издательская группа
Восточно-Сибирская правда

Тепло и свет в квартирах -- в руках местной власти

  • Автор: Николай ПРОХОРОВ

Проблема бесперебойного и надежного энергоснабжения является
постоянной темой, обсуждаемой на всех уровнях власти Иркутской области, и во
многом она обусловлена постоянной задолженностью бюджетных организаций
за потребленные энергоресурсы. Для ОАО «Иркутскэнерго» хронические
неплатежи — это одна из самых серьезных проблем, общая задолженность
бюджетных и бюджетозатратных потребителей составляет свыше 1 млрд.руб.
Вот почему энергетики с самого начала активно включились в процесс
подготовки проекта бюджета области на 2003 год. Понимая, что проблему
погашения дебиторской задолженности прошлых лет за счет областного
бюджета не решить, энергетики вправе требовать регулярного осуществления
текущих платежей за энергопотребление. Эти затраты должны быть
предусмотрены в расходной части областного и местных бюджетов. Если в
проекте областного бюджета данные расходы были заложены исходя из уровня
тарифов, установленных на 2003 год с учетом натуральных лимитов потребления
тепловой и электрической энергии, то реальность этих платежей из местных
бюджетов остается пока под вопросом.

И связано это с тем, что большинство мэров и глав муниципальных
образований при формировании проектов бюджетов муниципальных образований
на 2003 год проигнорировали обращение ОАО «Иркутскэнерго» о
предоставлении обоснованных прогнозов по лимитам потребления
энергоресурсов в натуральном и денежном выражении, объемов возмещения
разницы в тарифах на тепловую и электрическую энергию. Возникает вопрос:
если в проекте бюджетов муниципальных образований не определены лимиты на
энергоресурсы, то как можно будет планировать расходы на их оплату?
И следует ли вообще ожидать оплаты? Сложившаяся ситуация заставила
энергетиков обратиться с этим вопросом на 23-й сессии непосредственно к
председателю Законодательного собрания Шишкину С.И и депутатам.

Возможно, кому-то это обращение покажется не по адресу, поскольку
местное самоуправление свои бюджеты формирует самостоятельно. Но сегодня
подавляющая часть территорий области является дотационной, и ее
благополучие зависит от размера выделяемой из областного бюджета
финансовой помощи.

При обсуждении главного финансового документа области представители
муниципальных образований говорили о напряженности бюджета, завышении
доходной части своих территорий, нехватки финансовых ресурсов. Об этом при
принятии бюджета говорится постоянно, а в результате по итогам последних лет
доходы консолидированного бюджета перевыполняются. Более того, начальник
главного финансового управления области А.В.Буренин конкретно указал на
резервы экономии бюджетных средств, которыми располагают органы местного
самоуправления. И прежде всего это тарифы на оплату коммунальных услуг.
Приведение их в соответствие с федеральными стандартами позволит местному
бюджету высвободить дополнительные финансовые средства на оплату платежей
по другим статьям, включая и энергопотребление.

Начальник финансового управления области также отметил, что мэры
отдельных территорий необоснованно расширили бюджетную сеть и сами
виноваты в том, что все средства уходят на зарплату. «Если Иркутск или Братск
заведут себе столько же бюджетников, сколько в Саянске или Усть-Илимске, и
станут им столько же платить, то зарплата у них тоже займет больше 100%
бюджетов».

Более категоричен был председатель комитета по бюджету
Законодательного собрания Ю.И. Рожков: «Благополучие муниципальной
территории сегодня в руках местных властей, и не нужно уповать на областной
бюджет. Мэр и местная Дума должны работать над увеличением доходной части
своего бюджета, что позволит решать все возникающие проблемы по выплате
заработной платы и погашению текущих платежей за потребляемую
электрическую и тепловую энергию». Одним из серьезных резервов для
увеличения доходной части местных бюджетов является недоимка по налогам. В
качестве примера Юрий Рожков привел город Усолье-Сибирское, где долги
предприятий по налогам составляют около 400 млн. рублей, «и не видно, чтобы
мэр работал над уменьшением задолженности».

После принятия сессией Законодательного собрания во втором чтении
областного бюджета на 2003 год точно известно, кто и сколько получит из
областного бюджета дополнительно к собственной доходной базе.
Муниципалитетам дан «зеленый свет», и самое время подумать мэрам, главам
муниципальных образований, депутатам городских и районных Дум над
формированием своих бюджетов.

Читайте также

Подпишитесь на свежие новости

Мнение
Проекты и партнеры