издательская группа
Восточно-Сибирская правда

Земля! Земля!..

  • Автор: Владимир ГАЛКИН

Северный флот находится в критической ситуации: 46 теплоходов
класса «река-море» отданы в аренду иностранным или оффшорным
компаниям или уже проданы им. Акционеры, в том числе и государство,
лишились возможных прибылей, а виноватые до сих пор не призваны к
ответственности… Пусть даже сменится руководство — что смогут
сделать новые люди, получив столь тяжелое наследство?

Однако оказалось, что выход из непростой ситуации все-таки есть. И, по словам
Ри Бон Хи, акционера КРЭБ и АРЭБ, для того, чтобы поправить положение,
необходимо предпринять ряд элементарных мер.

— Ситуация и в самом деле непростая, — рассуждает Ри Бон Хи. — Объем
грузоперевозок на Лене в последние годы сократился в 5-6 раз. Работы нет —
значит, нет денег. Единственный реальный способ заработать — возить грузы
по морю. И теплоходы стали сдаваться во фрахт зарубежным и оффшорным
компаниям. Но на условиях, которые иначе как кабальными не назовешь.
Арендатор брал на себя обязательства по ремонту и техническому
обслуживанию теплоходов… в счет погашения арендной платы. Понимаете?
Считалось, что, отремонтировав судно, фрахтователь расплатился с
судовладельцами за месяцы, а то и годы работы на теплоходе. На взятом в
аренду судне перевозились грузы, не бесплатно, разумеется, — за хорошие
деньги, а КРЭБ и АРЭБ не получали ничего!

Более того, ничего не зарабатывали и моряки. Истории про то, что «не хотели», я
отбрасываю сразу. Хотели, но не смогли. Бербоутный чарт не предусматривает
наем команды судна. На наших теплоходах трудятся моряки Риги,
Владивостока, Одессы… В черноморских, балтийских, тихоокеанских портах
выстраиваются очереди, потому что работа на заграничных рейсах оплачивается
в валюте. Капитан зарабатывает за месяц около 1000 долларов, офицерский
состав — 700-800, моряки — 500-600. Нетрудно посчитать, сколько заработает
команда, если рейс будет длиться полгода…

Чем наши моряки хуже? Почему они не могут обслуживать свои теплоходы во
время заграничных рейсов? А потому, говорят руководители обеих РЭБ: у кого-
то не в порядке документы, кто-то не знает иностранного языка, кого-то жена не
пускает. Все ерунда! Было бы желание — возможность представится. Выправить
документы — не такое уж сложное дело, с иностранным языком тоже можно
помочь: морякам ведь не перед Сенатом выступать, элементарных курсов хватит.
Ну а насчет жен… На мой взгляд, лучше пусть муж отправляется на заработки,
чем будет сидеть дома и на голодных детей смотреть. Да если муж денег
добудет, жена его еще больше любить станет, так ведь?

То есть выход — вот он, рядом. Если КРЭБ и АРЭБ станут заниматься морскими
грузоперевозками самостоятельно, будет и морякам зарплата, и акционерам
прибыль. А продавать корабли — это просто преступление. Все равно что курицу
прирезать, которая золотые яйца несет.

… Позволим себе подвести некоторый итог высказываний: на Лене сейчас
нет ни одного судна, принадлежащего КРЭБ или АРЭБ, — теплоходы класса
«река-море» либо проданы, либо сданы во фрахт на крайне невыгодных
условиях. В течение пяти лет руководство Киренской и Алексеевской РЭБ
осуществляет сомнительные сделки, которые ставят предприятия на
грань банкротства. При этом большинству акционеров о существующем
положении дел ничего не известно.

Читайте также

Подпишитесь на свежие новости

Мнение
Проекты и партнеры