издательская группа
Восточно-Сибирская правда

Базовый элемент российской экономики

  • Автор: Юрий ВЕДЕНИН

Компания «Базовый элемент» не раз демонстрировала, что идет в российскую глубинку не
ради сиюминутной прибыли. И, несмотря на многочисленные сообщения СМИ о
«жестком стиле руководства» главы компании Олега Дерипаски, ведет она себя как
надежный партнер и стратегический инвестор.

Имидж «бизнесмена-западника», усиленно культивируемый в отдельных газетах и
журналах, оказался настолько силен, что некоторые руководители областей и краев, куда
«Базовый элемент» (в недавнем прошлом — «Сибирский алюминий») начинал вкладывать
капиталы, сначала относились к этому настороженно и даже отрицательно. Им казалось,
что в регион идет очередной олигарх, который «захватит» лучшие предприятия, «выжмет»
их и исчезнет вместе с деньгами. Однако практически везде повторяется одна и та же
последовательность событий: настороженность — переговоры — понимание истинных
целей компании — подписание соглашений о социальном партнерстве — его выполнение —
расширение сотрудничества — перевод его на постоянную основу.

Одним из типичных примеров таких метаморфоз — ситуация в Челябинской области.
Когда два года назад там появился «Базовый элемент» и начал интересоваться местными
промышленными предприятиями, возможностью вложения в их развитие крупных
средств, губернатор Петр Сумин отнесся к этому весьма скептически. В то время
областная администрация рассматривала идею о создании здесь региональных холдингов,
благо область — промышленная, напичканная крупными предприятиями. Но в дальнейшем
стало ясно, что собственных сил и средств у региона для реализации подобных планов
просто не хватит.

А «Базовый элемент» к тому времени стал контролировать Челябинский завод дорожных
машин имени Колющенко и автозавод «Урал» (город Миасс). Были переговоры, личная
встреча губернатора и Олега Дерипаски, подписание соглашения и — спустя год — новый
визит руководителя «Базового элемента» в Челябинск и Миасс. Здешние власти
констатировали: все взятые на себя обязательства компания не просто выполнила, а
сделала много больше ожидавшегося. В частности, бюджет Миасса получил 20
дополнительных миллионов рублей поддержки, что позволило городским властям
полностью подготовить коммунальное хозяйство к работе в зимних условиях, а также
купить несколько единиц троллейбусов и дорожной техники. Кроме того, местной школе
был подарен интернет-класс.

Заметно улучшилась ситуация и на обоих предприятиях, куда «Базовый элемент» пришел
всерьез и надолго. В частности, в развитие «Урала» было вложено за год около миллиарда
рублей, что позволило закупить новое оборудование, приступить к выпуску
большегрузных автомобилей с новыми двигателями, которые отвечают требованиям
экологического стандарта «Евро-2».

Объем выпуска автомобилей вырос с 9 до 11 тысяч в год, 40% техники поставляется на
экспорт, расширяется сотрудничество с ООН и другими международными организациями.
Прежде убыточное предприятие получило по итогам года чистую прибыль в размере 146
млн. рублей. Средняя зарплата за 12 месяцев выросла здесь с 3,7 до 5,1 тысячи рублей. И
при этом — никаких сокращений или увольнений. Условия коллективного договора
выполнены полностью, социальные гарантии трудящихся исполнены в соответствии с
законом.

Итог: губернатор Челябинской области Петр Сумин и мэр Миасса Владимир Григориади
заявили, что «довольны выполнением обязательств со стороны «Базового элемента».
Бюджет города и региона пополнился новыми поступлениями, социальные объекты, на
содержание которых у местных властей не хватало средств, находятся в хорошем
состоянии благодаря помощи со стороны компании…

Такой же пример можно привести по Подмосковью. Не верилось губернатору Борису
Громову, что «Базовый элемент» пришел контролировать Ликинский и Голицынский
автобусные заводы надолго. Однако и здесь реальность опровергла негативные
предубеждения. «Базовый элемент» вкладывает в развитие отечественной
автопромышленности немалые средства — и в производство автобусов, и в выпуск
легковых автомобилей (ГАЗ). И за счет современных методов управления ведет
масштабную работу по переоснащению российского автопрома. Впрочем, интересы этой
компании простираются во многие другие отрасли народного хозяйства. Помимо цветной
металлургии, машино- и автостроения, «Базовый элемент» размещает очень солидные
средства в развитие горнорудных предприятий, объектов энергетики, лесной и
целлюлозно-бумажной промышленности, текстильной отрасли, в страховой и банковский
бизнес. Такой подход повышает надежность компании, позволяет вкладывать деньги не
только в сиюминутно выгодные сделки, но и в долгосрочные проекты. С непременным
пониманием того, что приоритет должен оставаться за отечественным производителем.
Олег Дерипаска не раз доказывал, что является приверженцем развития экономики за счет
ведущей роли российского капитала при разумном использовании возможностей
зарубежных инвесторов.

И не случайно, что с ним по данному вопросу встречался президент РФ Владимир Путин.
Их точки зрения здесь полностью совпали. «Базовый элемент» — пример цивилизованного,
современного подхода к ведению бизнеса, но с учетом российских особенностей текущего
момента. Модернизируя производства, внедряя новые технологии, здесь никогда не
отбрасывают живых людей, помнят о них и о городах, в которых эти люди живут.
«Жесткий стиль руководства» О.Дерипаски нужен для достижения поставленных целей
по развитию отечественной экономики, но он никак не относится к социальной
составляющей в работе компании. И большинство руководителей регионов России уже
это поняли…

Читайте также

Подпишитесь на свежие новости

Мнение
Проекты и партнеры