издательская группа
Восточно-Сибирская правда

Лесные приоритеты "Илим Палп"

На прошлой неделе в иркутском Сибэкспоцентре завершила свою работу девятая традиционная выставка-ярмарка "Сиблесопользование-2002". Одной из наиболее широко представленных на ней компаний стало ЗАО "Илим Палп Энтерпрайз". Впрочем, это и неудивительно, учитывая, что "Илим Палп" входит в десятку мировых лидеров целлюлозно-бумажного производства, а большая часть его активов -- Братский и Усть- Илимский ЛПК -- находится в Иркутской области. Это означает, что Иркутская область представляет первостепенное значение для корпорации, и тем больший интерес вызывает сама компания в регионе.

Нужно сказать, что интерес к лесопромышленной корпорации «Илим
Палп Энтерпрайз» стал особенно заметным в последнее время. Вызван
он одновременно несколькими факторами. «Илим Палп» на
сегодняшний день является крупнейшей российской целлюлозно-
бумажной корпорацией, и при этом достаточно динамично развивается.
Корпорация имеет годовой оборот свыше миллиарда долларов и входит
в десятку крупнейших мировых компаний по запасам леса и объемам
лесозаготовок. Дальнейшие планы «Илим Палпа» еще более амбициозны:
выйти на первое место в Европе по производству товарной целлюлозы.

Не последним фактором, вызывающим пристальное внимание как
сторонних наблюдателей, так и заинтересованных структур, стала
борьба, которая до сих пор ведется вокруг активов корпорации, в частности в
Братске. Исход этой борьбы можно будет расценивать как
своеобразную лакмусовую бумажку, четко указывающую направление, в
котором развивается наша экономика. Несмотря на то, что процесс
далеко не завершен, «Илим Палп» первым в лесоперерабатывающей
отрасли заявил о намерении перейти на единую акцию, что
подразумевает выход на международный рынок ценных бумаг и
значительный рост капитализации компании.

Наращивать свой бизнес корпорация намерена в соответствии с планом
стратегического развития на пять лет. Планирование на среднесрочную
перспективу не является ноу-хау «Илим Палпа». Тем не менее
подобный подход к делу остается скорее исключением из правил среди
отечественных компаний подобного класса, а потому этот факт
заслуживает отдельного внимания. План открытый, недавно он был
представлен на четвертом международном лесопромышленном форуме в
Санкт-Петербурге. В нем выделяются три приоритетных направления —
экология, достижение проектных мощностей на основном производстве
и техническое перевооружение лесозаготовительной отрасли.

Справка

Сегодня «Илим Палп» производит 2,3 миллиона тонн продукции
различных видов в год. Через пять лет объем производства планируется
увеличить в два с половиной раза и выйти на 5 — 5,5 миллиона тонн.
Объем лесозаготовки в 1998 году составлял примерно 1,6 миллиона
кубометров древесины, в этом году — 5,9 миллиона, в 2007 году — 12-
12,5 миллиона кубометров. Степень обеспеченности
перерабатывающих мощностей собственным сырьем три года назад
составляла 21%, сегодня — 49%, контрольная цифра 2007 года — 70%.

Кардинальным образом планируется изменить технологию и структуру
труда, оборудования в лесозаготовительной отрасли. Именно здесь
наиболее сложные условия труда, высокая степень профессиональных
заболеваний и травматизма. В план заложено существенное усиление
социальной составляющей деятельности корпорации, в том числе и рост
заработной платы.

Один из ключевых моментов концепции пятилетнего развития —
отделение основного производства (а это производство целлюлозно-
бумажной продукции) от всех остальных направлений деятельности, в
том числе и от лесозаготовки. До недавнего времени лесозаготовители
«питались» конечным блюдом из целлюлозного котла. В результате
очень сложно было выделить затраты, приходящиеся именно на
лесников.

