издательская группа
Восточно-Сибирская правда

Мост между Европой и Азией

  • Автор: Геннадий ФАДЕЕВ, президент ОАО "РЖД"

Переход железнодорожного транспорта - одной из базовых отраслей экономики Российского государства - в новую организационно-правовую форму является событием историческим. Идеология эволюционного подхода к реформе отрасли была заложена в Основных направлениях развития железнодорожного транспорта, принятых на Всероссийском съезде железнодорожников в 1996 году и утвержденных президентом России, а затем в Концепции и Программе структурной реформы на железнодорожном транспорте 1998 и 2001 годов.

Именно эти этапные документы явились отправной точкой эффективного развития
железнодорожного транспорта в новом качестве — в виде мощной государственной корпорации с созданием
конкурентной среды в сфере перевозок и других видах деятельности. В соответствии с решением
руководства страны мне поручено возглавить работу вновь созданной компании — открытого акционерного
общества «Российские железные дороги», которая 23 сентября прошла государственную регистрацию.

Новой корпорации необходимо качественное развитие производственной базы на основе
построения эффективной системы управления и инвестиционной политики. Объективный факт, что мы
только ищем подходы для грамотной работы с активами,
для привлечения инвестиций. В условиях
значительного износа основных фондов это первостепенная задача, для реализации которой необходима
финансовая устойчивость компании.

Огромные финансовые ресурсы требуются на погашение накопившейся за многие годы
кредиторской задолженности и сокращение финансовых рисков. В результате мы вынуждены работать в
условиях дефицита денежных средств. Поэтому требуется оптимизация финансовой деятельности,
которая бы обеспечила выход на рентабельную работу, устойчивое функционирование и динамичное
развитие корпорации.

Особый профессионализм и ответственность требуются от рядовых работников, так как трудом
машинистов, слесарей, монтеров, электромехаников, приемосдатчиков, билетных и товарных
кассиров
обеспечиваются безопасность и качество перевозок, формируется имидж и авторитет компании.

Надо иметь в виду, что создание крупнейшей государственной корпорации — ОАО «Российские
железные дороги» вызывает серьезные ожидания в обществе: у наших клиентов,
у независимых перевозчиков, у
предпринимателей, у всех пользователей услугами железнодорожного транспорта. И мы должны так
построить стратегию управления и развития компании, чтобы общество и государство в результате
реформы получили удовлетворение растущих требований экономики и общества в перевозках;
повышение эффективности железнодорожного транспорта; снижение транспортной нагрузки на экономику.
Пассажирскими компаниями должно быть обеспечено покрытие реальных инфраструктурных затрат. В
условиях реальной конкуренции предоставление наиболее эффективных ниток графика должно
осуществляться на конкурсной основе в соответствии с рыночными принципами.

Скептики и критики эволюционного варианта реформы говорили о нереальности изменения
отношения к сотрудничеству с железными дорогами со стороны инвестиционных институтов и зарубежных
компаний при сохранении 100-процентной собственности акционерного общества «Российские железные
дороги». Они глубоко заблуждались. Уже сегодня, на старте работы компании, выстраивается очередь
банков, инвестиционных и финансовых корпораций для сотрудничества в области технического
перевооружения железных дорог и предприятий отрасли. Транспортники Германии, Польши,
Финляндии, Ирана и других стран активно ищут сотрудничества.

Миссия, цели и принципы развития

Миссия ОАО «РЖД» должна реализовываться через достижение следующих стратегических
целей:

— повышение долгосрочной эффективности и финансовой устойчивости;

— повышение качества услуг;

— увеличение масштаба транспортного производства в России;

— глубокая интеграция в Евроазиатскую транспортную систему.

Предстоит организовать работу компании на основе понятных принципов достижения
корпоративной эффективности. Прежде всего необходимо осуществление текущего управления на
основе стратегических целей. Нужна увязка всех принимаемых решений, проектов, программ со
стратегией развития компании. Только последовательное, выверенное, устойчивое управление может быть
эффективным. Любые «шараханья» в угоду сиюминутной ситуации или субъективному мнению приводят к
нерациональным затратам производственных ресурсов.

Во-вторых, необходимо повышение доходности перевозок и эффективное управление затратами, основанное на
бюджетировании и информационных системах.

Третий основополагающий принцип — обеспечение финансовой прозрачности и повышение качества
управления финансовым результатом корпорации.

Четвертый — повышение экономической ответственности и заинтересованности всех работников в
улучшении финансово-экономических результатов работы корпорации через новый механизм мотивации.

Пятый — создание эффективной системы управления активами и инвестиционными ресурсами.

Шестой — ориентация на качественное обслуживание клиентов, ежедневная работа над повышением
качества.

