издательская группа
Восточно-Сибирская правда

Евгений КАНУХИН: "Жду от работы конкретных результатов!"

Во время недавнего совещания Госстроя в Ангарске, о котором мы рассказывали в прошлом выпуске "Настоящего времени", сводный отряд журналистов стал свидетелем показательного эпизода. Министерские гости и коммунальщики из разных городов Отечества вместе с ангарским градоначальником обходили пилотные жилые территории. Когда экскурсанты покинули один из дворов, к автобусу с надписью "Пресса" подскочил парнишка лет двенадцати и требовательно спросил: "А где наш мэр?!" В его ревнивой интонации нам послышалось неравнодушное отношение к хозяину города, который для ангарчан, по-видимому, не просто кабинетная фигура высокого ранга, а человек, которому можно довериться в сложной жизненной ситуации. В этом убедились многие жители города, опустившие письма в один из пятнадцати специальных почтовых ящиков "Почта лично мэру". Таких писем ангарский мэр Евгений Канухин получает порядка ста в неделю и вскрывает саморучно, по каждому считая своим долгом принять меры. Странно только, что земляки часто забывают сообщить свой обратный адрес. Одну бабусю с испортившимся унитазом пришлось искать через адресный стол, но сантехнику ей починили. Существенную долю в почте мэра составляют письма-благодарности за оказанную помощь. "Спасибо, - пишут ангарчане, - мы даже не ожидали, что на наш запрос так быстро и эффективно среагируют". Сегодня мы беседуем с главой Ангарского муниципального образования о проблемах и перспективах подведомственной ему территории.

Евгений КАНУХИН, 40 лет. Четвертый сын в семье железнодорожника со станции Суховская,
председателя станционного поселкового совета. После армии работал 8 лет на нефтеперерабатывающем
заводе, в вечернее время строил молодежный жилищный комплекс, где и получил квартиру. В ней живет с
семьей до сих пор. В 1988 году организовал один из первых в Ангарске ремонтно-строительных кооперативов.
С 1996 до 2002 года -генеральный директор акционерного общества «Каравай». С 1988 года — депутат
Ангарской городской Думы, с 2000 — областного Законодательного собрания. Закончил Иркутский
технический университет по специальности «Мастер делового администрирования» (экономика и управление
персоналом), Академию народного хозяйства при Правительстве Российской Федерации (школа бизнеса). 7
апреля 2002 года избран мэром Ангарска, 12-го — приступил к исполнению своих обязанностей. Женат, отец
двоих дочерей 15 и 18 лет, имеет двух собак: карликового пуделя и ротвейлера.

— Евгений Павлович, 12 апреля прошлого года, когда вы сели в кресло градоначальника, было у вас
ощущение, как у Гагарина во время первого полета, совершенно нового и очень значимого поворота в
биографии?

— Абсолютно никакого. Я ведь уже занимался городскими проблемами во время своей депутатской работы.
Экономическое и социальное состояние Ангарска для меня было совершенно ясным. Я сразу начал создавать
мобильную, способную эффективно работать команду, пригласив на посты своих заместителей по
направлениям людей от конкретного живого дела, единомышленников, таких, которые уже состоялись в
бизнесе, доказали на практике свое умение добиваться успешных результатов. Мне нужны были люди
профессионально компетентные, прежде всего в сфере экономики и управления, и к тому же способные
работать в команде. Дело в том, что сам я не авторитарный руководитель. Много лет работая в деловой среде, я
всегда придерживался коллегиальных, демократических принципов руководства. Случаи, когда я применил
схему: «Я сказал!», наверное, можно пересчитать по пальцам. Принципы демократического централизма мне
кажутся наиболее оптимальными для результативной работы. В одиночку человек мало что может сделать. А
при поддержке и понимании большинства даже самое невероятное становится возможным. Итак, первое, что я
сделал, — это собрал для командования городом коллектив грамотных управленцев, неравнодушных к тому,
что Ангарск последнего десятилетия на глазах хирел и угнетался во всех жизненных сферах. Я это прекрасно
видел, работая и в городской Думе, и в местном Союзе предпринимателей. Именно предпринимательская
гильдия и благословила меня на выборы. Вместе с союзниками мы приняли решение о моем выдвижении,
руководствуясь единственным мотивом: «Кто, если не мы?»