У «Илим Палпа» имеется три основные лесозаготовительные
предприятия — Усть-Илимское, Котласское и Братское. Первым из них в
самостоятельное юридическое лицо выделился Братский
лесозаготовительный комплекс, превратившись в ЗАО «УЛиЛ». Сегодня
«УЛиЛ» является крупнейшим лесозаготовительным предприятием
Иркутской области. После выделения целлюлозно-картонного
комбината «УЛиЛ» отработал более ста дней. «Самое главное, — считает
генеральный директор ЗАО «УЛиЛ» Николай Пономарев, — нам удалось
сохранить рабочий коллектив, сформировать управленческий персонал».
По итогам девяти месяцев заготовлено миллион двести тысяч
кубометров древесины, что на тридцать тысяч кубометров больше
соответствующего периода прошлого года. Немного снизилась
себестоимость древесины.

Однако, все это лишь капля в море по сравнению с тем, что предстоит
сделать братчанам. Перед «УЛиЛом» стоит конкретная задача. В течение
двух лет оно должно стать крупнейшим в России лесозаготовительным
предприятием. Дело осложняется тем, что предприятию нужно не
просто нарастить объемы производства, а увеличить их в несколько раз
за счет технического перевооружения. Для этого Братскому комплексу
нужно совершить техническую революцию местного масштаба.

Согласно планам «Илим Палпа», уже в следующем году Братский и
Усть-Илимский комплексы должны перейти на лесозаготовку с
применением иностранной техники. Корпорация планирует закупку
34 единиц техники для Братской и 30-34 для Усть-Илимской группы.
В прошлом году «Илим Палп» провел тендер на право поставки
профессиональной техники целевого проектирования для лесосечных
работ для Котласской лесозаготовительной группы. В тендере приняли
участие три фирмы. По итогам торгов победила финская компания
«Тимберджек», которая и поставила в Котлас девять машин. На этот раз
поставщик снова будет выбран по итогам тендера. Участвовать в торгах
смогут все компании, принимающие предварительные условия «Илим
Палп». Пока таких условий три: высокое качество машин, необходимый
уровень сервисного обслуживания и участие в подготовке кадров для
работы на новой технике.

Топ-менеджмент «Илим Палпа» обещает обойтись без принципиальных
кадровых изменений после внедрения нового оборудования. Рост
объемов заготовки планируется достичь исключительно за счет
повышения производительности труда. Сегодня в лесозаготовительной
отрасли работает более 11 с половиной тысяч человек. Заготавливают
они 5,9 миллиона кубометров древесины. На одного человека приходится
около 500 кубометров древесины в год. Это крайне низкий показатель. В
мире отчет деятельности лесозаготовителей начинается с тысячи
кубометров на одного работника. Такие результаты достигаются
за счет иного уровня механизации труда и освобождения от
непрофильных структур. Таким образом, если сопоставить данные с
учетом того, что в 2007 заготовка вырастет до 12 миллионов кубометров
в год, на одного работника будет приходиться чуть больше тысячи
кубометров. Цифры, вполне сопоставимые с мировыми.

Кадровой политике «Илим Палп» вообще уделяет повышенное
внимание, как теме важной и для отрасли, и для промышленности
страны в целом. Лесников, например, тревожит возникновение
десятилетнего разрыва между приходом в лесную отрасль молодых
специалистов с высокой степенью подготовки. Ключевые позиции на
производстве занимают люди, имеющие большой опыт, но
сформировавшиеся (и с точки зрения менталитета, и с точки зрения
практического подхода) в другой финансово-экономической реальности.
Молодежь приходила либо из иных отраслей, либо не имела подготовки
необходимого уровня.

