издательская группа
Восточно-Сибирская правда

Вид с верхней палубы

Вид с
верхней палубы

Годовой
запас соляры и бензина в Катангский
район завозится по реке. Из года в
год, когда вскрывается Нижняя
Тунгуска, в райцентр идут баржи с
топливом. Разгружаются и уходят
обратно, в Подволошино. А через
день-другой приходят снова…

Иного
способа завозить горючку в район не
придумали до сих пор и, наверное,
придумают не скоро. В местных
условиях (отсутствие
круглогодичных автомобильных
дорог, железнодорожного
транспорта) речной транспорт
выгодней любого другого,
соответственно, государственное
предприятие "Пристань
Подволошино", которое и
осуществляет перевозки, еще долго
будет держаться на плаву. По
крайней мере, начальник
"Пристани" Р.И. Сафонов не
собирается "тонуть" на Нижней
Тунгуске… О том, какой видится
"Пристань" и ее будущее с
верхней палубы, наша беседа с ним.

— Рафаил
Иванович, "Пристань
Подволошино" — одно из немногих
предприятий района, которое
сохранило статус государственного.
Это каким-то образом помогает в
работе, вы чувствуете поддержку?

— Я бы не
сказал. И государственные, и
частные компании сейчас поставлены
практически в равные условия, в
которых необходимо жить и
развиваться, надеясь лишь на
собственные силы. Как и везде, 63%
прибыли уходит на налоги, а чтобы в
начале навигации выпустить
теплоход, мы должны заплатить кучу
денег различным контролирующим
организациям типа судовой
инспекции, санэпиднадзора,
комитета по экологии… Не буду
говорить о том, правильно это или
нет, но мы работаем, руководствуясь
этим принципом, и в последнее время
наметились некоторые тенденции к
развитию предприятия. В следующую
навигацию, например, катангчане
получат возможность
путешествовать по району речным
транспортом. От Подволошино до
Ербогачена будет курсировать
водомет (судно, рассчитанное на 6-7
человек, к началу навигации будет
доставленно из
Комсомольска-на-Амуре. Покупка его
обошлась "Пристани" в 180 тысяч
рублей. Несмотря на это, стоимость
проезда на нем будет значительно
дешевле, чем на самолете, тем более,
вы сами знаете, какова регулярность
полетов малой авиации. Для жителей
района это очень удобно, расстояние
между конечными пунктами водомет
покрывает всего за 12 часов, и это
говорит о том, что хотя бы летом
будет налажена нормальная связь
между поселками, поскольку, кроме
пассажиров, планируется перевозить
и почтовые грузы. Покупка водометов
имеет и более серьезные основания —
во время навигации на теплоходах
неизбежны различного рода поломки,
а водометом можно быстро и без
лишних затрат доставить на борт и
специалистов-ремонтников, и
запчасти, и в случае надобности
электросварку.

— Период
навигации на Нижней Тунгуске
довольно непродолжителен — всего
месяц-полтора. Вы хотите сказать,
что за этот период успеваете
заработать деньги, которых хватает
на развитие предприятия?

— В принципе
— да. Когда в 1983 году было создано
предприятие "Пристань
Подволошино", от Министерства
речного флота мы получили только
катера — 10 штук, шесть из которых
служат и по сию пору. Все, что
связано с обслуживанием и ремонтом
теплоходов, покупка всей прочей
техники (а это и
бензовозы-наливники, которыми
"горючку" перевозят из
Чечуйска в Подволошино, и водометы),
стало уже нашей заботой. Сейчас у
нас солидный автопарк, два
водомета, а избитые за период
навигации по мелям и шиверам
теплоходы за год подготавливаются
к новой навигации на сто процентов.
Кроме того, в Подоволошино нет
больше никаких предприятий,
поэтому вся социальная сфера
поселка поддерживается
исключительно "Пристанью". Мы
содержим дизельную, готовим для
посека дрова, на собственные деньги
построили и запустили подстанцию,
чего, кажется, нет больше ни в одном
поселке района. Все это требует
определенных материальных затрат,
тем более что до последнего времени
даже топливо для дизель-генератора
приходилось приобретать на
собственные средства. Вопрос этот
пришлось решать с районной
администрацией, и, объективно
оценив обстановку, большую часть
затрат администрация взяла на себя.

— Вы
говорили о шести теплоходах из
десяти. Какова судьба остальных?
Поломки? Аварии?

— Нет, все
гораздо проще. Нужно сказать
большое спасибо местным жителям.
Катера ходили бы и по сей день, но во
время последней зимовки их
попросту разобрали на цветмет.
Десятки метров алюминиевого,
медного кабеля, штанги,
переключатели… В общем,
восстановлению теплоходы не
подлежат.

— А
какова судьба катера,
"обсушенного" в минувшую
навигацию у деревни Ерема? И
соответствует ли действительности
то, что он сел на мель из-за поломки?

— Скорее,
из-за пьянства капитана теплохода
да, впрочем, и всего экипажа. Эти
люди наказаны, но вряд ли кому-то
легче теперь от этого — 200 тонн
груза так или иначе придется
вывозить по зимнику. Эта затея
выльется в копеечку — перевозки
автотранспортом несравненно
дороже водных. Считайте сами: за
один рейс теплоход может доставить
500 тонн груза. Чтобы перевезти
столько соляры, потребуется около 80
бензовозов и, соответственно, 160
водителей (в одиночные рейсы по
зимнику мало кто ходит). Таким
образом, несложно вычислить
стоимость перевозки грузов —
автоперевозка стоит от четырех и
выше рублей, тогда как доставка по
воде обходится в пределах рубля.
Если бы в то время у нас уже были
водометы, горючее без труда можно
было бы перекачать и вывезти
водой… Но, как вы понимаете, это уже
наши проблемы, и топливо мы вывезем
в любом случае. Катер же будет
зимовать в Ереме, поскольку снять
его с мели сейчас невозможно — нет
ни средств, ни техники, чтобы тащить
такую громаду через стометровую
отмель. Так что будем ждать
следующей навигации.

— Кроме
перевозки горючего из Чечуйска в
Ербогачен, какие еще функции
выполняет "Пристань"?

— В принципе,
доставка топлива в Ербогачен это
только половина от объема
выполняемых нами работ. Другую
половину составляет перевозка
нефти с Даниловского месторождения
в Подволошино. Для руководства
нефтяной компании очевидна выгода
подобного сотрудничества, и пока в
районе добывают нефть, без работы
мы не останемся. Даже в том случае,
если горючее в район будут завозить
по какой-либо иной схеме.

А.
Савельев

Читайте также

Подпишитесь на свежие новости

Мнение
Проекты и партнеры