издательская группа
Восточно-Сибирская правда

Лес рубят -- вагоны стоят

  • Автор: Беседовал Виктор РОЩИН

В Законодательное собрание Иркутской области поступило обращение депутата Станислава Куракина, которое было рассмотрено на сессии и принято решение о назначении депутатского расследования кризисной ситуации в сфере лесопромышленного производства, связанной с недопоставкой подвижного состава. Вопрос крайне важный, поскольку более 20 процентов областного бюджета составляют поступления от лесопромышленного комплекса. Была образована комиссия в составе пяти депутатов, которая рассматривала данный вопрос. На заседание комиссии были приглашены представители налоговой инспекции, налоговой полиции, таможни, УВД, УВДТ, Союза лесопромышленников, ВСЖД. О том, как прошло заседание, мы попросили рассказать Геннадия ИСТОМИНА, заместителя председателя Законодательного собрания.

— Геннадий Васильевич, какое на сегодня положение в лесной отрасли?

— Мы внимательно изучили представленные комиссии документы. Если брать
просто цифровые показатели, то ситуация неплохая. Сравним: за 9 месяцев 2001
года было отгружено на экспорт 3,3 миллиона кубометров лесопродукции
(«кругляка» и пиломатериалов), а за 9 месяцев текущего — 4,9 млн. кубометров. Но
настораживает факт, что при этом крупные градообразующие предприятия
уменьшили отгрузку по отношению к прошлому году на 20 процентов. Значит,
более 2 миллионов кубометров леса было отгружено мелкими фирмами. Здесь и
кроется суть кризисной ситуации.

На сегодняшний день в области ведется практически бесконтрольный вывоз
леса. Это происходит потому, что фирмы перекупают у руководителей
предприятий, имеющих право заказывать вагоны, но не ведущих достаточной
лесозаготовки, часть плана поставки вагонов. Все издержки оплачивают
«черной» наличностью. Для них тут же находятся и полувагоны, и вагоны, без
задержки проводится отгрузка. Я специально на днях выехал на Качугский
тракт и насчитал 28 КаМАЗов-полуприцепов с лесом, ждущих своих
покупателей. Это тот беспредел, на который никто не обращает внимания.

Поэтому было предложено, чтобы налоговые органы провели перекрестную
проверку с ВСЖД. Нужно выяснить, какие фирмы отгружали лесопродукцию в
течение года. Например, предприятие, имеющее план поставки вагонов, по
данным ВСЖД, отгрузило 100 вагонов леса. В то же время по своему балансу
они провели всего 5-7 вагонов. Значит, остальные отдали под чужой лес. Это
уже предмет разбирательства для правоохранительных органов. При грамотной
проверке можно точно установить, какие фирмы отгружали лес и сколько за это
заплатили, какой ущерб нанесен и кто его будет возмещать.

— Почему предприятия вовремя не получают вагоны?

— Руководство ВСЖД ссылается на то, что их просто нет в достаточном
количестве. Но на заседании комиссии были приведены вопиющие факты, когда
предприятия не только не получают вовремя вагонов, но и из тех, что пришли,
более половины находятся в неисправном состоянии: объемы у предприятий
большие, и под них таким образом гонят план поставки вагонов. На бумаге
выходит все нормально, а на деле предприятия стоят без вагонов. В то же время
мелким фирмам, работающим за «черный нал», поставляются хорошие вагоны.

Проблема настолько обострилась, что было предложено создать свою
транспортную компанию. Но мы посоветовали с этим не торопиться. Во-
первых, каждый вагон стоит порядка 500-600 тысяч рублей, не всем такая цена
доступна. Во-вторых, федеральное законодательство обязывает МПС, как
государственного грузоперевозчика, обеспечить транспортировку грузов в
полном объеме. В-третьих, не понятно, как будет состыкована деятельность
компании с ВСЖД, не будут ли для «новичка» создаваться всевозможные
трудности и не приведет ли это к тому, что ВСЖД на территории нашей
области вообще прекратит поставку вагонов и уйдет в другие регионы.
Примерное развитие событий мы уже наблюдали, когда к нам попыталась зайти
компания перевозчиков с Алтайского края и поставить недостающие вагоны, но
у них так ничего и не получилось. Мы договорились о том, что этот вопрос
более глубоко рассмотрим во время депутатских слушаний по реформе ВСЖД в
январе.

