издательская группа
Восточно-Сибирская правда

"Ангарск - Дацин": грузите нефть цистернами

  • Автор: Анастасия ВАВИЛОВА

Пока российское правительство решает, нужно ли строить нефтепровод "Ангарск -- Дацин", ЮКОС увеличивает поставки нефти в Китай по железной дороге. Их объем с каждым годом возрастает почти в два раза. Это позволяет обеспечить постоянное присутствие российских компаний на рынке нефти КНР и отчасти выполнить достигнутые ранее договоренности по экспорту нефти в эту страну.

В 2003 году из Ангарска в КНР будет отгружено 3,6 млн. тонн сырой нефти, из них
Sinopec получит 1,6 млн. тонн. Поставки другой китайской нефтяной госкомпании — China
National Petroleum Corporation (CNPC) — вырастут с 1 до 2 млн. тонн. Планы поставок CNPC
на 2004 г. пока являются предметом переговоров, говорят в ЮКОСе. Но известно, что на
долю Sinopec в будущем году придется 2,5 млн. тонн.

Когда начнет работать нефтепровод Ангарск — Дацин, ЮКОС скорей всего свернет
железнодорожные перевозки в Китай. Пик экспорта железной дорогой придется на 2005
год, считают в компании. Эта торговля выгодна при сегодняшней цене на нефть. А она
действительно находится на вершине. Достаточно сказать, что за последние 60 лет
средняя цена составляла 16 долларов за баррель, существующая сегодня — 24-26 доллара.
За пять лет она выросла почти в три раза.

Между тем железная дорога не готова к столь динамичному увеличению загрузки. ВСЖД
совместно с ЮКОСом разработан комплекс мероприятий, направленных на увеличение
эффективности железнодорожных перевозок. Он связан в том числе с экспортом нефти в
Китай. Железная дорога испытывает дефицит вагонов. В результате реформирования
МПС и создания РАО «РЖД» стали активно формироваться частные транспортные
компании. У ЮКОСа создано ЗАО «ЮКОС-Транссервис». Компания вынуждена идти
на дополнительные затраты: ежегодно до 100 млн. долларов расходуется на приобретение
цистерн. К лету будущего года ЮКОС построит в районе Ангарска пять путей для
формирования составов под перевозку нефти, что впоследствии обеспечит скидку на
перевозку до 10%.

Железнодорожный транспорт в три раза дороже трубопроводного. Следует отметить, что
затраты на логистику в нефтянке составляют 40%. Сегодня, к примеру, переработка 700
тыс. нефти стоит 450-480 млн. рублей, а доставка его до потребителя в два раза дороже —
800-900 млн. Глава Ангарского филиала ЗАО «ЮКОС-РМ» Евгений Ставицкий
признался, что торговля нефтью цистернами имеет очень низкую эффективность. Она
уступает по прибыльности торговле нефтепродуктами как с АЗС, так и с нефтебаз. Но
рынок нефтепродуктов более узок, чем рынок сырой нефти.

Ценовой фактор дал серьезный толчок росту добычи. По предварительным прогнозам, в
2003 году в России будет добыто около 415 млн. тонн нефти. Хотя еще в 2001 году этот
показатель составлял 348 млн. тонн. Увеличение продаж нефти, безусловно, является
вопросом государственной важности. Сегодня бюджет получает в пределах 45% средств с
каждой тонны проданной нефти. Это как раз тот самый случай, когда интересы
государства и бизнеса максимально совпадают.

Российские нефтяники пытаются использовать эффект высоких цен на нефть, несмотря на
слабую транспортную систему, низкую пропускную способность портов и трубопроводов.
Ни одна из нефтяных компаний не сократила объем добычи, напротив, она постоянно
наращивается. Несколько иначе обстоит дело в нефтепереработке. Все дело в том, что
российская промышленность не успевает развиваться такими же стремительными
темпами, как нефтяная отрасль. В результате в нефтяном секторе сложилась некая
диспропорция: нефти добывается все больше, но на работе нефтеперерабатывающих
заводов это никак не сказывается. Спрос на внутреннем рынке нефтепродуктов ограничен.
Зато в мире спрос на нефть пока растет. Поэтому вполне естественно, что нефтяные
компании спешат заработать на этом деньги. Тот же ЮКОС, например, в 2003 году
увеличит добычу более чем на 10 млн. тонн. Нефтяников не останавливает и
неопределенность позиции властей в решении вопросов о строительстве новых
нефтепроводов.

В Минэнергетики РФ прогнозируют, что объем переработки нефти в России в 2003 году
вырастет всего на 3%, он ожидается в объеме 190 млн. тонн. Планируется, что на ОАО
«Ангарская нефтехимическая компания» прирост составит более 3,6% и достигнет
отметки 8,5 млн. тонн. А в следующем году вполне вероятно, что загрузка приблизится к
9 млн. тонн.

Сегодня в ЮКОСе активно инвестируют средства в поиск новых способов продаж.
Начиная с 2001 года расширяются и возвращаются утерянные некогда бывшими
владельцами АНХК рынки сбыта. В нынешнем году после временного перерыва было
поставлено 596 тыс. тонн в Якутию. И сейчас ЮКОС рассматривает республику как
перспективный рынок, емкость которого составляет около 900 тыс. тонн.

На треть в текущем году были увеличены поставки нефтепродуктов за рубеж. Высокую
динамику роста демонстрирует Монголия. Ежегодно потребление бензинов в этой стране
увеличивается в полтора раза, хотя еще в 2000 году отгрузка составляла всего 15-18 тыс.
тонн. Но на АНХК готовятся к тому, что постепенно спрос на нефть и нефтепродукты
будет снижаться. Им на смену придут новые энергоносители. Нынешние тенденции
мировой экономики таковы: спрос на электроэнергию и газ растет куда быстрее, чем на
нефть. «Компания должна развиваться не только экстенсивным путем, расширяя рынки
сбыта, — отметил Евгений Ставицкий. — Сегодня мы активно работаем над сокращением
затрат».

Стратегия ЮКОСа — самостоятельно довести свой продукт до конечного покупателя. В
этом году ЮКОС освоил бункеровку всех видов судов, став своего рода АЗС на воде.

В компании также работают над проектом строительства гермоналива на 400 тыс. тонн
нефтепродуктов в год, которые будут доставляться в отдаленные районы области
автотранспортом. В перспективе планируется закупить два десятка сорокатонных
бензовозов «MAN». «В итоге нам удастся без ущерба для потребителей ликвидировать
неэффективные нефтебазы, которые раньше создавали едва ли не в каждом колхозе»,
— рассказывает Евгений Ставицкий.

Бизнес, в том числе и в Ангарске, позволяет ЮКОСу сохранять лидирующие позиции в
российской нефтяной отрасли, несмотря на продолжающийся рост тарифов и
ограниченность транспортной инфраструктуры. Недавно компания опубликовала
финансовые итоги работы за II квартал 2003 года по стандартам US GAAP. Объем выручки от
реализации и прочих доходов, полученных от основной деятельности, увеличился на
49,3% по сравнению с аналогичным периодом 2002 года и составил 3,825 млрд. долларов.
Рост выручки объясняется увеличением объемов добычи и цен реализации. Причем
выплата налогов увеличилась на 84,3% и составила 1,172 млрд. долларов.

Читайте также

Подпишитесь на свежие новости

Мнение
Проекты и партнеры