издательская группа
Восточно-Сибирская правда

Откуда берутся наркоманы?

Откуда
берутся наркоманы?

Владимир САЛМИН,
городской медико-социальный,
психологический и
психотерапевтический центр

Прежде всего
из так называемых неполных семей.
Действительно, первые образцы для
подражания ребенок находит дома. Но
если он растет без отца, ему трудно
усвоить такие чисто мужские
качества, как решительность,
твердость, волевая устойчивость,
смелость. Отсутствие же матери, как
правило, обусловливает дефицит
заботливости, нежности, чувства
любви, ведет к эмоциональному
угнетению.

Однако
читатель может возразить: в
неполных семьях воспитывались
далеко не все наркоманы. Значит,
дело не только в семье?

Давайте
разберемся.

Многие из
тех, кто рос в полной семье, тем не
менее воспитывались в
неблагоприятных семейных
обстоятельствах, когда между
родителями отсутствует
взаимопонимание. Каждый живет
личными интересами, не согласуя их
с интересами семьи в целом, не желая
ни поступиться своими привычками,
ни изменить свое поведение так,
чтобы оно не вызывало конфликтов с
другими членами семьи.

По
статистике каждый третий молодой
человек, ставший впоследствии
наркоманом, говорил об отсутствии
контактов с родителями и
непонимании ими интересов и
потребностей детей; у каждого
пятого отношения с родителями
носили враждебно-конфликтный
характер, еще у 20% больных родители
вообще не уделяли внимания
воспитанию ребенка.

Нередко и
распад семьи, и неблагополучные в
ней отношения являются следствием
злоупотребления родителями
спиртными напитками. В таких
случаях положение усугубляется и
плохими материально-бытовыми
условиями, в которых растет
ребенок. Алкоголизм одного или
обоих родителей наркоманов
отмечается в каждом третьем или
втором случае. Похожие данные
приводят и зарубежные
исследователи.

Таким
образом, взаимоотношения, уклад
жизни в семье повышают или снижают
риск приобщения подростка к
наркотическим средствам. Сочетание
неблагоприятных семейных факторов
отмечается у 8-9 из каждых десяти
больных. Эти особенности
взаимоотношений в семье
естественным образом преломляются
в воспитании ребенка. Врачи
констатируют, что ребенок чаще
всего воспитывается в условиях
малой опеки со стороны родителей,
нередко приближающейся к полной
безнадзорности. Его занятия, отдых,
времяпрепровождение не
регламентируются. Родители не
занимаются формированием
интересов, вкусов, наклонностей
ребенка, мало интересуются его
успехами в школе, участием в
общественной работе, не имеют
постоянного контакта с классным
руководителем и другими учителями.
Очень часто такие родители даже не
знают, с кем дружит их сын или дочь.
И не приходится удивляться тому,
что еще задолго до знакомства с
наркотиками дети из явно или скрыто
неблагополучных семей большую
часть свободного времени, а нередко
и учебное, проводят на улице.

Именно там, в
уличных компаниях, они находят для
себя "авторитеты", которых, к
сожалению, не смогли дать ни семья,
ни школа. В такой компании и
проходит формирование
"ценностей", к которым
впоследствии стремится подросток,
складывается стиль его поведения в
соответствии с царящими в ней
нормами, "наживается" опыт,
который и определяет последующий
образ жизни, — бесцельное, пустое
времяпрепровождение, курение,
выпивки, случайные, беспорядочные
сексуальные контакты.

Неправильное
семейное воспитание по типу
гиперопеки чаще всего, почти в двух
из трех случаев, отмечаются у
молодых больных наркоманией.
Бывает и так, что оба родителя вроде
бы достаточно много времени отдают
воспитанию своего ребенка, однако
теплые, доверительные, основанные
на взаимоуважении отношения так и
не складываются. Это бывает при,
если можно так выразиться,
"поочередном" воспитании.
Какое-то время "воспитывает"
отец, предъявляя требования,
которые кажутся ему правильными и
необходимыми. Не добившись
немедленного, сиюминутного
результата (чего, как правило, и
нельзя ожидать, ибо воспитание —
процесс непрерывный и длительный),
он с раздражением передает свои
"воспитательные функции" жене.
Начинается другой, нередко
противоположный по требованиям,
этап воспитания, заканчивающийся
столь же быстро и с теми же
удручающими результатами.

