издательская группа
Восточно-Сибирская правда

Как будет осуществляться недискриминационный доступ перевозчиков к услугам инфраструктуры ОАО "РЖД"?

  • Автор: С.А. АРИСТОВ, заместитель министра путей сообщения Российской Федерации

Конкуренция при перевозках на железнодорожном транспорте дальнейшее
и правовое развитие получит с принятием законов «О железнодорожном
транспорте в Российской Федерации» и «Устав железнодорожного транспорта».

В настоящее время у грузоотправителя или пассажира нет возможности
выбора перевозчика. Перевозчик один — железная дорога, которая
вне конкуренции и в большинстве случаев с фиксированными тарифами.
Действующий в настоящее время закон «О федеральном железнодорожном
транспорте» ориентирован на федеральную собственность и не допускает
возможность функционирования компаний с иной формой собственности.

С принятием закона «О железнодорожном транспорте в Российской
Федерации» функции, выполняемые единым предприятием — железной
дорогой, будут разделены между владельцем инфраструктуры
и перевозчиком. Наиболее перспективным направлением развития
конкуренции в сфере перевозок является создание фирм, занимающихся
подобной деятельностью.

Появление перевозчиков вызывает необходимость обеспечить равноправный,
недискриминационный доступ к услугам инфраструктуры железнодорожного
транспорта. При этом под дискриминацией понимается предоставление
необоснованных преимуществ одному или нескольким перевозчикам
перед другими, вследствие которых последние ставятся в невыгодное положение.

Проектом закона «Устав железнодорожного транспорта» определено,
что договор об оказании услуг инфраструктуры является публичным.
В соответствии с Гражданским кодексом РФ владелец инфраструктуры
не вправе отказать перевозчику в услугах — это есть принцип транспорта
общего пользования. Поэтому правила недискриминационного доступа
к инфраструктуре железнодорожного транспорта определят общие
принципы и процедуры для создания равных условий при распределении
пропускной и провозной способностей инфраструктуры в случае ее ограничения.

МПС России совместно с МАП России, Минэкономразвития России,
с участием ряда компаний-операторов, представителей общественных
организаций осуществляет разработку указанных правил одновременно
с ходом рассмотрения законопроектов по реформирования железнодорожного
транспорта в Федеральном Собрании РФ. При разработке Правил
был исследован зарубежный опыт, проведен анализ нормативно-правовой
базы, которая определяет необходимость их разработки, определены
принципы эффективного использования инфраструктуры.

Подходы к обеспечению недискриминационного доступа перевозчиков
к инфраструктуре железнодорожного транспорта обсуждались
на заседании Общественного экспертного совета при штабе
реформирования железнодорожного транспорта, в работе которого
принимают участие общественные организации, научные учреждения
и независимые специалисты.

Проект правил предполагается рассмотреть на заседании Комиссии
Правительства РФ по структурной реформе отрасли под руководством
заместителя председателя правительства В.Б. Христенко, а также
на общественном совете при указанной комиссии под председательством
академика А.Д. Некипелова.

При распределении ресурсов инфраструктуры учитываются факторы,
отражающие значимость перевозки, груза, грузоотправителя, и факторы,
влияющие на снижение затрат при выполнении социальных заказов.
В ряде случаев распределение пропускной и провозной способности
инфраструктуры предполагается осуществлять на конкурсной основе
МАП России по согласованию с МПС России. Контроль за соблюдением
требования настоящих правил будет осуществляться МАП России.

Читайте также

Подпишитесь на свежие новости

Мнение
Проекты и партнеры