издательская группа
Восточно-Сибирская правда

Контуры лесного согласия

Окружное совещание по развитию лесопромышленного комплекса Сибири состоялось в Иркутске на прошлой неделе. Как известно, лесные ресурсы в России используются крайне неэффективно. Из общего биологического запаса 82 миллиарда кубометров древесины мы имеем спелых лесов - 43 миллиарда кубометров. А заготавливаем ежегодно от 110 до 150 миллионов кубометров. "Ситуация сегодня такова, что государство, по большому счету, больше теряет от лесопромышленного комплекса, чем получает, если брать упущенную выгоду и то, что происходит в наших лесах", -- заявил заместитель полномочного представителя президента в СФО Игорь Простяков. Какие меры нужны, чтобы использование восстанавливаемых лесных ресурсов стало более рациональным и как навести порядок "на корню", - эти вопросы и стали лейтмотивом совещания.

В итоге было обозначено две группы проблем. В первую очередь, это те
вопросы, которые Сибирский федеральный округ поставит перед
правительством, и те, которые будут отрабатываться в округе, без
решений на федеральном уровне. В частности, вмешательства Москвы не
требуют начинающиеся процессы добровольной сертификации, учета движения
лесопродукции и так далее. Удалось достичь соглашения о совместных действиях
с Министерством природных ресурсов и Госдумой.

Главным, или одним из главных блоков вопросов, которые по итогам совещания
будут представлены в правительство, многие называют изменения и дополнения
в Лесной кодекс РФ. В марте его проект должен быть внесен в
правительство. Многие положения старого кодекса уже давно устарели, и это
серьезно тормозит работу лесопромышленников. Между тем
подготовка нового
законопроекта идет слишком трудно. Долгое время вообще существовало
четыре редакции кодекса, что вносило в работу дополнительную сумятицу.
Сегодня есть единая редакция, и готовит ее Министерство природных ресурсов.
Споры продолжаются лишь по узловым моментам.

«В лесной кодекс прежде всего нужно вносить изменения, которые четко
определят вопросы собственности на участки лесного фонда. Обязательно нужно
решить вопрос о плате за пользование лесными ресурсами, более четко должны
быть разграничены полномочия федерального центра, субъектов и
муниципалитетов по организации использования лесного фонда», — говорит
первый заместитель министра природных ресурсов РФ Юрий Шуваев. Депутаты
считают, например, что должно быть два вида собственности: государственная
федеральная и частная. Муниципальные леса тоже имеют право на
существование, в виде… парков.

Второе жизненноважное положение — аренда лесов. Арендой считается весь
срок пользования лесом — от 1 года и до 49 лет. Теперь появилось предложение
считать арендой срок от 5 лет и дальше, а срок до пяти лет именовать
краткосрочным пользованием. Нужно определить сроки аренды и четко
обозначить права и обязанности арендатора, а особенно пункты, по которым он
может быть лишен права аренды. Этот момент особо подчеркивают все
заинтересованные стороны. Россия слишком хорошо знает, что такое передел
собственности, так что к будущему закону предъявляется дополнительное
требование — исключительная четкость и чистота формулировок. В новый кодекс
нужно ввести такое понятие как «концессия» — пользование с инвестиционными
условиями. На практике оно давно существует, а вот в законе его не найти.

Тем не менее судьба Лесного кодекса не ясна до сих пор, и теперь это связано с
предстоящими выборами в Государственную Думу. Вопрос собственно в том,
будет ли кодекс иметь форму нового законопроекта или останется хорошо
отремонтированным, но старым законом? «Мы наложили проект нового Лесного
кодекса на старый, чтобы все актуальные вопросы внести в существующий
кодекс в виде поправок. У комитета позиция в этом отношении твердая»,
— заявил Юрий Шуваев. Если вносить поправки, то реально получить утвержденный
документ еще в этом году. Если же принимать новый закон, то вряд ли он будет
принят в этом году, и тем более в следующем. Уже сейчас расписание депутатов
составлено таким образом, чтобы они могли больше времени проводить на своих
избирательных участках. Закон же потом можно подправлять до бесконечности.
Позиция эта спорная. Некоторые лесопромышленники полагают, что правила
игры должны быть определены для всех один раз и надолго, а не меняться
каждые полгода.

По итогам совещания в правительство будут переданы также предложения к
законопроекту о плате за пользование лесными ресурсами. «Необходимо ввести
специальный федеральный закон. Он должен определять и порядок взимания
платы. Она должна носить рентный, а не налоговый характер. Расчет платежей
должен основываться на рыночной стоимости лесоматериалов», — говорит Юрий
Шуваев. Сейчас законопроект находится на подготовительной стадии,
согласовывается с профильными ведомствами и субъектами РФ. Регионы еще
могут вносить в него свои предложения.

