издательская группа
Восточно-Сибирская правда

Стать Фениксом не каждому дано,

  • Автор: Владимир ПОЛЯКОВ, член Союза журналистов России

или Сага о возрождении ИЗТМ со статусом ООО ВЗТМ -- Восточно-Сибирский завод тяжелого машиностроения

Попавшим в разряд несостоятельных предприятий избежать
печальную участь банкротства редко удается. Оно
и понятно. Приняв закон, регламентирующий такое действо,
государство не позаботилось создать контролирующий орган,
отвечающий за жизнеспособность даже значимых для страны
крупных производств.

При наличии такого института можно было бы своевременно
вернуть к жизни многие заводы, фабрики и целые промышленные
комплексы. Высокопрофессиональным экспертам не составило
бы большого труда досконально проверить не только финансово-экономическое
состояние субъекта, его производственные возможности,
дееспособность руководства и всего коллектива, но и
установить истинные причины развала: то ли это произошло
по стечению непредвиденных обстоятельств, то ли за этим
кроется злой умысел корыстных людей. Отсюда и выводы.

Если клиент скорее жив, чем мертв, и его целесообразнее
поддержать, нежели обанкротить, то не правомернее ли
при введении внешнего управления предприятию, стремящемуся
стать на ноги, открыть беспроцентные кредитные линии,
льготное налогообложение, подключить и другие эффективные
рычаги из арсенала экономической инфраструктуры правительства,
если такие существуют.

В конце концов системообразующие предприятия можно и
должно вернуть на определенный срок в лоно государства
с юридическим статусом АО, если и руководство и коллектив
имеют твердое намерение к возрождению и для этого есть
предпосылки.

В противном случае даже в ведущих отраслях народного
хозяйства страны можно остаться без заводов изготавливавших
и способных производить не только узлы и агрегаты, но
и более сложное оборудование.

Если бы ИЗТМ пустили с молотка, то кто бы помог своевременно
ликвидировать аварию на той же Ново-Зиминской ТЭЦ? В
самые холода остановка теплоэлектроцентрали на два-три
дня грозила размораживанием теплотрасс и других жизненно
важных коммуникаций. А это, как ни крути, катастрофа
со всеми вытекающими последствиями. Для запуска требовались
шестерни со сложной нарезкой зубьев взамен вышедших
из строя. Промедление, как говорится, смерти подобно.
Заказ на стороне обошелся бы в тысячи долларов. К тому
же было бы упущено время. Но такой зуборезный станок
сохранился лишь на Иркутском заводе тяжелого машиностроения.
К чести специалистов ИЗТМ, шестерни были изготовлены
и отгружены в кратчайшие сроки, а стоимость заказа для
ТЭЦ обошлась лишь в тысячи рублей. Тем самым была ликвидирована
чрезвычайная ситуация. И это лишь один эпизод.

Недаром руководство МЧС по Иркутской области не только
высказало в адрес коллектива завода чувство
признательности, но и обратилось с ходатайством в областной
арбитражный суд о продлении на заводе внешнего управления.

Надо отдать должное и руководству данного судебного
органа в том, что оно отнеслось с большим пониманием
к необходимости сохранения ИЗТМ как единого машиностроительного
комплекса для Иркутской области в рамках существующего
закона.

К месту заметить, что руководители практически всех
федеральных органов, привыкшие мыслить и действовать
по-государственному, ратовали за выживание завода тяжелого
машиностроения. Ведь за время внешнего управления руководству
ИЗТМ пришлось много чего пережить. Прокуратура и ФСБ
спасали от «накатов» и «наездов». Помогли устоять заводу
и конкурсные кредиторы: «Иркутскэнерго», «Теплоэнерго»,
«Электросвязь», Водоканал и многие другие, перед которыми
завод по вине прежнего руководства оказался в долгу.
Во время принятия решений в поддержку завода «за» голосовали
практически все конкурсные кредиторы, потому что убедились
в способности руководства и всего трудового коллектива
ИЗТМ преодолевать экономические трудности, развивать
производство.

