издательская группа
Восточно-Сибирская правда

Виноградникам нефтепровод не помеха

  • Автор: Татьяна ЛУКАНКИНА, журналист

На днях из Словакии вернулась российская делегация, в состав которой вошли известные ученые, экологи, представители власти и журналисты из Бурятии, Читы и Иркутской области.

Путешествие в Восточную Европу было отнюдь не случайным. Российская
нефтяная компания «ЮКОС», выступившая инициатором строительства
нефтепровода из России в Китай, является еще и стратегическим инвестором
словацкого акционерного общества «Транспетрол». Десять лет назад АО
«Транспетрол» было создано для транспортировки нефти и ее хранения, в
том числе для нужд Госрезерва Словакии. В апреле 2002 года завершилась
сделка по продаже «ЮКОСу» 49% акций. Контрольный пакет остался в
собственности Министерства экономики Словакии, а россияне приняли на
себя управление акционерным обществом. Их основная задача — обеспечить
проектную мощность трубопроводной системы страны при соблюдении
европейских природоохранных требований. В общей сложности через
словацкие участки нефтепроводов «Дружба» и «Адрия» можно прогонять
25,5 миллиона тонн нефти в год, но сейчас они загружены меньше, чем на
половину.

Как сказал в своей приветственной речи гостям генеральный директор АО
«Транспетрол» Штефан Цуц, приход НК «ЮКОС» открыл для Словакии новые
реальные возможности интеграции в развитые европейские и мировые
нефтяные рынки.

Однако присутствие в Европе российских нефтяников — не единственный
повод для визита в Словацкую республику. Нефтепровод «Дружба»,
протяженность которого на словацкой территории составляет 515
километров, в свое время проектировался нашим институтом
«Гипротрубопровод». Именно эта проектная организация сейчас
просчитывает строительство нефтепровода из Ангарска в КНР. Не зря в
состав российской делегации вошли представители трех сибирских регионов,
по территории которых пройдет китайская труба.

За пять дней мы объехали едва не всю Словацкую республику, побывали на
объектах нефтепроводной системы, убедились в надежности и абсолютной
безопасности нефтяных магистралей, находящихся в собственности НК
«ЮКОС».

Оказалось, что Словакия — это не только вкусное пиво, виноградники и
средневековые замки. Многие из нас открыли для себя страну удивительно
трепетного отношения к родной земле. Министр экологии СР Ладислав
Миклош заверяет, что словацкий закон об охране окружающей среды и
природы, принятый всего пару недель назад, считается наиболее
современным в Европе. Но дело не в этом. В любое время суток здесь
блестят чистотой не только городские улочки, но даже шоссе, на обочинах
которых то там, то здесь стоят урны. Местные жители вежливо, но
решительно пресекали наши попытки окунуть руки в озера знаменитой
курортной зоны Высокие Татры. Дай словакам волю, они запишут в мировое
природное наследие каждую пядь своей земли. Хотя и без того на
территории, в пятнадцать раз меньшей, чем Иркутская область, выделено 900
(!) природоохранных зон.

В заповедную область Словакии — Словенский Крас въехать можно только по
особому разрешению, о чем путников предупреждают специальные
таблички. Эта зона включена в программу ЮНЕСКО «Человек и биосфера».
В том числе Силицкая равнина, которую посетила наша делегация, считается
мировым наследием ООН. Здесь нас встречал директор заповедника инженер
Килик. Он рассказывал о редких представителях фауны и флоры и называл
еще одну местную достопримечательность — нефтепровод «Дружба». На
фоне бескрайних лугов трасса выделяется более насыщенным цветом
высокой сочной травы. О том, что под землей проложен нефтепровод, можно
судить так же по железобетонным плитам на пересечении с грунтовой
дорогой и крохотным домикам, в которых компьютеры следят за процессом
перекачки нефти. Без этих «улик» определить расположение столь
значительного промышленного объекта просто невозможно.