— С чего же вы начали кардинальную ломку ситуации в городе?

— Надо сказать, меры, на которые мы пошли, были весьма непопулярными, поскольку ломали саму
психологию людей — психологию потребительскую и иждивенческую. Вначале мы взялись за директорский
корпус муниципальных предприятий. Из 57 МУПов рентабельным было только одно — центр технической
инвентаризации. Руководители всех остальных, находящихся в глубоком кризисе, повторяли одну и ту же
абсурдную фразу: «А мы — планово-убыточное производство». Такая капитулянтская установка грозила
привести к банкротству самого муниципального образования как экономического организма. Когда я принял
городское хозяйство, долги бюджета были сопоставимы с его годовой суммой. Задолженность только «Иркутск-
энерго» равнялась 300 миллионам. Надо было срочно выводить муниципалитет из финансового провала. Со
всеми директорами, причем не только хозяйственных, но и лечебных, образовательных учреждений, мы
перезаключили договоры с бессрочных на срочные. Обязали хозяйственников работать по бизнес-планам, а
директоров школ и лечебной сети — по финансовым планам. По сути дела, финпланы — это те же сметы, по
которым подобные учреждения работали всегда, только вот доходная часть в них, как правило, никогда не
отражалась и не отслеживалась. А ведь она есть, и не малая. В тех же школах вносится родительская плата за
всевозможные услуги, аккумулируются деньги на ремонт, какая-то спонсорская помощь. Каждую приходную
копейку теперь необходимо контролировать, считать и отражать документально. Конечно, иным руководителям
это не понравилось, пришлось преодолевать тяжеловесный балласт человеческой инерции. А сколько нас
хлестали плетками в прессе за то, что мы, сами будучи «акулами бизнеса», переводим всю жизнь города на
рельсы тотальной коммерциализации! Карикатуры рисовали. Но мы не отступили. И, как показала практика,
были правы. Сегодня 90% муниципальных предприятий в Ангарске работает без убытков. Ну а когда наша
политика начала приносить положительные результаты, тогда и люди начали относиться к ней с пониманием и
доверием. Круг наших единомышленников среди горожан растет. Это я чувствую и по получаемой почте.

— Вы поставили перед директорским корпусом революционные задачи. А помощь какую-то оказали в
их решении?

— Хороший вопрос. А как же? Мы приложили достаточно усилий, чтобы провести среди городских
менеджеров основательный ликбез. Состоялось множество выездных встреч в школах, поликлиниках, на
предприятиях. Постоянно шло консультирование перед защитой бизнес- и финпланов комиссией при
заместителе мэра по экономике. Из Москвы мы пригласили на лекторий специалиста в области управления
профессора Станислава Хайниша. Под его руководством директора прошли учебу и даже сдавали экзамен.
Причем в их рядах выявились такие, кто вошел во вкус и начал активно заниматься саморазвитием. Сначала
надо устранить разруху в головах, а потом уже и экономические параметры начнут выравниваться. Нынче,
например, в учреждениях здравоохранения выручка от платных услуг населению за один только квартал
превысила прошлогоднюю годовую. Это не значит, что стали брать с народа больше денег, а просто эти деньги
были легализованы и прозрачны. И наши лечебницы хоть немного посвободнее вздохнули. Нет больше вечной
проблемы с пеленками в роддоме, появились кое-какие запасы медикаментов, какие-то средства для ремонтов.
Не все, конечно, трудности позади. Но лед тронулся.

— Вам удалось вытащить муниципалитет из долговой ямы?

