издательская группа
Восточно-Сибирская правда

КАК ДЕЛИЛИ ЭНЕРГИЮ Высший арбитражный суд Российской Федерации РЕШЕНИЕ г. Москва 5 февраля 2001 г.

КАК
ДЕЛИЛИ ЭНЕРГИЮ

Высший
арбитражный суд Российской
Федерации

РЕШЕНИЕ
г. Москва 5
февраля 2001 г.

Дело N
3111/00

Высший
арбитражный суд Российской
Федерации в составе
председательствующего Савкина С.Ф.

судей
Куликовой В.Б. и Терно В.Н.

рассмотрел
в заседании дело по иску Российской
Федерации в лице Министерства
имущественных отношений
Российской Федерации к Иркутской
области в лице администрации
Иркутской области о признании
права собственности Российской
Федерации на 1906723080 акций ОАО
"Иркутскэнерго" и по
встречному иску Иркутской области
к Российской Федерации о признании
права общей долевой собственности
на 1906723080 акций ОАО
"Иркутскэнерго"

при
участии в заседании: от
Министерства России — Костин А.В.,
Тараскин В.И. — по доверенности; от
администрации Иркутской области —
Пацация М.Ш., Пархамович С.М. — по
доверенности, от КУГИ Иркутской
области — Рождественская И.В. — по
доверенности; от ОАО
"Иркутскэнерго", ООО
"Иркутское фондовое
агентство" — Матвеева М.Г. — по
доверенности.

Суд
установил:

Российская
Федерация в лице Министерства
имущественных отношений
Российской Федерации (далее —
министерство) обратилась в Высший
арбитражный суд Российской
Федерации к Иркутской области в
лице администрации Иркутской
области (далее — администрация) о
признании за Российской Федерацией
права собственности на 1906723080 акций
ОАО "Иркутскэнерго".

Иркутская
область предъявила встречный иск к
Российской Федерации о признании
права общей долевой собственности
Российской Федерации и Иркутской
области на 1906723080 акций ОАО
"Иркутскэнерго".

К участию в
деле в качестве третьих лиц без
права заявления самостоятельных
требований по предмету спора были
привлечены: Комитет по управлению
государственным имуществом
Иркутской области, ОАО
"Иркутскэнерго", ООО
"Иркутское фондовое
агентство", администрация
Усть-Ордынского Бурятского
автономного округа и ОАО
""Центральная компания
Восточно-Сибирской
финансово-промышленной группы".

В судебное
заседание не явились представители
ОАО "Центральная компания
Восточно-Сибирской
финансово-промышленной группы" и
Усть-Ордынского Бурятского
автономного округа, которые
надлежащим образом извещены о
времени и месте разбирательства
дела, в связи с чем суд считает
возможным рассмотреть дело в их
отсутствии.

Представители
министерства поддержали
заявленные исковые требования по
основному иску по тем основаниям,
что ОАО "Иркутскэнерго" было
учреждено в порядке приватизации
Иркутского производственного
объединения энергетики и
электрификации, находившегося в
федеральной собственности. В
соответствии с Указами Президента
Российской Федерации от 14.08.92 N 922, от
15.08.92 N 923 и от 05.11.92 N 1334
производственное объединение
подлежало приватизации в
специальном порядке,
предусматривающем внесение не
менее 49 процентов акций,
принадлежащих Российской
Федерации в уставном капитале
созданного акционерного общества,
в качестве вклада в уставный
капитал Российского акционерного
общества энергетики и
электрификации (РАО "ЕЭС
России"). Однако Иркутская
область в лице уполномоченного
государственного органа
осуществила приватизацию
производственного объединения в
общем порядке, установленном
Указом Президента Российской
Федерации от 01.07.92 N 721.

В
соответствии с планом приватизации
производственного объединения 51
процент акций акционерного
общества был распределен среди
членов трудового коллектива, 9
процентов акций продано на чековом
аукционе, а 40 процентов акций
остались в государственной
собственности.

