издательская группа
Восточно-Сибирская правда

А утки летят и летят...

А утки
летят и летят…

Ну, достали
меня иркутские СМИ, сил нету!
Сначала в телевизионном репортаже
о завершении строительства
Северомуйского тоннеля (помнится,
таких завершений было уже
несколько; думаю, и еще будут —
увы…) восторженный юноша с
микрофоном обозвал этот тоннель
самым длинным в мире. Это я стерпел:
ну, что с мальчика возьмешь? Или,
может быть, к 1 апреля..? Но когда
Иркутское радио приятным женским
голосом утром 9 апреля навесило
утку про "самый длинный в мире"
— я пас… Не будучи уж сильно крутым
насчет тоннелей вообще и насчет БАМ
(медаль "За строительство БАМ"
получить сподобился — причастность
к энергоснабжению и сооружению
инженерных коммуникаций на
мерзлоте — это к слову), я все-таки
знал, что самым длинным в мире
железнодорожным тоннелем раньше
был Симплонский — сквозь Альпы,
между Швейцарией и Италией, 19,7 км.
Ну, а пока мы строили свой "самый
длинный в мире", были сооружены
подводные тоннели под Ламаншем
длиной в 50 км и между японскими
островами Хонсю и Хоккайдо — 53,9 км.
Конечно, ляпы бывают, но здесь —
чистой воды некомпетентность. Мне
за коллег и земляков стыдно!

Вот то, что
тоннель этот — самый долгий в мире
долгострой — 25 лет на 15 километров,
что затраты на единицу его длины
беспрецедентны, что при
строительстве проявлены и
инженерное творчество, и массовый
героизм — это да. Да, тоннель
сократил длину БАМа на сколько-то
там десятков километров, но эти
километры — ой как мало от длины
всей магистрали и чуть ли не
круглый ноль от расстояния между
зарубежными отправителями и
зарубежными получателями грузов,
которым мы сватаем свой БАМ.

И, увы, не
один я считаю этот тоннель самой
ненадежной точкой магистрали. Там
сочетаются три природных фактора,
создающих адекватную специфику:
высокая сейсмичность, многолетняя
мерзлота и горячие подземные воды.
Ведь их учет и противостояние им
требуют сочетания рискованных,
нестандартных инженерных решений!
Да, при соответствующих затратах в
наше время можно сделать все — мы
это на Северомуйском
продемонстрировали. Теперь
придется тоннель эксплуатировать,
возвращая эти затраты… А
журналистам не пристало писать о
том, в чем не сильно компетентны.

Александр
КОШЕЛЕВ
член Союза журналистов

Читайте также

Подпишитесь на свежие новости

Мнение
Проекты и партнеры
  все
Свежий номер