— Скажем так: нам удалось остановить лавину долгов. Мы закрыли 182 миллиона задолженности перед
«Иркутскэнерго», продав ему же землю под его объектами. В 2003 году ангарский бюджет развития в десять раз
больше, чем в предыдущем. Мы уже можем какие-то средства вкладывать в город. Например, в долгосрочную
программу ремонта фасадов городских зданий, которая действует с апреля текущего года. За лето в центре
города мы отремонтировали 23 дома, сделали бы и больше, если бы не дефицит рабочих рук и не августовские
дожди. Резервы в бюджете есть. Как и в бизнесе, в управлении городом нельзя позволять себе жить не по
средствам. Пора проститься с многолетней практикой принятия бюджетов с дутыми завышенными расходными
статьями и извечным дефицитом, да еще с опозданиями на два-три месяца. Город будет строиться. Вырастут
новые микрорайоны: 250-й, 30-й, 34-й.

— А денег хватит?

— Бюджетных — нет. Мы активно привлекаем дольщиков. Это вообще наша политика — во все сферы
привлекать инвесторов. Пусть у нас осваиваются деньги, работают занятые люди, собираются налоги. Вот
совсем недавно я беседовал с управляющим АНХК Владимиром Васильевичем Анисимовым. ЮКОС планирует
выдавать своим работникам от 300 до 600 тысяч рублей ссуды на строительство жилья, недорогого — по 7-8
тысяч за квадратный метр. Для компании это один из способов решения кадровой политики, а одновременно —
это и один из механизмов развития города. Уже сегодня руководители городских предприятий,
предприниматели, общественность активно включаются в процесс благоустройства города без каких-либо
затрат из муниципального бюджета. Например, в ближайшую пятницу, 26 сентября, общественная организация
«Ангарчане» (я, кстати, ее возглавляю) в честь своего трехлетия выходит на субботник озеленять Ангарский
проспект: будут высажены более 100 деревьев и 1200 кустарников (преимущественно сирени).

— Вы заботитесь о том, чтобы обеспечить вашему НЭПу общественную поддержку?

— Разумеется. Регулярно собираются городской совет директоров при мэре и общественная палата, куда
включены самые влиятельные и уважаемые граждане Ангарска. Все свои новации мы обсуждаем с ними.
Принимая даже болезненные для населения решения, такие, например, как повышение коммунальных тарифов,
мы даем нашим почетным гражданам полный экономический расклад, обоснование своих действий.
Заручившись их солидарностью, нам гораздо проще проводить преобразования.

— В Ангарском муниципальном образовании, кроме самого города, четыре поселковые территории.
Как они себя чувствуют?

— Там ситуация непростая. Территории эти очень затратные для нашего бюджета и пока, увы, убыточные.
Но мы ищем резервы их поднять и, не сомневаюсь, найдем. Недавно поддержали жизнеобразующее
сельскохозяйственное предприятие в Одинске — помогли с покупкой голландского оборудования по посадке
картофеля: 2 миллиона рублей выделила городская казна, 2 миллиона вложило само хозяйство и 4 добавила
областная администрация. Пытаемся расшевелить производственную базу и в других поселках. Жилой фонд
Китоя и Мегета отдали в доверительное управление нашим уже окрепшим пилотным компаниям по
эксплуатации жилья. Я регулярно вместе с ведущими специалистами администрации бываю в этих населенных
пунктах, работаю с руководством, вникаю в проблемы, ищу варианты их решения.

— Вы не ждете, что останетесь в истории Ангарска как активный реформатор?

— Я жду от работы конкретных результатов. Вся моя команда настроена работать на результат. А понятие
реформаторства само по себе у людей вызывает стойкие негативные ассоциации, потому что за долгие годы
перестройки реформы принесли им много головной боли и очень мало практической пользы. Взять хотя бы
реформу ЖКХ. Она проводится уже десяток лет, а реальных дел нет. А мы с нашими пилотными проектами
эксплуатации жилья управляющими компаниями за год добились конкретных улучшений для людей. Надо не
говорильней заниматься в кабинетах и залах заседаний, а действовать. И, может быть, еще сегодня не все
скажут нам спасибо за наши действия, но уже в недалеком будущем люди оценят наш труд.

Читайте также

Подпишитесь на свежие новости

Мнение
Проекты и партнеры