Случай в своем роде уникальный. Завод под внешним управлением
находился три с половиной года. И все это время без
отпуска, прилагая титанические усилия, опираясь на команду
единомышленников, А.И. Зыков искал прагматические пути
к возрождению былой славы первенца тяжелого машиностроения
Восточной Сибири.

Благие устремления заводчан всемерно поддержали городская
и областная администрации. И тут трудно переоценить
личное участие Б.А. Говорина в судьбе коллектива флагмана отечественного
драгостроения. Борис Александрович вырос
рядом с заводом, давшим имя городскому району. Так
что о его былой славе он знает не понаслышке и участь
такого крупного предприятия оказалась для него далеко
не безразлична. Поэтому губернаторским распоряжением
он создает рабочую группу при областном комитете промышленной
политики, призванную содействовать возрождению ИЗТМ.
Ею было проведено полтора десятка заседаний, на которых
рассмотрены все принципиальные вопросы, касающиеся подъема
и развития ИЗТМ, организационно-правовой формы завода.

— Без всесторонней поддержки со стороны городской и
областной администраций, руководителей государственных
органов, от которых зависит, быть или не быть предприятию,
без понимания нашей сложной экономической ситуации конкурсными
кредиторами, — констатирует заместитель генерального
директора по экономике ООО «ВЗТМ» Л.Т. Митянин, — заводу
бы не выжить. Большую помощь в размещении заказа в Монголии
оказал губернатор области. Вопрос о строительстве драги 250 ДМ
Говорин решал на правительственном уровне. Она уже сдана
в эксплуатацию и выдает металл. Ее запуск был обставлен
торжественным ритуалом. При стечении большого числа
людей, высоких официальных лиц ламы освятили плавучую
фабрику золота. Для монголов это стало большим событием
в жизни страны. Осведомлен об этом и наш президент
В.В. Путин. Так что данный заказ помог заводу
заработать хорошие деньги, наладить партнерские отношения,
а посредством теле- и радиотрансляций, публикаций в
средствах массовой информации весь мир узнал, что ИЗТМ
жив и уже приступил к международному сотрудничеству
в области драгостроения.

Дорогу осилит идущий

Значимость завода тяжелого машиностроения для Иркутска,
области, Сибири, Дальнего Востока и всей страны в целом
общеизвестна, но…

В современном мире кредитом доверия не одаривают лишь
за красивые глазки. Его нужно заслужить.

В 1998 году, до введения внешнего управления, прежнее
руководство ИЗТМ сумело выплатить всего-то налогов 25
тысяч рублей за год, оставив при этом даже не 250, а,
как впоследствии выяснилось, более 300 миллионов рублей
долгов.

— Довесок в 54 млн. рублей, обнаруженный нами позднее,
— сетует генеральный директор ООО «ВЗТМ» А.И. Зыков,
— сыграл с нами злую шутку. Разумеется, об этой «находке»
мы поставили в известность контролирующие органы. Проверяющие
зачастили к нам как раз в тот период, когда из Якутии
приехал заказчик для заключения договора на изготовление
1000 тонн металлоконструкций. По тем временам для завода
это был почти полугодовой объем. Почувствовав, что, видимо,
на заводе что-то не то, заказчик, мягко выражаясь, ушел.
И тут, комментарии, как говорится, излишни.

Таких превратностей судьбы в жизни завода было немало.
Но и они не смогли сломить волю к возрождению. Уже на
первом этапе, определившись с приоритетами, полностью
восстановили заводскую ТЭЦ. В цеха пошло тепло, а до
этого в зимний период там столбик термометра опускался
до минус 18 градусов. Отремонтировали кровли, бытовки,
душевые отделали кафелем. Наконец-то рабочие получили
возможность в санитарных условиях смывать грязь после
трудовой вахты.