Заключенным
в 1996 году Российской Федерацией с
Иркутской областью Договором о
разграничении предметов ведения
предусмотрена возможность
разграничения государственной
собственности в
электроэнергетическом комплексе с
учетом результатов состоявшихся
акционирования и приватизации
предприятий электроэнергетики,
расположенных на территории
Иркутской области. Однако такое
разграничение до настоящего
времени не осуществлено.
Следовательно, единственным
собственником 1906723080 акций ОАО
"Иркутскэнерго" является
Российская Федерация.

Несмотря на
это Иркутская область продолжает
неправомерно осуществлять права
акционера по указанному пакету
акций, а номинальным держателем
акций в реестре акционеров ОАО
"Иркутскэнерго"
зарегистрирован Комитет по
управлению имуществом Иркутской
области.

Против
удовлетворения встречного иска
представители министерства
возражали, так как, по их мнению,
правовых оснований для признания
права общей долевой собственности
на спорный пакет акций не имеется.

Представители
Иркутской области поддержали
встречный иск, ссылаясь на то, что
имущество производственного
объединения находилось в общей
собственности Российской
Федерации и Иркутской области, что
подтверждается постановлением
Конституционного суда Российской
Федерации от 10.09.93 и договором между
сторонами от 27.05.96. Поэтому согласно
плану приватизации оно было
приватизировано как объект общей
собственности с пакетом акций,
находящимся в государственной
собственности. С учетом этого в
удовлетворении основного иска
представители области просили
отказать.

Заслушав
объяснения лиц, участвующих в деле,
ознакомившись с письменными
доказательствами и обсудив
обстоятельства дела, суд считает,
что исковые требования по
основному иску подлежат
удовлетворению, а по встречному
иску — частичному удовлетворению
по следующим основаниям.

Пакет акций
ОАО "Иркутскэнерго" в
количестве 1906723080 штук
соответствует 40 процентам
уставного капитала акционерного
общества.

В
соответствии с планом приватизации
производственного объединения
"Иркутскэнерго", утвержденным
распоряжением Иркутского
территориального агентства
Госкомимущества России от 17.12.92 N
100/АК, 51 процент акций подлежал
размещению по закрытой подписке
среди членов трудового коллектива,
24,5 процента — внесению в уставный
капитал РАО "ЕЭС России" и 24,5
процента — передаче Комитету по
управлению имуществом Иркутской
области.

Истец не
оспаривает решений о приватизации
производственного объединения,
принятых территориальным
агентством Госкомимущества России,
заявив, что результаты
приватизации были одобрены
органами государственного
управления Российской Федерации.

Постановление
Конституционного суда Российской
Федерации от 10.09.93 N 15-П "По делу о
проверке конституционности Указа
Президента Российской Федерации от
15.08.92 "Об организации управления
электроэнергетическим комплексом
Российской Федерации в условиях
приватизации", не предопределяя
решение вопроса о том, в чьей
собственности должны находиться
объекты топливно-энергетического
комплекса, признало необходимым
использование согласительных
процедур, предусмотренных статьей
VII Федерального договора, для
разрешения возникшего спора между
Российской Федерацией и Иркутской
областью по вопросу разграничения
прав на пакет акций ОАО
"Иркутскэнерго", находящихся в
государственной собственности.

Статьей 8
Договора от 27.05.96 о разграничении
предметов ведения и полномочий
между органами государственной
власти Российской Федерации и
органами государственной власти
Иркутской области и входящего в его
состав Усть-Ордынского Бурятского
автономного округа установлено,
что разграничение государственной
собственности в
электроэнергетическом комплексе
области должно осуществляться с
учетом результатов состоявшихся
акционирования и приватизации
предприятий электроэнергетики.
Предметом разграничения
государственной собственности
признан государственный пакет
акций приватизированных
предприятий электроэнергетики,
расположенных на территории
области.

Договором
предусмотрена возможность
передачи в пользование, владение и
распоряжение Иркутской области
части государственного пакета
акций приватизированных
федеральных предприятий по
соглашению между органами
исполнительной власти Российской
Федерации и Иркутской области. При
этом согласно договору отчуждение,
залог, а также передача функций по
управлению указанным пакетом акций
осуществляется по соглашению между
органами государственной власти
Российской Федерации и Иркутской
области.

