издательская группа
Восточно-Сибирская правда

Серьезные споры легко не решаются

Серьезные
споры легко не решаются

Анатолий
КОРНЕЕВ,
начальник управления обеспечения
бизнеса
и инвестиционного консалтинга
ОАО "Восточно-Сибирская фондовая
компания"

Одним из
способов решения спорного вопроса
о разграничении государственного
пакета акций ОАО
"Иркутскэнерго", возможно,
станет создание управляющей
компании в виде финансового
холдинга с передачей в его уставный
капитал (УК) областного и
федерального пакетов акций ОАО
"Иркутскэнерго" (40% от
уставного капитала). В соответствии
с письмом, которое направили
губернатор Иркутской области и
председатель правления РАО "ЕЭС
России" президенту РФ В.В. Путину,
и проектом мирового соглашения
между Российской Федерацией и
Иркутской областью учредителями
компании должны выступить
Иркутская область и РАО "ЕЭС
России". Чтобы создаваемая
управляющая компания стала
полноценным холдингом с
контрольным пакетом акций ОАО
"Иркутскэнерго",
предполагается в состав
учредителей привлечь частные
компании, владеющие не менее чем 10%
акций ОАО "Иркутскэнерго".

Управляющая
компания должна решить следующие
главные задачи:

— обеспечить
согласованный баланс интересов
региональных и федеральных органов
государственной власти в ОАО
"Иркутскэнерго";

— обеспечить
согласованное формирование
органов управления ОАО
"Иркутскэнерго", в том числе
его исполнительных органов
(менеджеров);

— обеспечить
единый подход к экономической и
финансовой инвестиционной
политике ОАО "Иркутскэнерго";

— обеспечить
консолидацию инвестиционных
возможностей и ресурсов ОАО
"Иркутскэнерго", РАО "ЕЭС
России" и Иркутской области для
эффективной реализации
производственно-технической и
экономической политики ОАО
"Иркутскэнерго".

Такой
вариант решения вопроса о
разграничении госпакета акций в
деловых и политических кругах
Приангарья оценивается не
однозначно. Главный аргумент
противников возможной передачи
областной доли акций ОАО
"Иркутскэнерго" (20% от УК) в УК
управляющей компании — это
отчуждение пакета акций
"Иркутскэнерго" из областной
собственности, снижение или полная
потеря областью возможности
противодействовать энергетической
политике РАО "ЕЭС России",
ущемляющей интересы региона и ОАО
"Иркутскэнерго".

Если
смотреть на предлагаемый вариант
управления государственным
пакетом акций не предвзято, то
нельзя не заметить, что мировое
соглашение закладывает, с одной
стороны, правовую и хозяйственную
основы неконфронтационного,
согласованного подхода центра и
региона к энергетической политике,
осуществляемой через
"Иркутскэнерго" на территории
области, а с другой стороны, область
тем самым страхуется от худшего и
вполне реального варианта
разграничения госпакета, когда
область может не получить в
собственность "свои" 20% или
получить незначительный пакет
акций ОАО "Иркутскэнерго".

Действительно,
полностью надеяться на
благоприятный для области исход в
решении столь острого вопроса по
разграничению госпакета акций ОАО
"Иркутскэнерго" не приходится.
Если этот вопрос не решился в
пользу области во времена прежней
областной администрации и
"мягкого" правления Б.Н.
Ельцина, то сейчас ситуация
меняется не в пользу регионов. Ведь
Мингосимущества подавало иск в
арбитражный суд скорее всего не без
одобрения президента РФ; все это
вписывается в жесткий
правительственный курс на
централизацию управления
ключевыми сферами политического и
экономического влияния в регионах.

Внесение
Иркутской областью пакета акций
ОАО "Иркутскэнерго" в УК
управляющей компании с
законодательной точки зрения
является отчуждением его из
областной собственности. Но здесь
нельзя упускать из вида два важных
момента: во-первых, до внесения
акций в УК фиксируется факт полного
признания правительством РФ за
областью права собственности на 20%
акций ОАО "Иркутскэнерго";
во-вторых, область, получив взамен
переданных акций акции управляющей
компании в размере примерно 40-50% от
УК, сможет таким крупным пакетом
защитить и сохранить как
контрольную долю управляющей
компании в УК ОАО
"Иркутскэнерго", так и
собственную долю в УК управляющей
компании, обеспечивающую области
надежные позиции. Кроме того,
дополнительные гарантии по защите
своих интересов в ОАО
"Иркутскэнерго" область может
обеспечить, закрепив
соответствующие условия в уставе
управляющей компании и в
специальном договоре учредителей
компании.

Если
президент РФ и правительство
России в ближайшее время дадут
согласие на предложенный вариант
мирового соглашения, встанет
вопрос, как поведет себя
Законодательное собрание
Иркутской области: поддержит
действия областной администрации
по передаче пакета в УК управляющей
компании или противостояние
окажется сильнее здравого смысла?
Сейчас уже становится ясно, что
выйти из конфликта с центром с
пользой для области можно только на
основе консолидации всех сил,
болеющих за интересы Иркутской
области.

Читайте также

Подпишитесь на свежие новости

Мнение
Проекты и партнеры