Жизнь по всем направлениям начала меняться к лучшему.
Многие месяцы не державшие в руках заработанных денег,
люди стали регулярно получать зарплату. Если в то время
в среднем она составляла 1-2 тыс. рублей, то в декабре
прошлого года — 3,5, а в феврале нынешнего — еще заметно
подросла.

За период внешнего управления из 16,4 млн. рублей задолженности
по зарплате уже удалось погасить 12 миллионов. Пока
не успели рассчитаться с теми, кто в настоящее время
работает на заводе и готов потерпеть, памятуя о том,
в каком унизительном положении находились при прежнем
руководстве.

Администрация завода работает в тесной увязке с профкомом
и советом ветеранов. Благодаря этому люди знают, что
задачи решаются и по другим направлениям. Уже выплачено
19 млн. рублей в бюджеты всех уровней. Удалось сохранить
и социальную сферу. Заводчане опять имеют возможность
отдохнуть и поправить здоровье на базе отдыха «Курма»
и в пансионате «Нилова Пустынь». После реанимации столовой
и замены персонала теперь сюда приятно зайти,
и можно вкусно и дешево пообедать.

Чтобы успешнее решать производственные задачи, необходимо
было собрать инженерно-конструкторские службы в одном
месте. Так оно и было до развала завода. Но инженерный
корпус был продан, и специалистам до недавнего времени
приходилось ютиться где придется. Решена и эта проблема.

Для восстановления технологической линии пришлось перегруппировывать
оборудование. В этой связи залили новые фундаменты под
станки, чтобы выстроить производственную цепочку так,
как это необходимо для более быстрого прохождения заказов.
Так что здесь не только сумели сохранить все имеющиеся
мощности, но и дополнительно смонтировать более двадцати
единиц различного оборудования, в том числе токарно-винторезные
станки.

Теперь начальники цехов находятся непосредственно на
рабочих местах, а не в заводоуправлении. Таким образом
были восстановлены управленческие связи.

Создается аналитический центр, который будет отслеживать
экономическую безопасность предприятия, выстраивать
новые взаимоотношения с банками: льготные кредиты, лизинговая
форма обеспечения и т.д.

Большое внимание уделяется кадровой политике. На завод
возвращаются опытные специалисты, в свое время не выдержавшие
испытания и развалом.

В вузах города завод обучает молодежь на факультетах
машиностроительного профиля. Под новые идеи и разработки
приглашаются авторитетные люди с богатым багажом знаний.
На должность главного специалиста по горному машиностроению
назначен лауреат Государственной премии В.И. Куклин.
Это крупный специалист в области технологического оборудования
для разработки рудных месторождений золота.

— Россыпных месторождений, — замечает Владимир Иванович,
— у нас остается все меньше и меньше. Но есть такие,
где золото находится в агрегатном состоянии и чтобы
его извлечь, необходимы технологии, применяемые при
добычи рудного золота. Для его обогащения требуется
дробильно-размольное оборудование. Со второго полугодия
завод начнет выпускать промприборы для обеспечения золотоизвлечения
из рудных месторождений, подобных Сухоложскому. Наработки
уже имеются, и такое оборудование будет востребовано.

Куклин подтвердил, что уже все золотодобывающие страны
разрабатывают именно рудные месторождения, поскольку
россыпных уже нигде не осталось. Сухоложское месторождение
имеет всего лишь 2,7 грамма золота на тонну, а в Австралии
содержание в три раза меньше, но тем не менее они ведут
добычу драгметалла.

Новая точка отсчета

13 марта с.г. для заводчан новая точка отсчета. Ее можно
назвать днем Феникса, потому что в этот день закончилось
внешнее управление и завод перешел в другое качество.
На базе выкупленного имущества ОАО «ИЗТМ» образовалось
ООО «ВЗТМ». По словам А.И. Зыкова, такой статус для
Восточно-Сибирского завода тяжелого машиностроения
является переходным. В перспективе ООО станет
ОАО. Следует заметить, учредителями ООО являются те
же кадровые работники, занятые на производстве и определяющие
стратегию развития завода.