Сейчас корпорация всеми силами пытается этот разрыв ликвидировать.
Один из конкретных шагов в этом направлении — поиск и отбор ярких,
заинтересованных студентов «лесных» вузов с последующим
трудоустройством. Причем не просто предоставление перспективной
работы в корпорации, а составление личной карьерной карты молодому
специалисту. Карта дает гарантию, что юноша или девушка пройдут
«экстерном» обязательные ступеньки карьерной лестницы не за 15, а за
5 лет. Речь идет не только о студентах, интересных с точки зрения
интеллекта, способностей и целеустремленности, но и с точки зрения
менталитета. Ребята, приехавшие учиться из лесных регионов,
совершенно иначе воспринимают «тему», чем мальчики и девочки из
столицы. Пока это только идея. Пробным шаром станет предложение о
сотрудничестве с Лесотехнической академией Санкт-Петербурга.

Покупка весьма дорогостоящей техники требует крупных
капиталовложений. Даже несмотря на планируемое использование
лизинговых схем, которые позволят уменьшить единовременные
затраты, средства нужно изыскать немалые. Топ-менеджмент «Илим
Палпа» уже заявил, что не удастся обойтись и без привлечения
кредитных ресурсов.

Впрочем, остается висеть в воздухе один немаловажный вопрос, от
которого во многом зависит воплощение в жизнь инвестиционных
проектов «Илим Палпа», — исход борьбы за активы. Процесс по переделу
собственности тянется до сих пор. Естественно, корпорация не станет
вкладывать деньги в производство на БЛПК до внесения полной ясности
в ситуацию. «Результатов процесса ждут акционеры, дирекция, ждут
потенциальные инвесторы, — говорит директор по
лесозаготовительному бизнесу «Илим Палпа» Дмитрий Чуйко. — То, что
мы инвестируем сегодня, и то, что пока планируем, — лишь половина
необходимого объема вливаний».

Программа стратегического развития «Илим Палпа», естественно,
базируется на существующих законодательных нормах, либо на том, что,
по мнению руководства корпорации, бесспорно будет принято в течение
ближайшего года-двух. Затянувшаяся работа по принятию нового
лесного законодательства остается чуть ли не самым слабым звеном в
работе всего лесного комплекса страны.

Работа над Лесным кодексом идет уже полгода. В Москве ее ведут целых
четыре рабочие группы экспертов — от Минприроды, Минэкономразвития,
Государственной Думы и Союза лесопромышленников. Каждая из них
вырабатывает свою редакцию Лесного кодекса. Все это разрозненные
усилия, и пока, как в басне Крылова, «воз и ныне там». «Я был на
рабочем заседании Госдумы и предложил прекратить дискуссию и
пойти тем путем, по которому один раз уже пошли при выборах папы
Римского. Назначить группу полноценных экспертов по каждому из
четырех ведомств, высадить их куда-нибудь в пансионат в Подмосковье,
создать условия для работы и жизни и запереть двери на ключ. Когда
сделают единый, удовлетворяющий все четыре ведомства проект, тогда
и выйдут».

Лесопереработчики неспроста готовы идти на крайние меры. Для них
этот документ жизненно необходим. Одним из основных способов
повышения капитализации компании остается скупка и освоение новых
активов. Для лесоперерабатывающей корпорации это, в первую очередь,
лес. Однако осваивать новые массивы она не может, во-первых, потому,
что в стране нет закона о концессиях, а во-вторых, потому, что большая
часть леса в стране остается экономически недоступной. Попросту
говоря, осваивать его не выгодно.

При существующей системе «Илим Палпу», например, нет резона
заготавливать лес в Эвенкии, хотя интерес к этому региону мог бы
появиться, и немалый. Мощности в Усть-Илимске расположены
недалеко от границы, лес в Эвенкии великолепного качества, развитие
лесозаготовки дало бы толчок социально-экономическому развитию
региона. Но для того, чтобы инвестор пошел в неосвоенный лес,
нужна гибкая система скидок и льгот. «Если бы нам дали концессию
объемом заготовок в два миллиона кубометров в Эвенкии и при
этом указали, какие перераспределения средств будут осуществляться
на основе договора, это был бы интересный для нас разговор, —
говорит Дмитрий Чуйко. — Например, вот такие платежи в бюджет мы
не делаем при условии, что направляем деньги на строительство
дорог».

