издательская группа
Восточно-Сибирская правда

"Правда-матка" товарища Турусина

  • Автор: Николай ЭЛЬГЕРТ, начальник ГУСХ администрации Иркутской области

У селян сейчас напряженнейшая пора. И мне больше обычного приходится мотаться по районам, по хозяйствам - где словом, советом помочь, где делом. После одной из командировок дают мне почитать очередной номер "...вестей". Читаю и глазам своим не верю: "Земля брошена... фермы разорили, люди брошены на произвол судьбы... все рухнуло...". Этакую картину рисует Анатолий Турусин, бывший депутат Государственной Думы, в статье "Какие интересы правят Законодательным собранием?".

Если судить по названию, то статья не только о
сельском хозяйстве, но и о народных избранниках.
«…Через депутатов, которых интересует собственное
бытие…» — это цитата из статьи А. Турусина.
Славная цитата, откровенная. О том, что интересует
депутатов, А. Турусин хорошо осведомлен, знает лучше
нас, ведь у него за плечами есть опыт дважды
депутата Госдумы.

Так чем вы там, в Думе, интересовались, Анатолий
Афанасьевич, когда в новой России разваливалось
сельское хозяйство? Вы, должно быть, не обращали
внимания на резкое обнищание села и такое же резкое
накопление благополучия у торговцев ГСМ, у
энергетиков, банкиров. Хотя могли бы и обратить
внимание на отсутствие паритета цен между товарами
материальнотехнического назначения и продукцией
сельского хозяйства, от которого сельское хозяйство
теряло и теряет текущие доходы в пределах одной
пятой выручки, учитывая при этом потери основных
факторов производства. Именно из-за диспаритета цен
и инфляционных процессов, по расчетам главного
управления сельского хозяйства, изъято доходов
сельхозтоваропроизводителей за 2002 год около 626
млн. рублей и за первое полугодие 2003 года — 394
млн.рублей. При таком неэквивалентном товарообмене
сельхозтоваропроизводители страдают, с одной
стороны, от опережающих темпов роста тарифов на
энергоносители, транспортные перевозки, цен на
технику и другие материально-технические ресурсы, с
другой — от снижения платежеспособности
потребителей. В итоге это выливается в большие суммы
недостатка собственных оборотных средств у
сельхозтоваропроизводителей, а это влечет за собой
сокращение поголовья животных, посевных площадей,
рабочих мест, приобретение кредиторской
задолженности.

Диспаритет цен резко увеличил себестоимость
производства сельхозпродукции. В условиях рыночной
экономики наша продукция стала неконкурентоспособной
в силу снижения покупательской способности
населения. Большинство сельхозпредприятий оказалось
с огромной кредиторской задолженностью, значительная
часть которой — внебюджетные фонды. В 1997 году
кредиторская задолженность превышала годовую выручку
от реализации сельхозпродукции всех хозяйств
области. Кстати, в настоящее время, когда, как пишет
Турусин, «все рухнуло», она снизилась и составляет
80% от годовой выручки. Конечно, снижение
кредиторской задолженности не улучшило положение с
оборотными средствами хозяйств области, но в
пропасть мы не скатились.

В качестве ликбеза можно взять для примера 2002 год,
когда цены на товары, материально-технические
ресурсы выросли в среднем на 24%, а на продукцию
сельского хозяйства — всего на 8%. Сегодня
диспаритет цен по отношению к 1990 году составляет
23:1, где 23 — рост цен на материально-технические
ресурсы, а 1 — это понятно. Для того чтобы селянину
купить комбайн сегодня, надо реализовать 640 тонн
зерна, против 65 тонн в 1990 году. Еще один пример.
С 1 января 2003 года тарифы на электроэнергию
увеличились в 1,5 раза, на тепловую энергию — в 1,6
раза, на ГСМ — на 16 %. В итоге удорожание, по нашим
расчетам, составит 160 млн.рублей. Это удорожание
ляжет на плечи хозяйств, в очередной раз станет
причиной, сдерживающей рост производства в сельском
хозяйстве. В 2002 году уровень убыточности от
реализации мяса КРС составил 28,9 %, молока — 0,1 %.
Рентабельное производство свинины — 12,6 %, но этот
показатель даже для простого воспроизводства низкий.

Вот они, истинные причины бедственного положения
сельского хозяйства России. Но, помилуйте, при чем
же здесь губернатор Иркутской области? Ведь именно
на него вы решили взвалить макроэкономические
причины? «Его (губернатора)… давно надо отзывать
только за развал сельского хозяйства…», пишете вы.
Эта фраза опоздала лет на 8-10, да и относится она к
другому человеку, а по большому счету — адресатом
вашей филиппики должен быть Егор Гайдару, который,
вымаливая финансовую помощь у Всемирного валютного
фонда, выполнил их условия и отпустил цены на
энергоносители и тем самым вверг экономику России в
бездонную яму.

