издательская группа
Восточно-Сибирская правда

Испить из чаши бытия

  • Автор: Татьяна СУРОВЦЕВА, член Союза писателей России

Имя исполнительницы старинных русских романсов Нины
Дмитриевны Воротниковой стоит чуть поодаль многих ярких
имен: музыкантов, писателей, художников, искусствоведов,
трудами которых гордится наш город. Но дело, которому
певица отдала более тридцати лет жизни, не менее заслуживает
внимания. Н. Воротникова давно известна иркутянам, любителям
старинного романса, этого прекрасного, истинно русского
и глубоко народного явления музыкально-поэтического
жанра.

Рожденный в XVIII веке, он зазвучал в гостиных русского
дворянства, а потом широко распространился в народной
среде. В Иркутске романсы пели в домах поселившихся
здесь декабристов — Сергея и Екатерины Трубецких, Сергея
и Марии Волконских, где зимними вечерами собиралось
иркутское общество для салонного музицирования.

Эти старинные дома, возрожденные нашим городом для новой
жизни, стали родными для Нины Дмитриевны. Именно здесь
она «родилась» как исполнительница старинного романса.
А ведь это были времена, когда романс в нашей стране
вдруг стал «несовременным», когда в эфире и повсеместно
загрохотал железный рок, а все человеческое, казалось,
отступило…

И вот тогда, в 1970 году, молодая выпускница музыкального
факультета Иркутского пединститута Нина Воротникова
на первом салоне в день открытия дома-музея Трубецких
спела романс композитора М. Яковлева на слова Антона
Дельвига «Элегия»:

Когда, душа, просилась ты

Погибнуть иль любить,

Когда желанья и мечты

В тебе теснились жить,

Когда еще я не пил слез

Из чаши бытия, —

Зачем тогда, в венке из роз,

К теням не отбыл я…

Романс очаровал слушателей; слова и музыка, и талантливое
исполнение запомнились. А для Нины это было начало пути.

Как раньше, так и теперь Нина Дмитриевна с каким-то мистическим
ужасом отмахивается от всякого величания, от разговоров
о деньгах, никогда не навязывает себя в высоких кабинетах…
Это понятно всем истинным художникам: мирская суета
легко убивает творческое состояние. Но цену себе она
знает, потому что путь, избранный раз и навсегда, она
прошла без тени сомнения. «Ла Скала» — это значит «лестница».
Нина Воротникова шла по своей лестнице всю жизнь, все
выше к совершенству, к глубинному пониманию поэтического
слова и музыкальной ткани любимых романсов.

В характеристике к награждению певицы почетным званием
«Заслуженный работник культуры Российской Федерации» сказано:
«Заслугой Н. Воротниковой является возрождение и утверждение
после долгого запретительского замалчивания камерного
салонного музицирования старинного русского романса
XIX-XX веков. Наиболее полно это выразилось в организации
салонных вечеров в иркутских домах-музеях декабристов.
Н. Воротникова была одной из организаторов и первых
исполнителей этих вечеров. Эти музыкально-поэтические
вечера являются известным и признанным достоянием современной
культуры Иркутска».

Нина Дмитриевна Воротникова всю свою жизнь проработала в пединституте,
она доброжелательный и строгий учитель, старший преподаватель
по вокалу музыкально-педагогического факультета. Через
ее руки и ее трепетную душу прошла не одна сотня молодых
дарований. Ее студенты трудятся на всей территории Сибири
и Дальнего Востока, неся в народ музыкальную и певческую
культуру.

Исполнение же старинного русского романса стало для
Нины Дмитриевны страстью души и делом жизни. Глубоко
вникая в поэтическое слово и музыкальную ткань романса,
она как бы открывает его заново, находя свои акценты
и незаметные другим нюансы. Богатые вокальные данные
позволяют певице донести эти нюансы до внимательного
иркутского слушателя. «Для меня каждый романс — это
объяснение в любви к слушателю», — признается Н. Воротникова.
А слушатели отвечают ей той же любовью и признанием.
Каждый концерт Нины Воротниковой остается в памяти
надолго, потому что открывает нам новую грань мироощущений.

