издательская группа
Восточно-Сибирская правда

Дела иркутские решаются в Москве

Дела
иркутские решаются в Москве

Страна уже отпраздновала
день работника сельского
хозяйства, который по логике
является свидетельством окончания
полевых работ. В этом интервью
генеральный директор Крестьянской
страховой компании "Поддержка.
Иркутск" Д.Б. Худаков
рассматривает региональные и
федеральные аспекты страхования в
агропромышленном комплексе, в
контексте состояния сельского
хозяйства Приангарья.

Дмитрий
Борисович, вы недавно вернулись из
командировки в столицу, с чем она
связана.

Действительно,
в этот раз ситуация потребовала
основательной работы, но результат
стоит того. Пришлось решать
множество задач, связанных с
компенсацией крестьянству
Иркутской области и округа убытков,
вызванных неблагоприятными
погодными условиями весны и лета 2000
г. Также большая работа была
проведена в связи с предстоящим
реформированием системы
страхования
сельхозтоваропроизводителей
Российской Федерации.

В связи с
чем проблемы сельхозстрахования
стали столь актуальными для
столицы?

Сейчас
одновременно действует ряд
субъективных и объективных
факторов. Новое правительство и в
нем новые люди пытаются выработать
новый курс. Думается, что они
искренне хотят улучшить ситуацию в
стране, но на первых порах у них не
хватает опыта практической работы,
серьезных теоретических знаний и
понимания того, что реально
происходит в глубинах самой
огромной страны мира. Ну, а с другой
стороны, наше отечественное
сельхозпроизводство скорее живо
чем мертво, да и то не везде. Надо
срочно что-то делать, в том числе и
систему эффективного
сельхозстрахования.

И на
каком уровне на этот раз
рассматривались эти "вечные"
проблемы?

На
достаточно высоком и в тоже время
базовом уровне тех персон, кто
отвечает за аграрное производство.
Встречались с заместителем
министра сельского хозяйства РФ
А.В. Антонцом — председателем
координационного совета по
страхованию в агрокомплексе, с Г.В.
Куликом — заместителем
председателя комитета Госдумы.
Функционально это обусловлено тем,
что я уже много лет являюсь членом
Координационного совета по
страхованию в агрокомплексе
России. Сейчас в правительстве
сложилось понимание того что без
четко работающей в федеральном
масштабе системы страхования,
аграрное производство в России
труднее поднять на современный
уровень.

Удалось
ли достигнуть взаимопонимания
между центром и регионами по форме
и структуре федеральной страховой
системы?

Мне кажется,
что на этот вопрос уже можно
ответить положительно. Видится это
так — создается крестьянская
страховая федеральная система, в
которую кроме государства на
правах акционеров входят устойчиво
работающие региональные
крестьянские страховые компании и
Россельхозбанк, осуществляющий
кредитование в отечественном
агрокомплексе. В тех субъектах
федерации, где сельхозстрахование
в агрокомплексе находится на
достаточно высоком уровне, как в
Приангарье, все остается
по-прежнему, в других регионах, а их
большинство, будут привлекаться
другие страховые структуры.

А как к
этой идее относится сам
Россельхозбанк?

С
председателем правления
Россельхозбанка Ю.А. Трушиным
достигли взаимопонимания в главном
— создание страховой федеральной
системы необходимо. Здесь
объективно проявляется интерес
всех сторон: самого банка (он
заинтересован в снижении рисков),
правительства (система управления
должна действовать во всех
субъектах федерации), крестьянства
(где бы не находился
сельхозтоваропроизводитель, он
должен иметь гарантированную
страховую защиту), и наконец,
крестьянских страховых компаний
(только федеральная система через
консолидацию финансовых потоков в
состоянии обеспечить полное
покрытие всех рисков, связанных с
сельхозпроизводством). Как раз
последний пункт оказался
актуальным для Приангарья в этом
году, регион так пострадал от
неблагоприятных природных явлений,
что для покрытия всех убытков
иркутского крестьянства не хватает
совместных усилий страховой
компании, областного бюджета и
федеральных страховых фондов. Вот
если бы имелся консолидированный
федеральный агропромышленный
страховой резерв, этой проблемы бы
не возникло.

А в каком
состоянии сегодня находится наша
федеральная страховая система
"Поддержка"?