По мнению Дмитрия Чуйко, экономически доступным лесом в
России можно считать лишь треть от общего объема. Если учитывать
эту цифру, то получится, что лесо-сырьевой потенциал страны не
780 миллионов кубометров в год, а всего 250. Можно вырубить все в
радиусе 80 километров от Братского ЛПК, и больше не получить
ничего. Поэтому на первый план выходит проблема стимулирования
освоения отдаленных районов лесозаготовки. По мнению лесников,
для этого нужно создать систему стимулов вложения инвестиций в
освоение недоступного сегодня леса. Прежде всего в развитие
инфраструктуры, а она не сводится к строительству дорог.
Продвижение в неосвоенный лес возможно только вахтовым методом.
Людям нужно создать нормальные условия жизни — связь,
электричество, горячая вода и так далее. В этом смысле далеко
продвинулся Усть-Илимский комплекс, где много внимания уделяют
созданию полноценной жизни в вахтовых поселках. Система
стимулов должна быть заложена в Лесном кодексе.

Большое внимание в плане стратегического развития «Илим Палпа»
уделяется проблемам лесовосстановления и экологии. Корпорация,
задавшаяся целью быть третьей-четвертой в мире по объему
лесозаготовки на своей родной территории, автоматически берет на себя
ответственность за лесовосстановление и проблемы экологии. Цикл
лесовоспроизводства в среднем колеблется от шестидесяти до ста
двадцати лет. Ключом к решению проблемы называют увеличение
срока аренды лесной деляны. Когда он составляет от одного до пяти лет,
естественно, арендатора не волнует не только строительство дорог, но и
то, в каком состоянии остается лес после него. То есть волнует, конечно,
но ровно в той мере, в какой это может вызвать конфликт с лесхозом.
Если же правительство примет принципиальное решение о концессиях,
и большие участки лесного фонда будет отдавать в аренду на весь срок
лесовоспроизводства с определенной периодичностью контроля
государства за ходом лесовосстановления, арендаторы будут
вынуждены совершенно иначе относиться к проблеме. При этом
государство должно оставить за собой право расторжения контракта на
любом этапе в случае обнаружения нарушений. Можно сколько угодно
рассуждать о высоких материях, но гораздо лучше иметь жесткий
механизм контроля. Поэтому «Илим Палп» настаивает, с одной стороны,
на изменении срока, с другой — на судебном порядке расторжения
договоров.

Принципиальные изменения происходят в программе выпуска
продукции корпорации. Она выстраивается так же, как и во всем мире, —
от рынка. «Илим Палп» остается экспортно ориентированной
корпорацией. Однако терять не развитый, но потенциально интересный
внутренний рынок корпорация не намерена и только ждет момента,
когда внутренний рынок оживет. По убеждению специалистов, в
ближайшее время в России начнется строительный бум, в том числе на
селе. «Илим Палп» готов развивать свои производственные
возможности адекватно прогнозируемому росту. Потребление
целлюлозно-бумажной продукции в России тоже невелико, в 30 раз
ниже, чем в США, и в 10 раз ниже, чем в Европе. Это и упаковка, и бумага
газетная и журнальная — вещи, в какой-то мере отражающие уровень
культуры и благосостояния общества. Потребление этих товаров
неизбежно будет расти, и потому «Илим Палп» уже сегодня
позиционирует себя как корпорацию, ориентированную на резкое
положительное изменение внутреннего рынка и, следовательно, на
изменение пропорций реализации продукции на внутреннем и внешнем
рынке.

Подготовлено по материалам выставки-ярмарки
«Сиблесопользование-2002» и пресс-конференции ЗАО «Илим Палп
Энтерпрайз».

Читайте также

Подпишитесь на свежие новости

Мнение
Проекты и партнеры