Стороны
предпринимали попытки
урегулирования во внесудебном
порядке разногласий по
разграничению прав на спорный
пакет акций, в том числе и после
возбуждения дела в суде, в связи с
чем суд по ходатайствам сторон
неоднократно откладывал
рассмотрение дела. Представителями
сторон был разработан и
представлен суду проект мирового
соглашения по указанному вопросу,
которое, однако, подписал только
губернатор Иркутской области.
Таким образом, разногласия
разрешить в процессе
согласительных процедур не
удалось.

Анализ
решений о приватизации
производственного объединения, в
том числе первого раздела
подраздела 4 пункта 2.3 и пункта 6
раздела второго плана приватизации
и соответствующих положений
договора от 27.05.96 между сторонами,
дает основание сделать вывод о том,
что пакет акций ОАО
"Иркутскэнерго" в размере 49
процентов уставного капитала
акционерного общества, остающегося
в государственной собственности,
передавался в собственность
Российской Федерации.

В пункте 2.3
подраздела 4 первого раздела плана
приватизации предусмотрена
передача 49 процентов акций
Госкомимущества России.

В
соответствии с подпунктами 1.2 и 1.3.
пункта 6 второго раздела плана
приватизации 24,5 процента акций из
этого пакета подлежали внесению в
уставный капитал РАО "ЕЭС
России", а 24,5 процента — передаче
Комитету по управлению
государственным имуществом
Иркутской области. Таким образом,
24,5 процента акций передавались не в
собственность Иркутской области, а
лишь в ведение Комитета по
управлению государственным
имуществом Иркутской области.

О том, что
передача какой-либо части пакета
акций ОАО "Иркутскэнерго",
закрепленного в государственной
собственности, в собственность
Иркутской области не
предусматривалась,
свидетельствует и содержание
статьи 8 договора от 27. 05.96. Согласно
договору по согласованию между
сторонами, Иркутской области могла
быть передана часть указанного
пакета во владение, пользование и
распоряжение без права отчуждения,
залога, а также передачи функций по
управлению, т.е. во владение с
ограниченными правомочиями.

С
нахождением всего спорного пакета
акций в собственности Российской
Федерации по существу согласился и
ответчик, поскольку проект
мирового соглашения,
констатирующий в пункте 1 указанное
обстоятельство, подписан
губернатором Иркутской области.

Таким
образом, акты государственных
органов о приватизации
производственного объединения
путем преобразования в акционерное
общество не предусматривали
передачу в общую долевую
собственность Российской
Федерации и Иркутской области
пакета акций ОАО
"Иркутскэнерго", закрепленных
в государственной собственности,
либо части указанных акций в
собственность Иркутской области.

Встречный
иск администрации о признании
права общей долевой собственности
Российской Федерации и Иркутской
области на спорный пакет акций не
подлежит удовлетворению по
изложенным выше основаниям об
отсутствии у Иркутской области
права собственности на акции.

Кроме того, в
соответствии со статьей 244
Гражданского кодекса Российской
Федерации общая долевая
собственность возникает при
поступлении в собственность двух
или нескольких лиц имущества,
которое не может быть разделено без
изменения его назначения либо не
подлежит разделу в силу закона.

Оснований
передачи в общую долевую
собственность Российской
Федерации и Иркутской области
спорного пакета акций истец по
встречному иску не представил и не
доказал.

Суд считает,
что заявление представителей
ответчика о пропуске истцом по
основному иску срока исковой
давности не основано на
фактических обстоятельствах и не
соответствует закону.

Согласно
статье 199 ГК РФ течение срока
исковой давности начинается с
момента, когда лицо, право которого
нарушено, узнало или могло узнать о
нарушении своего права.

Как
установлено судом, Комитет по
управлению государственным
имуществом Иркутской области до
25.08.2000 сохранял полномочия
территориального агентства
министерства и нахождение в его
ведении спорного пакета акций само
по себе не рассматривалось истцом
как нарушение его прав
собственника.

