издательская группа
Восточно-Сибирская правда

Реформа ЖКХ запнулась о квартплату

  • Автор: Ольга КАРПОВА

Квартплата на паях с государством… Ни у кого не вызывает возмущения, что государство нам не платит за нас часть расходов за продукты
или вещи первой необходимости и не возмещает части расходов, когда мы пользуемся услугами парикмахерской или ремонта обуви.
Коммунальные услуги — это такой же товар. Но сегодня жители области платят за коммунальные услуги именно на паях с государством.
Еще недавно в Иркутской области население возмещало лишь 50-70% затрат за содержание, ремонт жилья и коммунальные услуги,
остальное ложилось на плечи местных бюджетов, которых не будем греха таить едва хватало на зарплату врачам и учителям. В итоге долги
ЖКХ превышают 5 млрд. рублей. Если мы и дальше продолжим так финансировать эту сферу, то можно создать сплошную аварийную
ситуацию в регионе.

В прошлом году был принят областной закон «Об основных параметрах перехода на новую систему оплаты жилья и коммунальных услуг
в Иркутской области», который предполагает сокращение «пая» государства до 10% — переход на федеральные стандарты оплаты. Тогда
этот документ был поддержан большинством депутатов Законодательного собрания. Однако сегодня за отмену областного закона «Об
основных параметрах перехода на новую систему оплаты жилья и коммунальных услуг в Иркутской области» выступает и ряд депутатов
Законодательного собрания. Разжигателем страстей выступил депутат Валерий Лукин. Но удивительный факт: против этой инициативы
выступают сами мэры, люди, которые отвечают за местные бюджеты и в конечном счете за население.

Напомним, в чем, собственно, заключается суть проводимой уже несколько лет реформы. Жилищно-коммунальная отрасль должна стать
полностью окупаемой и перестать дотироваться из бюджета. То есть задача властей — постепенно поднимая планку платежей для
населения (и других потребителей коммунальных услуг), довести оплату за услуги в течение нескольких лет до 100% себестоимости. И вторая
задача, не менее сложная и болезненная, — контролировать коммунальщиков, чтобы те не «зарывались» по части тарифов. Аудиторские
проверки, сделанные в ряде регионов, показали, что зачастую коммунальные тарифы оказываются необоснованно завышенными на 30-40%!
Контролировать тарифы как раз и помогают местным властям федеральные стандарты.

Впрочем, переход на федеральные стандарты оплаты коммунальных услуг для муниципалитетов — дело добровольное. Принятый на
областном уровне закон не содержит обязательного требования по переходу на федеральные стандарты. Пожалуйста, если мэр хочет казаться
«халифом на миг», населению территории можно позволить платить лишь 50% стоимости коммунальных услуг, а еще лучше вообще весь
груз затрат взвалить на местный бюджет. И людям хорошо, и мэр в их глазах герой и благодетель.

Однако с принятием областного закона 30 из 37 муниципальных образований области перешли на федеральные стандарты. В этих
территориях население платит 90% от экономически обоснованной стоимости услуг, оставшиеся 10% возмещаются территориям из областного
бюджета (фонда финансовой поддержки муниципальных образований). Можно было бы установить уровень и ниже 90%, но из областного
бюджета город или район в любом случае будет получать лишь 10% на возмещение затрат. Областной бюджет тоже не резиновый: верни
обратно прошлогодний стандарт оплаты, и бюджету потребуется дополнительно более 1,5 млрд. рублей. Столько необходимо средств на
бюджетную компенсацию затрат ЖКХ области, и чем закрыть эту финансовую «дыру», никто не знает. Найти дополнительные финансовые
ресурсы в сложившейся социально-экономической ситуации области практически невозможно. Отменить закон означает оставить
мэров территорий один на один с населением, без надежды что-либо получить из бюджета области. А если учесть, что подавляющая часть
муниципальных образований области, мягко говоря, финансово несостоятельна (а у территорий-доноров финансовые ресурсы изымаются
в «общий бюджетный котел»), то позволить себе такую «роскошь» мэры не могут. Если инициатива депутата Валерия Лукина будет
реализована, то главы муниципальных образований под давлением населения будут вынуждены пойти на отмену ранее принятых решений
о переходе на федеральные стандарты. Это приведет к кризисному состоянию всю бюджетную систему области, так как областной бюджет
и бюджеты муниципальных территорий на 2003 год были утверждены с учетом федеральных параметров оплаты услуг ЖКХ населением области.

