издательская группа
Восточно-Сибирская правда

Умеющий слушать да услышит

  • Автор: Татьяна ЛУКАНКИНА

Нефтяная компания ЮКОС начала знакомить широкую общественность со своим проектом строительства нефтепровода из Ангарска до Дацина (КНР). 12 июля общественные слушания по оценке воздействия проекта на окружающую среду состоялись в Чите. 16 июля проектировщики и эксперты отвечали на вопросы жителей Джидинского района Бурятии. 25-26 июля Государственный комитет РФ по охране окружающей среды, НК ЮКОС, АК Транснефть проведут общественные слушания в Ангарске. В канун этих мероприятий мы поинтересовались у известных в области людей их отношением к российско-китайскому проекту.

Сергей ШИШКИН, спикер Законодательного собрания Иркутской
области:

— НК «ЮКОС» — серьезная компания, которая занимается не только
нефтепереработкой, но и продвигается на новые рынки. Этот
проект связан с инвестициями в область, созданием рабочих
мест, что для Приангарья очень хорошо. Главное, чтобы не была
нарушена безопасность экологической среды.

Юрий ФАЛЕЙЧИК, председатель комитета по собственности ЗС:

— Эта трасса может служить основой для увеличения товарооборота
с Китаем. Нефтепровод потенциально расширит рынки сбыта, а значит,
увеличит в перспективе загрузку АНХК. Есть и геостратегический
плюс проекта. Взаимоотношения с Китаем всегда выстраиваются
сложно, долго, не в один этап. ЮКОС среди всех российских
компаний фактически лидер в этом плане. Они продвинулись
очень далеко… Надо понимать особенности Китая. Там одни
чиновники и одни планы учитывают возможности российского
экспорта, в том числе газа. Иначе говоря, пройдет ЮКОС,
пройдут и остальные. Можно сказать, что нефтепровод ЮКОСа
прорубает окно в Азию. Сложная трасса, которую пробивает
ЮКОС, позволит преодолеть технологические и организационные
проблемы. Она создаст условия для продолжения нефтепровода
дальше, вдоль Транссиба, на Находку. Наконец, создание
инфраструктуры стимулирует освоение местных нефтяных
и газовых месторождений всей Восточно-Сибирской зоны.

Сергей БРИЛКА, заместитель главы администрации Иркутской
области:

— Мне будет интересно побывать на общественных слушаниях
и подробней узнать о проекте. Мое отношение к проекту
положительное, как человека, работающего в администрации
и желающего развития Иркутской области. Все, что касается
недр, которые можно использовать цивилизованно — это благо.
Это благо для населения области, страны. Южный проект никак
не минует Ангарск, нашу нефтехимическую компанию. Поэтому
получит существенное развитие АНХК. Разумеется, это еще
и дополнительные рабочие места.

Виталий ШУБА, заместитель председателя бюджетного комитета
Государственной думы РФ:

— Если по территории Иркутской области пройдет нефтепровод,
то регион должен будет воспользоваться ситуацией. Благодаря
этому проекту областной бюджет может получить некий платеж.
Материальную выгоду должны получить и территории, по которым
непосредственно будет проложена труба. Главное условие
— разработчики обязаны создать комплекс мер по обеспечению
безопасности Байкала, ведь нефтепровод пройдет вблизи озера.

Ирина ДУМОВА, зав. отделом региональных, экономических
и социальных проблем при президиуме Иркутского научного
центра СО РАН:

— Вне всякого сомнения проект в экономическом плане перспективный.
Наличие нефтепровода обеспечит наличие дорог, начнут
развиваться информационные пути. Строительство и содержание
нефтепровода будет на мировом уровне, следовательно,
и экономика области подтянется к этим стандартам. Обязательно
буду участвовать в общественных слушаниях.

Евгений КАНУХИН, мэр Ангарского муниципального образования:

— У меня единственное пожелание, чтобы этот проект скорее
претворялся в жизнь. Ведь в наш регион придут большие инвестиции.
Ангарск — отправная точка нефтепровода, значит, здесь
будет большая транспортная развязка, узел учета нефти,
возможно, какая-то управляющая организация. Все они будут
зарегистрированы в нашем муниципальном образовании, стало
быть, ангарская казна пополнится их налоговыми отчислениями.
Для строительства и эксплуатации нефтепровода потребуются
высококлассные работники. Чем выше будет их зарплата,
тем значительнее поступления налога на доходы физических
лиц. Кроме того, нефтепровод будет проложен по нашей земле.
А арендная плата за землю, как и подоходный налог, входит
в пятерку основных источников дохода местного бюджета.