Большое внимание было уделено вопросам экологии и лесовосстановления.
Существующая программа лесовосстановления рассчитана на период до 2010
года. В ней указаны конкретные объемные показатели по каждому региону.
Конкретно для Иркутской области разработана целая программа
лесовосстановления и лесоразведения. Она состоит из трех основных
направлений: посадки леса на вырубленных площадях, посадки лесов на
лесокультурном фонде и полезащитное лесоразведение. Все работы рассчитаны
по годам и нормативам. Определены и средства на реализацию программы. В
Иркутской области по нормативам необходимо около ста миллионов рублей в
год. Реально, по замечанию вице-губернатора Иркутской области Александра
Рудика, получается гораздо меньше. По тем же нормативам, к 2010 году
лесовосстановление в России должно подойти к объему 7 миллионов гектар в
год. Сейчас соответствующая цифра составляет 800 тысяч гектар.

Это далеко не все препятствия на пути развития российского леспрома. Так,
представители лесопромышленной корпорации «Илим Палп Энтерпрайз»
затронули тему низкой технической оснащенности отрасли. По словам директора
по развитию лесопромышленного бизнеса ИПЭ Дмитрия Чуйко, это одна из
главных причин низкой рентабельности ЛПК. Если на Западе нормальная
величина коэффициента технической оснащенности ЛПК составляет 0,9, в
российских компаниях — 0,65 — 0,7. При этом считается, что отрасль входит в
кризисное состояние, если коэффициент равен 0,8.

Ситуация для лесного бизнеса складывается достаточно проблематичная, и где из
нее выход, не ясно. Отечественная техника требует капитального ремонта уже
через три года эксплуатации. Причем, по словам Дмитрия Чуйко, затраты на
ремонт перекрывают ее стоимость, а две из трех машин нуждаются в ремонте
сразу после покупки. Закупать импортную технику невыгодно из-за высоких
ввозных пошлин.

По мнению Дмитрия Чуйко, необходимо развивать собственное машиностроение.
Особые надежды в этой связи «Илим Палп» возлагает на оборонный комплекс, с
которым уже ведутся переговоры, однако это требует длительного времени.
Поэтому нужно ввести 3-5-летний мораторий по отмене пошлин на ввоз
высокопроизводительной техники и запчастей к ней и параллельно поднимать
отечественное машиностроение.

В ближайшие годы ИПЭ намерена инвестировать средства в покупку 100-120
комплексов высокотехнологичной лесозаготовительной техники. Это
единственный путь перехода на качественно новый уровень лесозаготовки.
Сегодня из-за устаревшего оборудования на одного работающего в отрасли
заготавливается 350 кубометров древесины в год. По мировым стандартам, на
одного работающего приходится 8-10 тысяч кубометров.

Так что потенциал в лесозаготовке у нас огромный, проблема только в том, как
его реализовать. Если такой крупный игрок, как «Илим Палп», может себе
позволить закупку качественной техники, то мелкие предприятия об этом и не
мечтают. По словам Дмитрия Чуйко, корпорация готова сформировать
финансовый фонд для мелких лесозаготовительных предприятий в регионах. Его
средства будут направляться на закупку техники для мелких и средних игроков, а
те, в свою очередь, должны реализовать свою продукцию не на экспорт, а
компании, профинансировавшей покупку техники. Таким образом, мелкие
предприятия получат мощный толчок к развитию. Крупные, в свою очередь,
смогут активнее привлекать их к сотрудничеству на подрядной основе.

«Я вполне удовлетворен результатами совещания, — заявил Дмитрий Чуйко по
итогам заседания. — Тем, что прозвучало очень много нестандартных
предложений, что чувствовалась заинтересованность людей. Вообще, должен
сказать, что последние пару месяцев коллективные обсуждения лесных проблем
перешли на совершенно иной уровень, более конструктивный. Чувствуется, что,
во-первых, сама ситуация созрела, во-вторых, у людей, представляющих разные
слои лесопромышленного комплекса, сблизились точки зрения, исчез тот
антагонизм между лесным и лесопромышленным комплексом, что был год-два
назад. Видно, что мы на пути к созданию полноценных нормативных документов,
регулирующих лесной и лесопромышленный комплекс. И конечно, оправдывает
себя создание единого сибирского Союза лесопромышленников. Прозвучало
так много интересных идей от Читинской области, Красноярского края.
Эти идеи так и остались бы на «местах», не будь образован «лесной» Союз».

Читайте также

Подпишитесь на свежие новости

Мнение
Проекты и партнеры