— Как в законодательном порядке можно пресечь деятельность «черных
лесорубов»?

— Это можно было бы сделать, введя лицензирование, но, к сожалению, вопрос
пока не решается на федеральном уровне. Но ничто не мешает ввести
обязательную сертификацию продукции и ее маркировку. Сегодня мы
единственная страна, в которой не маркируется вывозной лес. Это приводи к
тому, что скупается лес неизвестного происхождения. Кто-то наживается на
нелегальном бизнесе, а в целом это приводит к демпингу цен. Именно из-за
этого на рынках Японии и Китая в последнее время произошел обвал цен:
стоимость «кругляка» со 120 долларов за кубометр упала до 45 долларов.
Государство несет огромные потери, поэтому на сессии Законодательного
собрания мы будем настаивать на введении обязательной маркировки
лесопродукции на территории Иркутской области. Кроме выявления
нелегальных вырубщиков, это даст возможность Торгово-промышленной палате
(ТПП) помочь предприятиям возвратить из-за рубежа долги иностранных
партнеров. Сегодня существует ущербная практика: лес отправлен, а оплата
поступает через 30-90 дней. Порядка 20 процентов экспортеров работают по
аккредитивам, но оплата по ним тоже растягивается на срок до 18-30 дней. А
маркировка позволит ТПП заключать договоры о немедленной оплате за
отгруженную продукцию. Есть и еще один важный довод. На
перспективнейшем европейском рынке потенциальные покупатели
отказываются от лесопродукции без маркировки. Для них это незаконно.
Европейцы понимают, что такой лес вырубается без последующего
восстановления, что ведет к экологической катастрофе.

— А нам это не пора понять?

— Давно назрела необходимость создания экологической милиции, которая
будет заниматься и охраной лесов.

— Для этого нужны средства.

— Если мы пресечем варварскую вырубку леса, то это многократно
компенсирует затраты.

— А нельзя это решить на уровне УВД?

— Давайте реально оценивать имеющиеся сейчас возможности милиции.
Операции, подобные «Вихрю», дают временный эффект, а нужна постоянная
системная работа, которая должна привести к исключению самой возможности
незаконной вырубки леса. На сессии наша комиссия будет рекомендовать
областной администрации создать специальный комитет, а возглавить его
должен заместитель губернатора, который будет отвечать за решение проблем
отрасли. Это предложение поддерживают Союз лесопромышленников и
Некоммерческое партнерство товаропроизводителей и предпринимателей.

Да, в области разработана концепция развития лесопромышленного комплекса в
рамках федеральной программы. Но нет своей программы, которая обозначит
приоритеты глубокой переработки, определит объемы финансирования Мы
должны нормализовать лизинговую деятельность, потому что для большинства
предприятий проекты по лизингу остаются невыгодными. Кроме того, мы
должны обязать предприятия создать условия для комплексной переработки
леса. Сейчас лесозаготовители берут часть ствола, которая востребована
экспортом, а остальное бросают гнить или сжигают, вызывая крупные пожары.

И еще. С территории Иркутской области ежесуточно вывозится 500 выгонов
леса. Примерно половина — черный нал. Бездеятельность правоохранительных
органов непонятна. Задача — понудить серьезно этим заниматься.

— Экспорт — это хорошо, но хотелось бы, чтобы пиломатериалы были доступны и
для жителей области.

— Совершенно верно. Живем в лесном краю, имеем огромный дефицит жилья,
могли бы развивать малоэтажное строительство из бруса, но цены на
внутреннем рынке максимально приближены к экспортным. Эту проблему
также можно и нужно решить.

Я уверен, что если мы все вместе наведем порядок в работе лесной отрасли, то
существенно улучшим качество жизни населения Иркутской области.

Читайте также

Подпишитесь на свежие новости

Мнение
Проекты и партнеры