издательская группа
Восточно-Сибирская правда

Как будет развиваться конкуренция?

  • Автор: А.Г.БЕЛОВА, заместитель министра путей сообщения Российской Федерации

Одной из основных задач реформы на железнодорожном транспорте
является создание условий для развития конкуренции в сфере
перевозок грузов и пассажиров. Первый этап реформы предусматривает
развитие конкурентного сектора в сфере железнодорожных перевозок,
создание компаний-операторов, владеющих собственным подвижным составом;
— создание условий для недискриминационного доступа к инфраструктуре
железнодорожного транспорта; — взаимное обеспечение доступа организаций
федерального железнодорожного транспорта и организаций, владеющих
инфраструктурой железнодорожного транспорта.

В области грузовых перевозок основным направлением является
создание условий для образования и функционирования компаний-операторов,
владеющих собственным подвижным составом.

В настоящее время статус компании-оператора получили 70 транспортных
организаций. Их собственный парк грузовых вагонов составляет
42,7 тысячи, арендуют — 21,9 тысячи. В этом году ими перевезено
немало грузов на экономически выгодных направлениях: нефти и нефтепродуктов,
строительных грузов, минеральных удобрений.

В целях создания благоприятных экономических условий для развития
конкурентного сектора предусматривается введение нового
прейскуранта «Тарифы на перевозки грузов железнодорожным
транспортом общего пользования». Введение его в действие
будет способствовать дальнейшему развитию конкуренции в тех
секторах рынка перевозок, где она действительно эффективна.

В области пассажирских перевозок для создания конкурентной среды
необходимо обеспечить возможность недискриминационного доступа
компаний-перевозчиков к услугам железнодорожного транспорта,
а также участия юридических и физических лиц в оказании услуг
по обслуживанию пассажиров.

Началом развития конкуренции послужило создание дирекций по обслуживанию
пассажиров в дальнем следовании и пригородном сообщении.
На всех железных дорогах завершилось образование дирекций по обслуживанию
пассажиров в дальнем следовании. На втором этапе реформы дирекции
будут преобразованы в дочерние акционерные общества ОАО «РЖД».

Перевозками пассажиров в пригородном сообщении в настоящее время
занимаются 37 дирекций, которые находятся в составе железных дорог,
и одна компания в форме открытого акционерного общества.

Расширение конкурентного сектора в сфере пассажирских перевозок
требует государственной поддержки в форме адресного субсидирования
из федерального и региональных бюджетов.

Уровень конкуренции можно оценить по перевозкам пассажиров, продаже
проездных документов, обслуживанию на вокзалах, питанию в поездах.
Анализ работы дорог показал, что уже на ряде маршрутов существует
значительная конкуренция при перевозке пассажиров. В целом 17% объема
перевозок на ряде направлений осуществляется в условиях развитой
конкуренции. Для развития конкурентной среды на рынке продажи
проездных документов необходимо расширение агентской сети.
Решение этой проблемы должно обеспечиваться проведением
тендерных торгов на право оказания услуг.

В сфере обслуживания питанием пассажиров в поездах монополия МПС
России отсутствует пока на четырех железных дорогах.

С принятием законодательной базы реформы развитие конкурентного
сектора на железнодорожном транспорте позволит участвовать
компаниям независимо от их организационно-правовой формы
в перевозочном процессе грузов и пассажиров, а также в предоставлении
иных видов услуг.

Читайте также

Подпишитесь на свежие новости

Мнение
Проекты и партнеры