Впрочем, и сам Валерий Лукин отмечает, что отмена закона не повлечет за собой автоматического снижения тарифов на коммунальные
услуги в регионе: решение о возврате к старой системе оплаты должны принимать местные власти. Однако, как подчеркивает депутат,
мэры в этом случае не смогут говорить населению, что они вынуждены повышать тарифы, так как существует областной закон. «Тогда
население пусть приходит с плакатами не к областному парламенту, а к главам администраций», — цитирует Лукина информационное
агентство «Телеинформ». Что же получается? Депутаты пытаются свалить всю ответственность на мэров, пытаясь выставить себя в белом
свете.

Действительно, при нынешнем уровне доходов части людей существующий размер квартплаты неподъемен. И как раз здесь необходима
помощь государства, но уже не как пайщика, а как рычага для поддержания социального баланса. Люди, чей доход ниже прожиточного
минимума, должны получать субсидии. На недавнем совещании мэров городов и районов области главы муниципалитетов выступили за
введение плавающей планки, определяющей возможность получения субсидий. Сейчас областной закон предусматривает, что квартплата
не должна превышать более 22% совокупного дохода семьи, возмещать остальные расходы на коммунальные услуги должен бюджет. А в
Москве «порог» установлен на уровне 13%, в Санкт-Петербурге — 15%, в Череповце — 10%, в Нижнем Новгороде «плавает» от 9% до 22%
в зависимости от величины семейного дохода. В сибирских регионах власти установили «плавающие» размеры платежей за коммунальные
услуги. Так, в Красноярском крае если доход семьи составляет 1-1,2 величины прожиточного минимума на одного человека, то
оплачивается 10% от размера коммунальных платежей, при доходе в 1,2-5 размеров прожиточного минимума — 15%, а 22% оплачивается только в
том случае, если доход семьи превышает 5 размеров величины прожиточного минимума.

Опыт соседних регионов может быть перенесен и на иркутскую почву. Депутаты и администрация области уже работают в этом направлении.
Планируется, что законопроект «О социальной поддержке населения Иркутской области в период реформирования ЖКХ» будет вынесен на
ближайшую сессию Законодательного собрания. Как отмечает депутат ЗС Юрий Фалейчик, этот документ позволят снять болезненные
проблемы, связанные с реформированием жилищно-коммунального хозяйства, и по-настоящему защитить людей, которые имеют
невысокие доходы.

Кроме того, власти выступают за упрощение системы предоставления субсидий. В настоящее время многие малообеспеченные граждане,
теоретически имеющие все права на субсидии, предпочитают не пользоваться ими — отталкивает перспектива изнурительной беготни по
кабинетам чиновников для получения нужных справок (их, как показывает существующая практика, нужно не менее 15 штук). Но уже
существует опыт Иркутска, где создана электронная база данных, содержащая информацию о составе семьи и доходах. Человеку, желающему
оформить субсидию, не нужно обходить несколько ведомств. Может, депутатам стоит направить свои усилия не на отмену закона, а
на создание действенной системы выделения субсидий на оплату услуг ЖКХ для 40% населения области, которое в этом нуждается?
Нужно двигаться вперед, «сломать» бюджет проще всего, может, это кому-то и принесет политические дивиденды, но населению легче от
этого не станет.

P.S. 13 марта на заседании комитета по бюджету Законодательного собрания были рассмотрены поправки к закону о внесении изменений
и дополнений в закон Иркутской области «Об областном бюджете на 2003 год». Всего в бюджетный комитет поступила 51 поправка. По
словам председателя комитета ЗС по бюджету, ценообразованию, финансово-экономическому и налоговому законодательству Юрия Рожкова,
чтобы удовлетворить все просьбы, нужен еще один областной бюджет, поэтому большинство поправок было отклонено. В числе
отклоненных оказалась и поправка, предложенная депутатом Лукиным В.А. Депутат предлагал исключить из статей 23 и 24 областного
закона о бюджете на 2003 год установление федерального уровня оплаты населением услуг ЖКХ на территории области как обязательное
условие предоставления субсидий на финансирование текущих расходов местных бюджетов и финансирования северного завоза. Депутаты
комитета единогласно отклонили данную поправку. Председатель бюджетного комитета депутат Рожков Ю.И. заявил, что эта
поправка потребует дополнительного выделения денежных средств на покрытие затрат ЖКХ, которых в области нет.

Голосование по данной поправке депутата Лукина В.А. весьма показательно, поскольку в повестке дня предстоящей сессии будет
рассмотрена законодательная инициатива этого депутата об отмене закона области о переходе на федеральные стандарты оплаты населением
услуг ЖКХ. Стоимость отмены всего закона на порядок превышает стоимость отклоненной бюджетным комитетом поправки депутата
Лукина В.А.

Читайте также

Подпишитесь на свежие новости

Мнение
Проекты и партнеры