О творчестве Н. Воротниковой написано немало восторженных
статей под впечатлением от ее выступлений. В них отмечается
теплый грудной тембр ее голоса, его лирическая глубина
и сила, артистическое исполнение каждого романса, когда
певица предстает в образе дамы то золотого, то серебряного
века великой русской культуры.

Романс — уникальное явление русской культуры. Главное
в нем — лирическое стихотворение, в котором заключена
— в самой совершенной форме — история человеческого
чувства высокой нравственности и чистоты. Темы старинного
(и современного) романса — любовь, разлука, счастье
встречи — все, чем богата жизнь. Каждый находит в нем
отзвук своей судьбы. Романс — не просто песенка, это
талисман, драгоценное слово в прекрасной музыкальной
огранке. Он помогает нам оставаться людьми, сохранить
в себе то доброе, вечное, без чего человек не был бы
человеком. Его духовность часто идет от православия.
Недаром Н. Воротникову так очаровала дивная молитва
П. Чеснокова «Жертва вечерняя» («Да исправится молитва
моя…»), а также католические духовные распевы, сочиненные
великими композиторами мира.

Русские же композиторы, такие как Булахов, Гурилев, Глинка,
Варламов и другие, создали множество романсов на слова
наших поэтов-классиков… Можно сказать, что, сохраняя
в романсовой форме эту музыкально-поэтическую жемчужину,
Н. Воротникова совершает дело особой важности, уберегая
от забвения прекрасные порывы русского сердца.

Был в жизни Нины Воротниковой период, незабвенные годы,
когда она пела в сопровождении шестиструнной гитары
Александра Саги. Это было в доме-музее Волконских. Ныне
певица мечтает возобновить эту программу, пополнив ее
новыми произведениями.

Надо сказать, что Нина Воротникова выходит на сцену
не одна. Вот уже более тридцати лет она поет в сопровождении
камерного трио. Это музыканты Наталья Тихонова (она
оживляет строгий рояль своими умными и чуткими пальцами),
Наталья Авессаломова (в ее руках поет волшебная скрипка
старинного немецкого мастера Георгия Клеца) и, наконец,
Валентин Тихонов, чья виолончель вторит человеческим
голосом виолончельному голосу певицы. Та же характеристика
отмечает это так: «Заслугой Нины Воротниковой является
создание ею камерного трио, которое на протяжении трех
десятков лет сопровождает ее выступления, одновременно
исполняя лучшие классические произведения инструментальной
музыки. Все эти годы солистка и участники занимаются
просветительской работой б е с к о р ы с т н о».

Труден был путь молодых тогда музыкантов друг к другу.
Но творческий союз состоялся и живет. Ныне это не просто
высокопрофессиональные исполнители, но и настоящие друзья-коллеги.
Иркутский центр русской культуры стал для них родным
домом. Будем надеяться, что и в дальнейшем в этом доме
они найдут понимание и поддержку.

Нина Воротникова и камерное трио — участники всех культурных
событий жизни Иркутска. Они выступают не только в больших
концертных залах — органном и филармонии, но и в Доме
актера, Доме писателя, в музеях и актовых залах Академгородка.
Были выступления по просьбе комитета солдатских матерей
и даже в колонии строгого режима.

В последние годы музыканты выпустили два магнитоальбома
со своими концертными программами. А совсем недавно появился
лазерный диск, который открывается романсом на стихи
М.Ю. Лермонтова «Молитва»…

Находясь всегда в творческом поиске, Нина Воротникова
мечтает о создании новой программы, посвященной возрождению
(в новом прочтении) советской песни романсового звучания
(на слова И. Сельвинского, например) известных советских
композиторов — от Блантера до великого Свиридова.

Ну, а мы, поклонники ее доброго таланта, надеемся услышать
эти романсы в исполнении любимой певицы. Пожелаем нашим
музыкантам новых творческих успехов и настоящего, по
высокому счету, признания их заслуг.

Читайте также

Подпишитесь на свежие новости

Мнение
Проекты и партнеры