Передача
часть пакета акций в доверительное
управление по договору от 28.01.2000, а
также отказ ООО "Иркутское
фондовое агентство" письмом от
24.03.2000 подтвердить право Российской
Федерации на спорный пакет акций
послужили основанием предъявления
основного иска. Поэтому срок
исковой давности истцом не
пропущен.

Вместе с тем
суд считает, что в соответствии с
планом приватизации
производственного объединения,
договором от 27.05.96 часть спорного
пакета акций подлежала передаче во
владение Иркутской области для
осуществления прав акционера ОАО
"Иркутскэнерго" без права
отчуждения указанных акций путем
продажи, передачи в залог и в
управление без согласия Российской
Федерации как собственника.

При
определении количества акций,
подлежащих передаче Иркутской
области во владение, суд исходит из
следующего.

В
соответствии с подпунктом 1.3.
пункта 6 второго раздела плана
приватизации производственного
объединения, утвержденного
распоряжением Иркутского
территориального агентства
Госкомимущества России от 17.12.92 N
100/АК, Комитету по управлению
государственным имуществом
Иркутской области в ведение
передавалось 24,5 процента акций от
уставного капитала ОАО
"Иркутскэнерго". Однако
распоряжением и.о. председателя
Комитета по управлению
государственным имуществом
Иркутской области от 01.11.93 N 669/АК, а
затем распоряжением
территориального агентства от 30.
12.93 N 770/АК во изменение распоряжения
территориального агентства от
17.12.92, 9 процентов акций от уставного
капитала акционерного общества
были проданы на чековом аукционе, в
связи с чем количество акций,
оставшихся в государственной
собственности, уменьшилось до 40
процентов от уставного капитала.

Суд считает,
что предусмотренное названными
распоряжениями уменьшение
количества акций, переданных в
уставный капитал РАО "ЕЭС
России", является неправомерным,
так как комитет не мог вообще
распоряжаться акциями, которые по
плану приватизации уже были
определены к передаче РАО "ЕЭС
России". Поэтому продажу на
чековом аукционе 9 процентов акций
в соответствии с распоряжением
комитета следует считать
осуществленным за счет акций,
переданных в ведение комитету.

В связи с
этим за Иркутской областью следует
признать право на владение 738855193
акциями ОАО "Иркутскэнерго",
что соответствует 15,5 процента
уставного капитала акционерного
общества.

Стороны, а
также представитель ОАО
"Иркутскэнерго" заявили
ходатайство об отмене мер по
обеспечению иска, которые
препятствуют подготовке к
проведению годового общего
собрания акционеров.

Суд читает,
что с принятием решения по делу
отпала необходимость в мерах по
обеспечению иска.

Руководствуясь
статьями 124—127 Арбитражного
процессуального кодекса
Российской Федерации, Высший
арбитражный суд Российской
Федерации

РЕШИЛ:

признать
право собственности Российской
Федерации на 1906723080 акций открытого
акционерного общества
"Иркутское акционерное общество
энергетики и электрификации
"Иркутскэнерго".

Во встречном
иске Иркутской области к
Российской Федерации о признании
права общей долевой собственности
Российской Федерации и Иркутской
области на 1906723080 акций ОАО
"Иркутскэнерго" отказать.

Признать за
Иркутской областью право на
пользование, владение и
распоряжение, включая
осуществление прав акционера, на
738855193 акции ОАО
"Иркутскэнерго", находящиеся в
федеральной собственности, без
права отчуждения, залога, а также
передачи функций по управлению ими.

Отменить
меры по обеспечению основного и
встречного исков, принятые
определениями Высшего
арбитражного суда Российской
Федерации от 11.05.2000, от 29.06.2000 и от
18.08.2000.

Решение
вступает в законную силу с момента
его принятия.

Председательствующий
С.Ф. САВКИН.

Судьи
В.Б. КУЛИКОВА.
В.Н. ТЕРНО.

Читайте также

Подпишитесь на свежие новости

Мнение
Проекты и партнеры