издательская группа
Восточно-Сибирская правда

Рисковать не имеем права

  • Автор: Тамара Андреева ("Гудок")

На очередном заседании отраслевого штаба реформирования под председательством
министра путей сообщения РФ Геннадия Фадеева обсуждались проблемы разделения
функций между МПС и создаваемым ОАО «Российские железные дороги» и другие
мероприятия, которые необходимо провести перед регистрацией нового акционерного
общества.

Как известно, это произойдет в начале будущего года. Точную дату назвать трудно:
пакет законопроектов, обеспечивающих структурную реформу железнодорожного
транспорта, готовится ко второму чтению в Госдуме. Тем не менее министр считает, что
уже сегодня нужно проанализировать готовность к переходу на новую структуру. А тем,
кто все еще сомневается в том, что это рано или поздно случится, он сказал:

— У жизни не бывает остановки. Хотя когда пуповина приросла к одной структуре, то
рвать ее очень трудно. Но надо себя психологически перестраивать. К тому же все
это совершается не в один день и час. Надо сделать так, чтобы переход в новое
качество был плавным и как можно более незаметным как для клиентов железных
дорог, так и для самих железнодорожников.

Геннадий Фадеев вспомнил, как в свое время на железных дорогах поезда стали
ходить без кондукторских бригад. Это тоже была в своем роде «революция», хотя и
меньшего масштаба. И состояние у людей было то же самое: а как без них работать? А
если что случится? Но потом привыкли.

Самое главное — точно выверить и продумать каждый шал. Взять, например, статус
новых «кондукторов». Руководитель Департамента экономики Борис Лапидус сказал, что
этот вопрос уже поднимался на совещании в Санкт-Петербурге: как обеспечить
безболезненный переход людей из одной структуры в другую, не ущемив их права и не
затратив на это лишних средств?

И круг проблем этим не исчерпывается. Нужно продумать и новый статус
налогоплательщика для ОАО «РЖД», по возможности расплатившись со старыми
долгами, чтобы предохраниться от исков кредиторов и не рисковать имуществом.
Отраслевой профсоюз тревожит и такой немаловажный нюанс: станет ли компания
«РЖД» правопреемником МПС по выполнению Тарифного соглашения, и каковы будут
социальные гарантии? Впрочем, против этого, кажется, никто не возражает.

Вопросы, вызвавшие больше всего споров, касаются идеологии реформ. Их высказал
первый заместитель министра путей сообщения Владимир Якунин: как трактуется
процесс преобразования МПС в ОАО «РЖД» и можно ли «приватизировать»
имущество, если собственник ничего с ним делать не сможет — ни продать, ни отдать в
залог? Однозначный ответ представителя Компании развития бизнес-систем никого не
удовлетворил. Сошлись во мнении, что всему виной узость законодательства, в котором
все, что связано с отчуждением и передачей имущества, сегодня трактуется однозначно
как «приватизация». «Особые условия» передачи имущества железных дорог в ОАО
«РЖД» в нем явно не учитывались.

Компания развития бизнес-систем была привлечена в качества консультанта для
просчета возможных рисков при переходе от старой структуры к новой. Кроме
законодательных проблем, по мнению консультантов, нужно еще решить и ряд
технических. К примеру, перед регистрацией ОАО «РЖД» по закону требуется провести
инвентаризацию имущества, подготовить акты, оформить паспорта объектов и документы
на землю, а также пригласить оценщиков, чтобы определить рыночную стоимость всего
того, что передается в уставной капитал акционерного общества. Процедура эта
длительная (объектов более миллиарда!) и весьма дорогостоящая. К тому же есть ряд
объектов, права собственности государства на которые юридически не оформлены, а по
закону это необходимо.

Есть проблемы и с соцкульбытом, в частности с учреждениями, которые не войдут в
состав акционерного общества. Их изъятие и приватизация в действующем законе не
прописаны. Есть «белые пятна» в законодательстве также и по порядку передачи
налоговых обязательств старой структуры новой. Хотя, казалось бы, тут неясностей быть
не должно, поскольку новая компания будет правопреемником МПС во всем, что касается
хозяйственной деятельности. Есть сложности и с вхождением в ОАО отраслевых НИИ —
это чревато потерей статуса и аккредитации их в качестве научно-исследовательских
учреждений. Впрочем, безвыходных ситуаций не бывает. Наверняка и тут найдется свое
решение.

Как заметила заместитель министра путей сообщения Анна Белова, ставилась цель
посмотреть критическим взором со стороны и выявить «узкие» места, которые могут
затормозить процесс реформ. Последнее, по ее мнению, объем проделанной работы по
созданию законодательной базы реформ.

На заседании штаба обсуждалось также, каким будет обновленное Министерство путей
сообщения и какие функции возложат на этот федеральный орган управления
железнодорожным транспортом. А их немало: контроль за обеспечением безопасности
движения, лицензирование деятельности в сфере перевозок, взаимодействие с
таможенным органами и многое другое. Главное требование: должна быть создана
оптимальная структура, имеющая реальные рычаги власти.

…В целом эта работа напоминает добычу руды: за одним пластом проблем открывается
новый пласт. Очень уж непростая это задача — реформирование главного транспорта
страны.

Тамара Андреева («Гудок»)

С 1 по 3 октября в Адлере состоялось объединенное заседание Академии творческой
педагогики и редакции издания «Педагогический вестник».

В рамках этого форума проходило вручение дипломов, один из которых заслуженно
получила директор иркутского железнодорожного лицея N 42 Лидия Иннокентьевна
Найманова. Диплом члена-корреспондента Академии творческой педагогики по
отделению «Педагогика школы и семьи» дает право не только вести научную работу,
отправлять статьи в академию, но и защищать ученые степени, участвовать в
экспериментах академии. Статьи о лицее в «Педагогический вестник» могут теперь
отправлять все преподаватели лицея.

В настоящий момент готовится к выпуску педагогическая энциклопедия, в
которой будет опубликован список лучших школ России. Почетное место в нем занимает
лицей N 42 ст. Иркутск-Пассажирский ВСЖД.

Алина БОЯРКИНА.

Читайте также

Подпишитесь на свежие новости

Мнение
Проекты и партнеры