издательская группа
Восточно-Сибирская правда

Депутат Государственной Думы РФ Юрий ТЕН: Если менеджер плохо управляет собственностью, его необходимо сменить

  • Автор: Юрий ВАХРУШЕВ

Столкновение мнений вокруг кризиса на Ленском флоте продолжает набирать обороты. Вопрос о смене руководителей Киренской и Алексеевской РЭБ флота стоит на повестке дня внеочередного собрания акционеров предприятий.

Капитализму в России — всего 15 лет. Это слишком мало для того, чтобы сломать
сложившийся стереотип о «пожизненности» руководящих должностей. Слишком
мало для того, чтобы простые люди вполне уяснили суровые законы «вражеского
строя»: капитал должен приносить прибыль, собственность должна эффективно
управляться, деньги должны делать деньги. Сейчас в России бытие несколько
опережает общественное сознание.

Для большинства людей, воспитанных и живших при социализме, постоянный
начальник — символ стабильности. Стабильности предприятия, заработка, жизни
вообще. Как сел какой-нибудь Александр Петрович в директорское кресло (неважно
какое), так и просидит в нем до самого конца. И все при нем будет идти по раз и
навсегда заведенному порядку. Людей страшат перемены. И смена руководства,
продиктованная капиталистическим укладом, людьми воспринимается с тревогой.
Они не очень понимают, для чего это затеяно. Ситуацию в Киренске комментирует
Юрий Тен, депутат Государственной Думы РФ:

— Любой хозяин должен управлять свей собственностью, и управлять эффективно. Это не
зависит от формы собственности: она может быть частной, и тогда называется ЧП, может
быть ЗАО, или ООО, или ОАО, но в любом случае собственник заботится о том, чтобы
капитал увеличивался, чтобы была прибыль. Это общее правило. Государство, как
показывает практика, — самый неэффективный собственник. Это горько, но факт остается
фактом…

И в Киренской, и в Алексеевской РЭБ флота государство владеет 51% акций. Следовательно,
без его ведома ни одно решение принято быть не может. На каждый чих буквально должно
быть получено разрешение! Если бы нечто подобное тому, что происходит в РЭБах,
творилось бы в частной компании, вы сами понимаете…

— Из 48 теплоходов, которые находились в собственности предприятий, 12
проданы за рубеж, причем по остаточной балансовой стоимости. Судя по всему,
государство не особенно пристально контролировало ситуацию в РЭБах…

— Я повторю: государство — самый неэффективный собственник. Оно подчас не знает, чем
владеет. От этого все беды. Предприятия, находящиеся в государственной собственности,
фактически не контролируются государством — там все пущено на самотек. И это выгодно
менеджменту. Руководители Киренской и Алексеевской РЭБ флота
получили возможность
распоряжаться государственной собственностью, как своей личной.

— Но Ивченко и Перетолчин утверждают, что действуют исключительно в интересах
акционеров. Следовательно, и в интересах государства, являющегося главным акционером
обоих предприятий…

— Никто не вправе вмешиваться в процесс управления собственностью, кроме собственника.
Собственник нанимает управляющего, управляющий подбирает команду. Не могу же я
приказать владельцу магазина, чтобы он сменил продавца.
Или уволил бухгалтера. Это его
собственность, это его бизнес. То же самое с этими РЭБами: акционерам никто не смеет
приказывать — того сними, этого назначь. А коль скоро 51% акций каждого предприятия
находится в руках государства, пусть оно и принимает решения. Если, с точки зрения
главного акционера, Перетолчин — эффективный менеджер, пусть сохранит за ним
должность, нет — пусть назначит другого, который будет
хозяйствовать лучше, вот и все.

— Нынешнее руководство Киренской и Алексеевской РЭБ флота
прилагает определенные усилия,
чтобы сформировать общественное мнение в свою пользу. Налицо стремление заручиться
поддержкой тех, кто имеет определенное влияние. Я и о вас говорю… Что вы думаете об
этом?

— Ко мне обратились представители Киренской и Алексеевской РЭБ флота с просьбой «помочь
сохранить Ленский флот». Ситуация, с их слов, выглядела так: предприятия, силами которых
осуществляется северный завоз, находятся на грани развала… Я, действуя в рамках закона,
написал письма в Министерство имущественных отношений и в Министерство транспорта и
попросил внимательно разобраться в сложившейся ситуации. Кстати, несколько раньше с
тем же вопросом в Минимущества обращался губернатор Иркутской области Борис
Александрович Говорин. И мне пришли официальные ответы. Позиция Минимущества
такова: от лица собственника КРЭБФ и АРЭБФ предлагается созвать внеочередное собрание
акционеров и поставить вопрос о смене менеджмента. И Минтранс солидарен с этой
позицией.

— Как вы расцениваете заявления, сделанные на пресс-конференции Николаем Паленным?

— Вопрос о смене менеджмента РЭБ решает государство. Разве Паленный — представитель
государства? Он генеральный директор Верхне-Ленского речного пароходства — дочернего
предприятия Киренской и Алексеевской РЭБ. Паленный никоим образом не может влиять на
ситуацию, у него нет для этого полномочий. И весь шум, который он поднимает вокруг
смены генеральных директоров, — очередная попытка ввести журналистов и общественность
в заблуждение.

Если менеджер плохо управляет собственностью, его необходимо сменить.

Читайте также

Подпишитесь на свежие новости

Мнение
Проекты и партнеры