В этом проекте заинтересованы и ангарские предприятия,
не только строительные и транспортные, но также общепит,
медицина и другие. Нефтепровод — это занятость наших людей,
развитие инфраструктуры, дорог, связи. Кстати, китайский
город Дацин уже проявляет интерес к экономике Ангарска.
Недавно делегация из Дацина познакомилась с ангарскими
предприятиями. Думаю, совместный нефтяной проект поспособствует
установлению более тесных отношений между нашими городами.
Бояться трубы не надо. Посмотрите на Европу. Она, как паутиной,
затянута трубопроводами: нефтяными, газовыми. Я думаю,
что против китайского нефтепровода выступают люди,
не заинтересованные в промышленном развитии нашего региона.

Виктор СЕРЕДКИН, генеральный директор СПАО «Ангарское
управление строительства»:

— Как руководитель предприятия, как член Союза промышленников
и предпринимателей, как житель Иркутской области я поддерживаю
идею российско-китайского нефтепровода. Это ведь большая
работа не только для строителей. Хотя такой проект, безусловно,
даст толчок к развитию областной стройиндустрии, которая
сейчас задействована лишь на 10-20%. Даже такое мощное
предприятие как СПАО «АУС» сегодня использует всего 35-40%
своего потенциала. Наше предприятие непременно будет участвовать
в тендерах на подряды. Мы выполняем полный строительно-монтажный
цикл от разработки грунта до сдачи объекта в эксплуатацию
и готовы взять на себя весь объем этих работ по Иркутской
области. Тем более, что опыт по строительству трубопроводов
у нас есть. В 80-х годах мы сооружали керосинопровод из Ангарска
в иркутский аэропорт и этиленопровод на «Саянскхимпром».
Уверен, что при использовании современных технологий нефтепровод
в Китай можно сделать абсолютно безопасным. Мы должны
приветствовать любое маломальское развитие производства
в регионе. А уж тем более такой грандиозный проект.

Анатолий МАЛЕВСКИЙ, заместитель начальника департамента
региональных ресурсов по экологии администрации
Иркутской области:

— Будет замечательно, если при строительстве и эксплуатации
трубопровода «Россия-Китай» нефтяная компания ЮКОС будет
применять те же технические решения, что и на других своих
нефтепроводах. Например, в Словакии, где ЮКОС является
совладельцем всей нефтепроводной системы страны, труба
проходит по густозаселенным территориям, пересекает
заповедники и национальные парки. Благодаря новейшим мерам
мониторинга и управления там создана очень надежная схема
транспортировки нефти. Этот опыт обязательно должен использоваться
при реализации российско-китайского проекта. Конечно,
у нас более сложные условия: вечная мерзлота, высокая
сейсмичность. Думаю, что проектировщики учтут это и разработают
дополнительные мероприятия. Нужно обратить особое внимание
на обеспечение безопасности водотоков. В Словакии на переходах
рек используется технология «труба в трубе», а в зонах
повышенного экологического риска применяется система
«Леос», моментально реагирующая на самые мизерные утечки.
При аналогичной технической проработке можно обеспечить
безопасность нефтепровода и у нас.

Станислав МАКАРОВ, сотрудник института географии СО РАН:

— Я был в Словакии и не заметил воздействия на нефтепровод
никаких экогенных геологических факторов (эрозия, оползни).
Инфраструктура построена по передовым технологиям. Главное,
что бросается в глаза: там работают не на ликвидацию последствий
аварий, а на их обнаружение и предотвращение. Это очень важно.
На нефтепроводе высокая технологическая дисциплина. Нет ни запахов,
ни чувства, что вы находитесь рядом с опасным производством.
Я, думаю, ЮКОС заинтересован в создании здесь такой же современной
магистрали. При соответствующей научной проработке этого
можно добиться.

Читайте также

Подпишитесь на свежие новости

Мнение
Проекты и партнеры