Немногим больше месяца назад закончился период внешнего
управления. Теперь у завода чистый баланс. Это дает
возможность брать кредиты в банках, более успешно выстраивать
деловые отношения с партнерами и заказчиками.

Но и тут есть подводные рифы. У завода пока нет оборотных
средств, поэтому приходится искать заказчиков, способных
производить предоплату. Таких немного. Это с одной стороны.
А с другой — предоплата оборачивается далеко не благом,
скорее наоборот. Но тут ничего не поделаешь. Кладовые
пусты. Так что металл на изготовление и прочее приходится
покупать под заказ, т.е. небольшими партиями, так что
иногда себе дороже выходит. Ясное дело: крупный опт
— цены ниже.

На выполнение больших объемов уходит до полутора лет,
а цены неуклонно растут. За последнее время энерготарифы
выросли в два, а стоимость угля — в три раза.

— Банальный случай, — сетует Алексей Иннокентьевич,
— завод десятилетиями имел договор с «Востсибуглем»
на поставку твердого топлива. В год это порядка 25—30
млн. рублей. Завод поставлял запчасти для экскаваторов
и другого горного оборудования. Вот и на нынешний отопительный
сезон мы заключили с новым руководством договор на 16
млн. рублей по той же схеме. На поставку литья завод
вошел в кооперацию с другими предприятиями. Для угольщиков
мы уже изготовили запчастей на 5 млн. рублей и попросили
взамен поставить уголь. Но те отказались от договора.
В итоге мы теперь вынуждены покупать уголь на стороне
за живые деньги и не имеем возможности своевременно
платить налоги.

Ситуация сложная, но все равно не сродни генеральскому
погону, на котором сплошные зигзаги и ни одного просвета.
Просветы есть. Осознание выгодности интеграции озарило
не только лидеров европейских государств, строящих экономический
союз с переходом на евро. Слова из песни Булата Окуджавы:
«Возьмемся за руки друзья, чтоб не пропасть поодиночке»
— близки и нам. Наладившиеся партнерские отношения с литейной
компанией уже готовы перерасти в интеграцию. Единый
машиностроительный комплекс способен решать, как и раньше,
более сложные задачи, особенно по линии драгостроения.

В настоящее время для АК АЛРОСа выполнен проект на изготовление
алмазодобывающей драги 250 ДМА. По пожеланиям заказчика
ведется доработка по переводу на современный уровень
— управление электроприводов с тиристорного на высокочастотный.

Завод готов не только работать на структуроопределяющий
рынок, расширяя номенклатуру изделий, но и производить
нестандартное оборудование для частных фирм, дачников
и т.п. как из собственного материала, так и из материала
заказчика. По представленным чертежам или по чертежам
заказанным заводским конструктором. К тому же есть возможность
не только перематывать электродвигатели, но и проводить
испытание в лабораторных условиях.

Уже просчитано — все эти услуги будут дешевле рыночных.
Для удобства работы с клиентами на первом этаже будет
работать стол заказов. В прайс-листах заложена стоимость
всех работ. Клиенту не нужно будет бегать по этажам
для согласований. Выбрал, заплатил и в назначенный срок
забрал. Быстро, дешево и удобно.

Под новые программы и большие объемы завод начинает
набор рабочих и специалистов машиностроительного профиля.
Для этого будет принято 500—1000 человек.

Теперь можно с уверенностью констатировать: самый трудный
период уже позади. Тем не менее до сих пор существует определенные
силы с меркантильными интересами, стремящиеся повернуть
развитие завода вспять. Но подвижка к лучшему уже началась, и с каждым
днем шаги становятся крупнее и увереннее. А как известно,
дорогу осилит идущий.

Читайте также

Подпишитесь на свежие новости

Мнение
Проекты и партнеры