Если же вам хотелось поговорить о том, как
губернатор Борис Говорин занимается сельским
хозяйством, то побеседуем с цифрами в руках. Для
вашего сведения: сельское хозяйство области,
находясь в экстремальных природноклиматических
условиях, а также в непростом финансовом положении,
ежегодно наращивает темпы производства
сельскохозяйственной продукции на 1-2%. Уже три года
в целом хозяйства области получают прибыль.
Рентабельность в 2002 году составила 17,4 %. Это
стало возможным благодаря интеграционным процессам
реформирования и государственной поддержке.

В ГУСХ прекрасно понимают, что финансовой поддержки,
отпускаемой ежегодно из бюджета области на сельское
хозяйство, на всех не хватит. Сейчас разработана
система, поддерживающая только эффективно
работающих, и это, мы считаем, правильно. В 2002
году в Иркутской области принята Программа
социально-экономического развития региона, и ее
составляющей частью является Программа развития
сельского хозяйства Иркутской области на 2002- 2005
годы — понятный документ, с конкретными мерами по
отраслям сельскохозяйственного производства. Наша
программа предусматривает к уровню 2001 года
увеличение производства зерна на 23%, что позволяет
полностью закрыть в нем потребности, мяса — на 17%,
молока — на 24%, овощей — на
13%, яйца — на 4%, картофелем население области
обеспечивается полностью. Рубежи программы
обусловлены возможностями областного бюджета,
имеющего значительный дефицит, диспаритетом цен,
недостаточной федеральной бюджетной поддержкой. К
слову, в настоящее время в стадии доработки
находится Программа социального развития села до
2005 года.

Согласно утвержденной Программы развития
сельскохозяйственного производства Иркутской области
администрация области ежегодно выделяет бюджетные
средства. После внедрения нового механизма
бюджетного финансирования для
сельхозтоваропроизводителей области (50 на 50) в
сельском хозяйстве увеличились по сравнению с 1997
годом закупки племенных животных ежегодно в 20 раз,
приобретение техники возросло на 30%, перестали
снижаться объемы внесения минеральных удобрений.

При этом не надо забывать, дорогой товарищ Турусин,
что нынешней администрации области до сих пор
приходится расплачиваться за кредиты 1992, 1995,
1996 годов, полученные хозяйствами области (не тогда
ли вы представляли область в Москве?). Это
существенно уменьшает возможности администрации по
господдержке. Администрация области ведет
поступательную работу по агропромышленной
интеграции, помогает привлечь инвестиции. Нужно
совершенствовать систему поощрения промышленников,
вкладывающих в сельхозпроизводство свои деньги.
Поощрением могли бы быть налоговые льготы, льготные
кредиты и т.д., что в настоящее время и делается, на
согласовании находится проект постановления
губернатора по льготному налогообложению
промышленников, работающих на интеграционных
принципах.

Словом, за последние годы сельское хозяйство области
сохранило свои позиции по производству основных
видов сельхозпродукции. Немалую роль в этом сыграли
личные подсобные хозяйства граждан. Это имеет не
только важный экономический, продовольственный, но и
социальный аспект. В Иркутской области полностью
удовлетворяются потребности населения за счет
собственного производства по яйцу, картофелю, овощам
местного ассортимента.

По основным экономическим показателям деятельности
сельскохозяйственных предприятий по Российской
Федерации в 2002 году Иркутская область заняла 3
место (по рейтингу) по совокупности 5 показателей
(удельный вес прибыльных хозяйств, уровень
рентабельности, выручка в расчете на 1 га
сельхозугодий и 1 работника сельскохозяйственной
организации, кредиторской задолженности в % к
выручке), а по удельному весу прибыльных хозяйств —
1 место в России. Удельный вес прибыльных хозяйств
области составляет 89% (рейтинг составлен
Министерством сельского хозяйства РФ по собственной,
единой для АПК России, методике).

По эффективности сельскохозяйственного производства
из расчета на 100 га сельхозугодий (производство
продукции) среди регионов Сибирского федерального
округа область занимает по молоку — 1 место, мясу —
1 место, картофелю — 1 место, овощам — 1 место,
зерну — 7 место.

По своду шести видов продукции область стоит во
главе списка регионов Сибири и Дальнего Востока.

Так что, товарищ Турусин, «все рухнуло», говорите?
Не дождетесь. Губернатор, администрация области,
ГУСХ вытягивают общими силами наше сельское
хозяйство — и вытянут. А вы, дорогой товарищ,
постарайтесь в дальнейшем избегать оскорбительных
выражений, если уж ратуете за демократию.

Читайте также

Подпишитесь на свежие новости

Актуально
Мнение
Проекты и партнеры