Да она
единственная реально работает с
селом, хотя ей трудно, как впрочем, и
Россельхозбанку, и хозяйствам и,
как правильнее сказать, всей нашей
стране. Агропромышленный сектор
нашей экономики, принципиально
отличается от всех остальных тем,
что он как бы замер во временах П.А.
Столыпина. Это состояние полусна,
полудействия, полурыночное,
полусвободное; но совершенно
неэффективное, то есть в отличие от
тех времен, не выполняющее свое
главное предназначение — кормить
страну. А развитие
сельскохозяйственного страхования
и стабилизация АПК —
взаимоувязанные процессы. Один не
может опережать другой. На сегодня
сельскохозяйственные страховщики
действуют в 20 регионах страны из
более восьмидесяти субъектов
федерации.

А, может
быть, и не нужно иметь в каждом
субъекте специализированные
компании, но укрупнить в
федеральных округах?

По-моему, не
следует смешивать укрепление
государственного устройства
страны с экономикой. Глобализация и
укрупнение — это два проклятья на
голову крестьянина. Помнится, у нас
уже укрупняли колхозы и создавали
совхозы-гиганты. Крестьянин идет от
природы, поэтому он индивидуалист,
нет двух совершенно одинаковых
хозяйств. Значит, к каждому
хозяйству нужен свой подход,
руководитель окружной компании
физически не сможет побывать не
только в каждом хозяйстве, но даже в
каждом районе округа.
Следовательно, хозяйства вновь
попадут в обезличенный серый
список, где им навязывается
несколько или даже одна схема
страхования. Такая схема будет
априори искусственной и
неэффективной ни для страховой
компании, ни для крестьянина. Можно
и одну компанию "назначить" на
всю Россию. Печальный опыт
привлечения одной страховой
компании на весь агрокомплекс уже
был. Например, страховая компания
"СТС" при "почившем в
бозе" банке СБС-АГРО пыталась,
имея офис в столице и лишь
представителей в регионах,
охватить страхованием всю страну.
Еще пример, когда
"олигархическая" страховая
компания "Спасские ворота"
чуть не опорочила саму идею
сельхозстрахования, заключив
только десять договоров с
хозяйствами в трех больших
сельскохозяйственных регионах.

Единственный
способ создать в России передовое
аграрное производство — идти от
интересов хозяйств, а они все
индивидуальны и специфичны. Ну и
конечно, идеальный вариант, это
когда как в "Поддержке.
Иркутск",
сельхозтоваропроизводители
являются акционерами страховой
компании.

На эту
тему вы можете говорить часами,
лучше вернемся к проблемам
пострадавшего Приангарья.

Как мы уже
говорили, крестьянам нашей области
и округа в этом году фатально не
повезло. И это вдвойне обидно на
фоне благополучной ситуации по
стране. Конечно, значительная доля
вины лежит и на руководителях
хозяйств. Но справедливости ради
следует сказать, что есть менее
пострадавшие хозяйства, но не
пострадавших — почти нет.
Следовательно, субъективный фактор
ныне вторичен. Отсюда следует
только один вывод — крестьянину
нужно помочь. Мы уже говорили о той
помощи, которая уже была в августе
оказана крестьянству Приангарья.
Однако главные надежды мы
возлагаем на федеральные
структуры. К сожалению, суммы нашей
помощи будут на порядок меньше, чем
реальные убытки хозяйств. Вместе с
тем в хозяйстве каждая копейка
полита потом и лишней не бывает.

Одним
словом, вы смогли праздновать в
октябре день работников сельского
хозяйства?

Кто-то из
президентского окружения надоумил
его определить 1 октября, как день
завершения полевых работ по уборке
урожая, ну и, следовательно, 8 числа
уже можно праздновать. Это еще одно
подтверждение, что руководить
сельским хозяйством из одного или
нескольких центров
бесперспективно. В Приангарье
принято праздновать День работника
сельского хозяйства в середине
ноября, поэтому кто-то уже
празднует, а нашему крестьянству
еще не до праздников.

Как вы
сами оцениваете ситуацию, когда
руководитель региональной
страховой компании вынужден
отстаивать интересы региона в
Москве.

Как данную.
Сегодня крупные региональные
проблемы агропромышленного
комплекса решаются в Москве. И если
хочешь их решить, приходится
отправляться в столицу. Но это не
единственное обстоятельство,
сейчас идет формирование нового
федерального устройства и если
представитель региона не участвует
в этом процессе или играет в нем
роль статиста, то можете быть
уверены, интересы региона учтены не
будут. Поэтому нравится это нам или
нет, согласны мы или возражаем, но
вынуждены признать, что если не на
словах, а на деле мы заинтересованы
в отстаивании интересов региона,
нам следует всерьез работать со
столицей.

Лицензия
N 2804, выдана Минфином РФ.

Читайте также

Подпишитесь на свежие новости

Мнение
Проекты и партнеры