Одним из сложнейших участков трассы считается переход реки Ваг — самой
крупной в Словакии. Но и здесь следы нефтепровода удается разглядеть с
большим трудом. Труба проложена под руслом реки на двухметровой
глубине, а сверху засыпана камнями. Не удивительно, что словаки иногда и
не подозревают об этом соседстве.

Зато каждый метр трубопровода находится под неусыпным вниманием
обслуживающего персонала. Десять лет компания «Транспетрол» потратила
на внедрение в своем хозяйстве современной автоматической защитной
системы. В прошлом году была завершена прокладка оптоволоконного
кабеля, обеспечивающего мгновенную передачу информации с любого
отрезка магистрали оператору.

На насосно-перекачивающей станции в городе Тупа словаки
продемонстрировали нам эту систему в действии. Мониторы отражают
состояние труб, насосных станций, резервуаров. Давление и температура в
норме. Задвижки, которыми труба разбита на отрезки от 3 до 15 километров,
открыты. В шахтах нет ни воды, ни нефти. На изменение давления в пол-
атмосферы система моментально отреагирует сигнализацией. Одно нажатие
клавиши позволяет за секунды блокировать проблемный участок.

Еще более точная и очень дорогая система LEOS, разработанная всемирно
известной фирмой «Сименс», контролирует зоны повышенного
экологического риска: заповедник Словенский Крас и подземный резервуар
питьевой воды возле словацкой столицы. Даже микроскопическое
повреждение трубы не останется незамеченным. Правда, если не считать
лабораторных испытаний, у сотрудников «Транспетрол» была всего одна
возможность убедиться в надежности системы. Два года назад LEOS
передала оператору сигнал опасности. В считанные минуты специалисты
вычислили точку предполагаемой аварии, а когда прибыли на место, то
обнаружили кучу навоза. Система отозвалась, когда в результате гниения
концентрация углеводородов вблизи нефтепровода превысила заданные
параметры.

«Благодаря Богу, мы имеем «Транспетрол», — заявил, принимая гостей из
России, мэр района Шаги господин Жолнай. Нефтепровод для словаков — это
рабочие места, высококвалифицированные пожарные части, материальная
поддержка социальной сферы и никакой опасности. За сорок лет
эксплуатации магистрали «Дружба» здесь произошло только одно ЧП. В
1965 году во время «тысячелетнего паводка» на протоке Слана вырвало
участок трубы. Аварию ликвидировали в течение недели, на переходах рек
трубопровод укрепили дополнительно. Сегодня об этом происшествии
помнят лишь специалисты.

В соответствие с отчетом компании «AEA Technology plc.», акционерное
общество «Транспетрол» применяет самые эффективные меры по
предупреждению отрицательных воздействий на окружающую среду.
«Транспетрол» первым в Центральной Европе получил сертификат на
соответствие международному экологическому стандарту управления ISO
14001 всей системы транспортировки нефти, включающей собственно
нефтепровод, а также насосные станции, резервуары и пункт учета нефти. В
модернизацию производства словацкая компания собирается еще
инвестировать более 75 миллионов долларов. Значительная часть этих трат
связана с экологическими мероприятиями. В этом компанию «Транспетрол»
всецело поддерживает ее стратегический инвестор НК «ЮКОС».

— Мы показали вам, — сказал в своей заключительной речи генеральный
директор АО «Транспетрол» Штефан Цуц, — что и в густонаселенных
районах и в разных геологических условиях можно построить нефтепровод,
который не оказывает влияния на окружающую среду, не угрожает природе,
населению и технической инфраструктуре страны.
Со своим соотечественником согласен министр экологии Словацкой
республики Ладислав Миклош. По своей научной работе господин министр
хорошо знаком с Сибирью. Он уверен, что при внедрении современных
технологий и у нас можно эксплуатировать нефтепровод с нулевыми
экологическими рисками.

Читайте также

Подпишитесь на свежие новости

Мнение
Проекты и партнеры