Инструменты эффективного развития

Для эффективного развития корпорации необходимо создание единых требований, или системы
корпоративных стандартов.

Во-первых, необходим стандарт организации грузовых перевозок. Он должен основываться на
следующих принципиальных положениях:

— клиент — партнер, удовлетворение интересов клиента — основа корпоративного развития;

— нет крупных или мелких потребителей услуг — есть равенство интересов и взаимовыгодный результат.

Организация пассажирских перевозок должна основываться на понимании того, что эти
перевозки — не убыточная «повинность» железнодорожного транспорта, а потенциально эффективная сфера
бизнеса.

Необходимо перейти от идеологии «вывоза пассажиров» к идеологии качественного
удовлетворения спроса на поездки и повышения на этой основе привлекательности железнодорожных
перевозок для населения.

Ключевое значение получит стандарт инвестиционной деятельности, который должен в корне
изменить подходы к ее организации. Необходимо перейти от «освоения» капитальных вложений к
эффективному инвестированию. Расширить горизонт управления инвестиционной деятельностью от
формирования и выполнения годовой программы к долгосрочному управлению инвестиционными
процессами.

Для эффективной работы на рынке требуется стандарт управления качеством. Качество должно
быть не проблемой клиента, а заботой акционерного общества «Российские железные дороги»,
гарантированно присутствуя в каждой предлагаемой услуге. Российские железные дороги являются
транспортным мостом между Европой и Азией, и эти географические преимущества должны быть в полной
мере использованы, что требует соблюдения международных стандартов качества. При этом необходимо
решить целый комплекс задач, таких как:

— гармонизация транспортного законодательства;

— проведение гибкой, эффективной тарифной политики;

— создание совместных операторских компаний в международных транспортных коридорах;

— приведение к международным стандартам инфраструктуры и подвижного состава.

На предприятиях будет работать около полутора миллиона человек. Они объединены
сплачивающим, престижным словом — «железнодорожники».

Создать из всех своих сотрудников единую команду, беспрецедентную по своим масштабам в
мировой истории, и направить эту команду на достижение общекорпоративных и общенациональных
целей — вот основная задача создания и внедрения корпоративной культуры компании.

Положение на рынке транспортных услуг

Акционерное общество «Российские железные дороги» должно укрепить статус общенациональной
транспортной компании, обеспечив ежегодный рост объемов грузовых перевозок не менее чем на 5%.

В результате к 2007 году грузооборот превысит 2 триллиона тонно-километров, превзойдя уровень
1992 года — первого года работы российских железных дорог — на 3%. Таким образом, будет не только
восстановлен, но и превышен уровень транспортной обеспеченности экономики страны (в части
грузовых перевозок), существовавший на старте экономических реформ в России.

Мы должны не только подготовиться к количественному и качественному росту спроса, но и
сами стимулировать такой рост за счет повышения качества транспортного обслуживания,
предоставления новых видов эффективных услуг, стабильности и прогнозируемости тарифов.

Вклад в развитие экономики России

Реализация стратегии компании «РЖД» позволит решить важнейшие социально-экономические,
государственные задачи:

— стимулирование подвижности населения и повышение доступности пассажирского
транспорта, в том числе в отдаленных регионах России;

— превращение России в крупнейшего международного перевозчика транзитных грузов;

— развитие транспортного машиностроения и отраслей промышленности — поставщиков
оборудования, запасных частей и материалов для железных дорог будет способствовать системному
росту качества экономики;

— хозяйственное освоение новых экономических районов и ускорение их социального развития
будет способствовать улучшению структуры размещения производственных сил и демографической
ситуации в стране.

Первоочередными задачами новой компании будут:

— принятие стратегии развития ОАО «РЖД»;

— скорейшее внедрение системы бюджетирования, включая механизм бюджетно-рыночной мотивации,
что обеспечит финансовую прозрачность, сбалансированность и заинтересованность структурных единиц,
менеджеров и персонала в повышении эффективности работы. График этой работы определен, выделены
пилотные дороги, на которых апробируются механизмы бюджетного управления. Срывов здесь быть не
должно.

В ходе проведения первого этапа реформы возобладал исключительно взвешенный
государственный подход к правовым и имущественным преобразованиям. Сохранено единое тарифное
пространство, открыты ворота для конкуренции в сфере перевозок, продолжает действовать испытанная
столетиями система социальной защищенности железнодорожников.

Приступая к руководству открытым акционерным обществом «Российские железные дороги» в
качестве его президента, вижу свою главную задачу в приумножении полуторавековых традиций
отрасли и, на этой основе, создании высокоэффективной транспортной компании двадцать первого
века.

Читайте также

Подпишитесь на свежие новости

Мнение
Проекты и партнеры