом среди
ветеранов стал их земляк Цырен
Магаков. Победительницей в
состязаниях женщин стала Саяна
Янхаева из п. Усть-Ордынский, а
лучшим среди мужчин — Вадим Багаев
из Осы.

Борцовские
схватки проходили на двух соседних
площадках, отороченных белым
шнуром. На юношеском турнире погоду
делали борцы из Баяндая,
выступавшие отдельной командой. В
двух весовых категориях из трех,
представленных на турнире,
победили Гоша Бардамов и Сережа
Шабалов, третьим чемпионом среди
юных стал Сережа Андреев из сборной
округа. Однако абсолютное
первенство выиграл Дима Молоткин
из Бурятии. Его земляки Батор
Цыренов и Олег Болонев стали
чемпионами игр в турнире мужчин. К
вящей радости ольхонцев лучшим
среди борцов-легковесов стал их
земляк Валерий Корнилов, а в
следующей весовой категории
победил борец из Баяндая Олег
Вахрамеев.

В турнире на
абсолютное первенство победил Олег
Болонев из Республики Бурятия.
Борец умный, гибкий и устойчивый,
как Ванька-встанька. Кто видел
бурятскую борьбу и понимает в ней
толк, знает, как опасен проход в
ноги. На одной ноге борец
практически обречен. А в схватке с
Сергеем Молоткиным, чемпионом
нынешнего окружного сурхарбана в
тяжелом весе, Болонев дважды
попадал на этот прием и выходил,
казалось бы, из безвыходного
положения. И в итоге победил "на
захвате". К этому приему судьи
прибегают в том случае, если в
отведенные на поединок десять
минут ни одному из борцов не
удалось победить. Оба берут друг
друга в захват, и кто из них первым
разомкнет захват, тот и проиграет.
Кстати, Болонев именно на захвате
победил в финале абсолютного
первенства очень сильного и
техничного борца из Осы Андрея
Федорова, который перед этим
выиграл схватку с Сергеем
Молоткиным.

Очарованный,
околдованный…

Культурная
программа фестиваля, на мой взгляд,
была перенасыщена номерами,
конкурсами. Думаю, даже самым
стойким и преданным поклонникам
культуры трудно было выдержать
этот марафон. Очарованный,
околдованный феерическим зрелищем,
оглушенный повышенной
децибельностью музыкой, он,
бедолага-зритель, казалось бы, к
завершающей акции "раздачи
слонов" должен был впасть в
прострацию, исчерпав весь запас
эмоций и аплодисментов. Однако, при
награждении победителей, особенно
земляков, на трибуне бушевали такие
страсти, что казалось, они вызовут
камнепад с годы Ерд. Житель
сельской глубинки, не избалованный
живым искусством, отзывчив на все,
что согревает его душу и окрыляет
сердце. Ведь накануне для хозяев и
гостей фестиваля великолепный
концерт дали артисты ансамблей
"Степные напевы" и
"Байкальские волны". И тем не
менее фестивальная, многочасовая
программа прошла при переполненных
трибунах.

Культурная
программа открывала игры. Шаманы
под звуки бубна спустились с горы
Ехэ Ерд, окурили фестиваль
благовонием богородской травы
аяганга, со свитой на коне
пожаловал хозяин Ольхона Хан Хатан
бийбай, в исполнении учителя
Еланцинской средней школы Игоря
Жербакова, который дал добро на
игры, и культурная карусель
закружилась. Первым музыкальным
аккордом праздника стала премьера
песни "Ольхонская земля" в
прекрасном исполнении солиста
ансамбля "Степные напевы"
Владимира Таршинаева.

К сожалению,
подробно рассказать о всех
конкурсах не позволяет газетная
площадь и мой скромный талант
живописания. Ограничусь лишь
краткими сообщениями. В номинации
бурятских юрт и национальных
ремесел победил коллектив
Еравинского Дома культуры
Республики Бурятия. В исполнении
ехора лучшими признаны
фольклористы Ольхона. В конкурсе
улигершинов (сказителей) жюри
отдало предпочтение Золто Таюрову
из Бурятии. Еще две победы
достались на долю его
очаровательных землячек. Сэсэг
Дашинамжилова, студентка
экономического факультета
Бурятского госуниверситета,
победила в конкурсе красавиц, а
Дашима Соктоева — в номинации
"Народная песня". Она, ученица
10 класса, любовь к народной песне
унаследовала от бабушки Толон, а
сценическое их воплощение ставила
учитель Людмила Григорьевна
Пархаева.

Игры,
безусловно, удались

Думаю, все
гости благодарны ольхонцам за
гостеприимство, за теплый прием при
весьма ограниченных возможностях
района в сфере услуг и сервиса.
Большая организаторская работа
проделана сотрудниками районной
администрации, и главная нагрузка,
бесспорно, легла на плечи мэра
Николая Мотошкина и заведующую
отделом культуры Зою Мануеву. И
все-таки лично у меня осталось от
праздника чувство
неудовлетворенности, вызванное
тем, что в нем не приняли участия
первые руководители регионов. Ведь
как было бы здорово, если бы
губернатор Иркутской области Борис
Говорин и глава округа Валерий
Малеев, взявшись за руки в Большом
ехоре, прошлись бы в круговом танце
вокруг священной горы Ехэ Ерд,
служившей нашим предкам местом
мира и согласия, и перед ее
историческим величием,
олицетворяющим вечность, все
разногласия между округом и
областью показались бы
несущественными и надуманными и
осыпались бы в одночасье, как
ольхонский песок с подошв гостей.
Да, видно, эту пасторальную сцену
примирения двух бодающихся
субъектов суждено отложить на
четыре года, до следующих игр,
которые решено проводить в год
Олимпийских игр…

Читайте также

Подпишитесь на свежие новости

Фоторепортажи
Мнение
Проекты и партнеры