Несогласованность
позиций родителей, отсутствие
систематического контроля за
выполнением своих требований
быстро приводят к утрате контакта
между старшими и младшими членами
семьи. Ребенок стремится обмануть
родителей, чтобы они
"отвязались" от него. В
результате все его интересы
постепенно перемещаются из сферы
семьи в ту или иную неформальную
компанию. По сути, это та же
гиперопека, закамуфлированная под
семейное воспитание.

Гораздо реже
встречается противоположный тип
семейного воспитания,
проявляющийся чрезмерной опекой.
Что это значит? Нередко в
достаточно культурных семьях, где
существуют хорошие
взаимоотношения между родителями,
ребенку уделяется чрезмерно много
внимания. Он становится кумиром
семьи. Все его желания, даже
неразумные, а порой и вредные, с
педагогической точки зрения,
удовлетворяются по первому
требованию. Ребенок растет в
атмосфере постоянного восхваления
его ума, способностей и талантов.
Ему не только ни в чем не
отказывают, но и прощают,
оправдывают все его поступки как
проявление "талантливой",
"гениальной" личности.

Крайности,
говорят, сходятся. При подобном
воспитании в ребенке растет и
крепнет желание быть центром
всеобщего внимания, любой ценой и
при любых обстоятельствах
"выделиться", быть первым.
Непомерный эгоцентризм,
культивированный семейной
гиперопекой, столь же легко, как и в
противоположном случае, приводит к
игнорированию существующих
морально-нравственных норм
поведения, лишь бы без особого
труда добиться своего, достичь
желанной цели. Такие дети также с
легкостью усваивают нормы
поведения уличной компании,
включая и группы с асоциальной
направленностью поведения.

Итак, условия
воспитания не могут не сказаться на
формировании личности. Чем же
характеризуется личность будущих
наркоманов?

У
большинства больных наркоманией
можно выделить нечто общее,
сближающее их между собой и
отличающее от здоровых
сверстников.

Этим общим
для всех наркоманов, а также для
тех, кто составляет группу риска,
является определенная
психологическая незрелость, вообще
свойственная подростковому
возрасту, но проявляющаяся здесь в
более выраженной форме.

Так
называемые реакции эмансипации,
столь типичные у подростков и
носящие характер борьбы за свою
"независимость" от старшего
поколения, "взрослую"
самостоятельность,
самоутверждение, могут принимать
самый разнообразный характер, от
неприятия поступков или образа
жизни своей семьи, нежелания
подчиняться установленным
порядкам и законам до уходов или
побегов из дома, бродяжничества и
связанной с ним "свободы" от
контроля семьи. Наиболее же часто
возникает стремление всегда и
везде поступать по-своему,
отвергать упреки или критику в свой
адрес, не подчиняться авторитетам и
требованиям старших. Типична для
подросткового возраста и реакция
группирования со сверстниками. При
этом подростков объединяет
возможность делать в кругу
сверстников то, что не понимается,
отвергается или прямо запрещается
в семье. Некритичность к своим
поступкам при этом может
способствовать формированию
различных вредных привычек
(курение, употребление алкоголя), а
также привести к знакомству с
наркотиками.

В
подростковом возрасте часто
наблюдаются реакции имитации,
когда подросток стремится
подражать во всем своему кумиру,
включая его взгляды, манеру
поведения, привычки, образ жизни, а
также реакции оппозиции, связанные
с отрицанием принятых в семье и
обществе норм поведения,
ценностных установок. При этом
подросток как в высказываниях, так
и в поступках отвергает
"навязываемые" ему ценности и
нормы.

Все эти черты
подросткового возраста являются
общими как для здоровых ребят, так и
для тех, кто приобщается к
наркотикам.

Однако, если
у подростков, живущих в нормальных,
так называемых благополучных
семьях с хорошими
взаимоотношениями между
родителями, эти реакции носят
относительно нерезкий и
непродолжительный характер,
поддаются педагогическому
воздействию и проходят по мере
взросления, то у их сверстников из
группы риска в силу уже известных
нам особенностей уклада семьи и
существующих в ней взаимоотношений
подобные реакции подросткового
возраста носят резко выраженный,
гротесковый характер,
продолжительны по времени и
являются основой формирования
отклоняющегося от норм поведения.
Итак, мы подошли к важному фактору
риска приобщения к наркотическим
средствам у молодых людей — к
особенностям их личности.

Но это
отдельный разговор. О том, какой он,
будущий наркоман, какие черты
характера, личности позволяют
отнести ребенка к группе риска, мы
расскажем в другой статье.

Читайте
следующий выпуск "Дурмана".

Читайте также

Подпишитесь на свежие новости

Мнение
Проекты и партнеры