издательская группа
Восточно-Сибирская правда

По всей земле твои питомцы, Иркутский университет...

Когда в 1937 году был издан указ о создании нашей области, Иркутский государственный университет готовился отпраздновать двадцатилетие со дня своего основания. Уже тогда он был одним из лучших советских вузов. А сегодня "гос", как называют его студенты, входит в число крупнейших и престижнейших классических университетов России. И можно без малейшего преувеличения сказать, что Иркутский государственный университет всей своей историей, своими достижениями, преподавателями, учеными и студентами в полной мере отражает лицо области. Его выпускники работают не только в большинстве регионов нашей страны, но и далеко за ее пределами - в Китае и Монголии, Германии и Вьетнаме, в странах Латинской Америки и Израиле. Не случайно студенты поют в своем гимне: "По всей земле твои питомцы, Иркутский университет...".

Наш корреспондент Владимир КИНЩАК беседует с
ректором ИГУ, профессором Александром СМИРНОВЫМ.

— Владимир Иванович, различных направлений в жизни
университета очень много. На всех просто невозможно
остановиться. Хотел бы услышать ваши вопросы.
Постараюсь на них ответить. Но вначале хочу сказать
о самом главном. Что остается неизменным на
протяжении уже почти 85 лет в университете? Это
— дух университета. Его традиции, которые прежде
всего заключаются в высочайшем профессионализме, в
высочайшей нравственности, самоотверженности,
патриотизме наших профессоров, преподавателей,
сотрудников. Дух университета и в том, что мы все,
преподаватели и сотрудники, любим главного человека
в университете — студента.

— А как вы оцениваете качество нового набора?

— Во-первых, и это очень важно, университет не пошел
по пути коммерциализации образования. Конечно, нам
выгодно принять как можно больше студентов с полным
возмещением затрат. Но при этом ни в коем случае
нельзя забывать, что мы — государственный
университет и обязаны заботиться о том, чтобы
одаренная молодежь из малообеспеченных семей смогла
получать высшее образование. Поэтому в этом году
увеличили прием на государственные места.

Что касается наших первокурсников, а мы приняли в
этом году 960 человек, то скажу откровенно: ребята
славные, способные, хорошо подготовлены. Видимо,
этому способствует и то, что университет имеет семь
базовых школ, в которых преподают наши ведущие
профессора и преподаватели. Еще около двадцати школ
области постоянно с нами сотрудничают. Таким образом
решается ряд задач, связанных с развитием системы
непрерывного образования. Надо сказать, что это и
один из путей построения собственного
информационно-учебного поля Иркутского университета.
Ту же цель преследуют наши филиалы. До этого года
был только один — в Братске. В этом году мы открыли
еще один — в Ангарске. Наши планы создания сети
филиалов распространяются и за пределы России. Идут
переговоры об открытии филиала ИГУ в Улан-Баторе.
При этом мы решаем две задачи: увеличиваем число
студентов и одновременно создаем для этих студентов
комфортные условия. Они учатся без отрыва от семьи в
родном городе.

В числе поступивших в университет значительное число
занимают медалисты. Впрочем, хочу заметить, что не
все, кто получил в школе медали, выдержали
конкурсные экзамены. Среди первокурсников много
победителей различных олимпиад — районных и
городских, областных, всероссийских. Кстати, вы,
наверное, слышали о телевизионной программе «Шанс»
на ИГТРК? Ее ведет наш выпускник. Проект оказался
интересным не только для школьников, но и для
учителей школ, преподавателей университета.
Победители этого многоступенчатого конкурса стали
студентами ИГУ вне конкурса.

— Думаю, что «Восточно-Сибирская правда» опередила
ИГТРК. В нашем приложении «Отчий край» проводится
историко-краеведческий конкурс для старшеклассников.
Победитель получает студенческий билет без
вступительных экзаменов. Руководит этим проектом
профессор ИГУ Лев Дамешек…

— Согласен. Такие конкурсы очень перспективны. Они
прежде всего дают дополнительный шанс для сельской
молодежи. Это очень важно. Ведь юношей и девушек из
села, к сожалению, так мало среди наших студентов.
Причин много. Одна из них — недостаточный уровень
преподавания в сельских школах. Вот почему мы
реализуем перспективный, на мой взгляд, проект
целевой подготовки сельских учителей. Не случайно мы
сотрудничаем с Ангарским педагогическим училищем
номер один. На протяжении трех лет ведущие
преподаватели университета вели там занятия. И 27
выпускников училища поступили на третий курс
университета в этом году.

— А что у вас нового в самом учебном процессе?

— Открыты новые специальности. Введено большое
количество новых спецкурсов. Значительное внимание
преподавательский коллектив уделяет новым
информационным технологиям.

Подмечу еще очень интересную деталь. Все большее
пространство в самом образовательном процессе,
научных исследованиях занимают вопросы и решение
проблем интеграции естественно-научных и
гуманитарных знаний. Мы наблюдаем удивительное
явление — гуманитаризацию естественных факультетов,
а с другой стороны, гуманитарии пользуются
компьютерной техникой, интересуются математикой,
информатикой.

У нас открыт виртуальный университет. Создаются
программы и курсы лекций, которые позволят любому
студенту изучать любой предмет с помощью компьютера.
Открытый виртуальный университет делает высшее
образование доступным практически для каждого
человека, желающего учиться.

