издательская группа
Восточно-Сибирская правда

Внешняя среда, или Как помешать работе градообразующего предприятия

  • Автор: Елена АЛЕКСАНДРОВА

Наверное, любой примерный братский школьник доперестроечной эпохи
в сочинении на тему «Мой город» обязательно бы написал: «Братск — город
шести промышленных гигантов…» Количество промышленных гигантов за
последние годы изрядно сократилось — не все оказались в состоянии
выдержать прессинг экономических реформ, а выстоявшие лидеры
отечественной индустрии теперь именуются хозяйствующими субъектами, и от
того, насколько успешно осуществляется их хозяйствование, зависит
жизнь не только нашего города, но и всей области, экономический и технический
потенциал которой они по-прежнему определяют.

Но какие бы коррективы ни вносило время в названия китов братской
промышленности, в чьей бы собственности они ни находились, они остаются
градообразующими предприятиями. И не только потому, что город вокруг них
и строился, но и потому, что именно от них сегодня в значительной степени
зависит его существование. Это предполагает взаимную ответственность,
потому что любая проблема предприятия: спад производства, невыплата
заработной платы, сокращение рабочих мест — неизбежно становится
проблемой всего города. Поэтому так важны для города стабильность и
экономический рост на предприятии, тем более на градообразующем — таком,
как Братский ЛПК.

Что такое внешняя среда, знает каждый. «Внешняя среда» предприятия —
это внешние по отношению к нему силы: потребители, поставщики, торговые
посредники, инвесторы, конкуренты. С учетом условий этой самой «внешней
среды» принимаются все управленческие решения. Но внешняя среда, как
известно, имеет обыкновение оказывать на нас свое воздействие, и не всегда
благоприятное. Одно дело, когда воздействие это — реальные, объективно
развивающиеся рабочие процессы или вопросы, поддающиеся регулированию и
разрешению. И совсем другое, когда это влияние носит направленный
характер и имеет своей целью дестабилизировать ситуацию на предприятии.
Так сказать, издержки конкуренции, о которых немало говорилось в
марксистской политэкономии. Эта самая конкуренция может быть
цивилизованной — в упрощенном варианте этакое капиталистическое
соревнование под девизом «кто лучше?». Или не очень. Вариант не очень
цивилизованной конкуренции имеет свои преимущества: он не требует
значительных производственных затрат. Нет, известные издержки, конечно,
неизбежны, но они несопоставимы с тем моральным и экономическим
ущербом, который может быть нанесен конкуренту.

Именно такие методы сейчас используются против корпорации «Илим
Палп Энтерпрайз», в состав которой входит Братский лесопромышленный
комплекс. Компания с рабочим названием «Не дадим транснациональным
корпорациям уничтожить лесопромышленный комплекс России!» набирает
силу. Средства проверены временем и опробованы на других: изобилующие
полунамеками публикации в средствах массовой информации, стройные
колонны разного рода проверяющих, караваны миноритарных акционеров,
бредущих в суды с исками о защите права собственности, и завораживающий
своим проникновением в проблемы, нужды и чаяния далекой провинции
телепродукт. И цель этих действий — исключительно радение о благе
лесопромышленной отрасли и тех, кто в ней работает, и уж, конечно же, не
банальный передел собственности. А цель, как известно, оправдывает средства,
в том числе и те, что вкладываются в подобного рода компании.

«Благотворительный марафон» уже принес свои плоды. Ничто так не
вдохновляет, как первая победа. Приз победителям первого этапа марафона —
изрядный по размерам пакет акций Котласского ЦБК, одного из предприятий
корпорации «Илим Палп». Следующий этап марафона — Братский и Усть-
Илимский ЛПК.

Но только ли заботами о благе «нещадно эксплуатируемых»
корпорацией предприятий руководствуются организаторы марафона, или за
этим стоит что-то другое? Вот и работники Братского и Усть-Илимского ЛПК
как-то уж очень неадекватно реагируют на попытки «сделать им лучше».
Рабочие почему-то противятся своему освобождению от корпоративных уз. И
администрация Братска во главе с мэром города, и депутаты городской и
районной Дум тоже, вероятно, не разобрались в ситуации: подписывают
обращения к руководству страны с требованием дать объективную оценку
ситуации, сложившейся вокруг предприятий лесопромышленного комплекса.
Может быть, чего-то не понимают? Или наоборот — отлично отдают себе отчет
в том, что все происходящее есть не что иное, как борьба за передел
собственности, и достаточно перспективной собственности.

Самыми наглядными показателями эффективности производственной
деятельности отдельно взятого предприятия в отдельно взятом городе являются
увеличение выпуска продукции, объемы налоговых отчислений, рост
заработной платы, размеры инвестиций в развитие производства.

Братский лесопромышленный комплекс корпорации «Илим Палп
Энтерпрайз» в первом квартале 2002 года увеличил выпуск товарной продукции
на 28 процентов в сравнении с аналогичным периодом прошлого года.
Увеличение объемов выпуска продукции — это увеличение налоговых
поступлений в бюджет города, и вряд ли кому-то нужно объяснять, что значит
стабильное наполнение городского бюджета. В цехах и отделах Братского
ЛПК работает сегодня почти 13 тысяч человек — жителей города Братска.
Именно работают, зарабатывают и получают зарплату, обеспечивая 13 тысяч
семей горожан.

Средний размер заработной платы на БЛПК с начала текущего года
возрос на 27 процентов и составляет в настоящее время около 6500 рублей, и
увеличение заработной платы — это не разовая акция, а одна из составляющих
единой социальной политики корпорации «Илим Палп Энтерпрайз», в состав
которой входит и Братский ЛПК.

Финансовые инвестиции — это один из важнейших показателей
экономической эффективности. В 2002 году корпорация планирует
инвестировать в производство Братского ЛПК более 17 миллионов долларов.

Целью инвестиций является развитие производства, его реконструкция и
модернизация. Инвестирование как средство разорения — это исключительно
экстравагантный способ потратить деньги. Но едва ли можно заподозрить
руководство комплекса и корпорации в экстравагантности.

Результатом инвестиций становится увеличение выпуска продукции и
улучшение ее качества, повышение прибыли от ее реализации, рост налоговых
отчислений в бюджеты всех уровней, и в бюджет города в том числе, создание
новых рабочих мест, снижение уровня социальной напряженности.

Увеличение выпуска продукции, объемы налоговых отчислений, рост
заработной платы, размеры инвестиций в развитие производства — все это
позволяет говорить об эффективности производственной деятельности на
Братском ЛПК. И, на наш взгляд, именно этой эффективностью и можно
объяснить внезапную активизацию «внешней среды». Потому что
неэффективное предприятие никакой внешней среде неинтересно.

Читайте также

Подпишитесь на свежие новости

Мнение
Проекты и партнеры