За последний год мы довели число компьютерных
классов с выходом в Интернет до 31. Это позволяет
проводить занятия в мировом информационном
пространстве, пользоваться, не выходя из класса,
фондами многих научных библиотек России и других
стран.

— Кстати, о библиотеке. Я слышал, что она переходит
на электронный каталог?

— Место нашей библиотеки, которую студенты с любовью
называют «фондочка», в учебном и научном процессе
трудно переоценить. Она вышла на совершенно новый
уровень работы, основанный на современных
информационных технологиях. Создается электронный
каталог всей литературы, который позволяет с любого
университетского компьютера, включенного в сеть,
найти необходимые издания. Более того, наша
библиотека вошла в сеть компьютерных библиотек
России и других стран, что позволяет обмениваться
через Интернет фондами. Все эти новшества
значительно расширили доступ к специальной
литературе нашим профессорам, аспирантам и
студентам. Развитию библиотеки способствует и то
обстоятельство, что она выиграла шесть грантов и
проектов Института открытого общества.

— А как со строительством нового здания для
библиотеки ИГУ?

— Совсем недавно стоял вопрос о консервации этой
идеи. А сейчас хотя и небольшие средства, но
поступают. Кстати, хочу подчеркнуть очень важную
мысль: если раньше мы строили исключительно
университетскую библиотеку, то новый проект
предусматривает строительство здания библиотеки
государственного университета и областной библиотеки
им. Молчанова-Сибирского. Такое решение оптимально и
для наших студентов, и для жителей Иркутской
области. При этом важно отдметить, что областная
администрация планирует частично финансировать этот
проект.

— Александр Ильич, знаю, что для университета
научные исследования имеют большое значение…

— Убежден: без науки невозможен и учебный процесс.
Многие профессора и преподаватели — и что особенно
важно, молодые по возрасту — участвуют во многих
международных, всероссийских проектах и программах.
Они получили финансирование для своих исследований.

В научной работе принимают участие и студенты. Они
выезжают на олимпиады и конкурсы в другие страны и
города. Нас радует, что многие из них занимают
призовые места.

Весьма напряженно и продуктивно работают советы по
защитам кандидатских и докторских диссертаций.
Только в этом году докторами и кандидатами наук
стало около тридцати человек. При этом отмечу, что в
наших советах защищают диссертации ученые из многих
городов Сибири и Дальнего Востока.

— Александр Ильич, университет известен своими
международными связями…

— Они продолжают расширяться. Здесь два направления
— учебный процесс и научные исследования.

Если говорить об учебной стороне дела, то мы
вступили в Северовосточный форум университетов Азии.
Этот форум в апреле проходил на Тайване. Я принимал
в нем участие. Речь шла о разработке общих
стандартов подготовки специалистов. Чтобы студент из
Китая, Кореи, Японии мог приехать на работу к нам, а
выпускник Иркутского университета мог бы,
соответственно, работать в этих странах.

Подписаны договоры о дальнейшем сотрудничестве с
ведущими университетами Франции, Японии, Кореи,
Китая, Австралии и многих других стран.. Вот на днях
пришел факс из университета в Анкаре с предложением
обсудить возможности совместной работы. Наши
студенты проходят полуторагодичное обучение в
Пхеньяне (Корея), Шеньяне (Китай). В свою очередь,
иностранные студенты учатся в нашем университете. По
международной программе с Мэрилендским университетом
(США) студенты получают два диплома бакалавра —
российский и мэрилендский.

Научные международные связи не менее обширны.
Отрадно, что мы провели ряд значимых международных
научных конференций. В международном симпозиуме по
математике принял участие известный ученый, декан
математического факультета Олег Владимирович
Васильев.

В Каннах проводился международный конгресс под
эгидой ЮНЕСКО по проблемам чистой воды. На нем мы
представили пять докладов.

Савойский университет (во Франции) организовал
«Институт горы», деятельностью которого должно стать
международное сотрудничество в реализации
обширнейшей программы. Социальные проблемы,
ландшафт, использование природных ресурсов, горные
озера… Программа затрагивает практически все
направления человеческой деятельности в горной
местности. Французы пригласил нас в качестве
соучредителя. Сейчас я вхожу в правление этого
института, в который кроме нашего, единственного
российского университета, входят университеты
Франции, Италии, Швейцарии и других европейских
стран. Более тридцати университетов. По этому
институту мы выиграли два проекта. Это уже
характеризует научный потенциал университета.

— Год назад мне пришлось пройти по университетским
корпусам. Некоторые из них давно нуждаются в
капитальном ремонте…

— Вы правы. В нашем хозяйстве было много
неприглядных, требующих реставрации зданий. Меня
радует, что сейчас у нас появилась возможность
взяться за них всерьез и наши старинные корпуса
обретают достойный вид. Сегодня студенты по большей
части занимаются в современных, хорошо оборудованных
аудиториях.

— Скажите, Александр Ильич, а какое место занимает
сегодня ИГУ в рейтинге российских университетов?

— Если раньше в России числилось 38 классических
университетов ( без университетов Москвы и
Ленинграда) и мы входили в первую десятку, то
сегодня положение изменилось. Статус университета
был присвоен многим вузам. Сегодня в рейтинге
участвует 63 университета, в число которых включены
и мощные столичные вузы. Мы входим в двадцать
ведущих университетов России.

Читайте также

Подпишитесь на свежие новости

Мнение
Проекты и партнеры