издательская группа
Восточно-Сибирская правда

Пакет с "сушками" продадут на бирже

  • Автор: Наталья МИЧУРИНА, "Восточно-Сибирская правда"

20% акций ОАО "НПО "Иркут", одного из крупнейших предприятий Иркутской области, с ежегодной выручкой более 500 млн. долларов, в первом квартале 2004 года будут выставлены на продажу сразу на двух российских торговых площадках - РТС и ММВБ. Их цена может составить около 100 млн. долларов. Британская Financial Times констатирует, что это самое большое предложение на российском фондовом рынке.

Впервые в истории отечественного ВПК структура, так прочно завязанная
на военное производство, собирается начать первичное размещение своих
акций на бирже. На долю боевых самолетов приходится более 95% заказов
компании: сейчас производятся СУ-30 по заказу индийских и малазийских
ВВС, а также самолет-амфибия БЕ-200 по контракту с МЧС РФ. «Иркут»,
созданный год назад на базе Иркутского авиационного производственного
объединения, относится к оборонным предприятиям с большой долей
частного капитала. До 40% акций комбината контролируется
менеджментом, а государству через ОАО «Сухой» принадлежит 14,7%.

Средства от продажи акций планируется направить на приобретение 75-
процентной доли в ОАО «ОКБ им. Яковлева». Сейчас 90% акций ОКБ
контролируется менеджментом. Подробности сделки не разглашаются, но,
по оценкам аналитиков, стоимость приобретаемого пакета составит около
70 млн. долларов. Президент «Иркута» Алексей Федоров сообщил, что
слияние будет завершено в будущем году. В результате оба предприятия
перейдут на единую акцию. Корпорации сейчас принадлежат 45% акций
ТАНТК им. Бериева, КБ «Русская авионика». Приобретение ОКБ им.
Яковлева — разработчика военной и гражданской авиатехники — позволит
«Иркуту» стать полноценной вертикально интегрированной компанией.

В ближайшее время совет директоров «Иркута» назначит дату
внеочередного собрания акционеров с вопросом в повестке об увеличении
уставного капитала на 10%. По словам пресс-секретаря корпорации Елены
Федоровой, решение об эмиссии акций планируется провести до
окончания 2003 года. На продажу будут выставлены также 10% акций,
принадлежащих менеджменту. Сейчас, по оценкам самого «Иркута»,
рыночная стоимость корпорации близка к 500 млн. долларов. Иркутские
компании котируют ее акции номинальной стоимостью 3 рубля по 12-15
рублей.

Решение о выходе на рынок IPO было объявлено руководством «Иркута»
больше года назад. С ним связаны и планы о смене места прописки
компании из Иркутска на Москву. Этому есть формальное объяснение:
инвестор не готов заплатить хорошую цену за акции региональной
компании. Процедурно мероприятия по перерегистрации будут завершены
уже к январю.

Хотя исторически выход на биржи был обусловлен главным образом
намерениями государства значительно увеличить долю в уставном
капитале компании. По замыслу Ильи Клебанова, тогдашнего вице-
премьера, курирующего оборонку, госпакет должен был быть доведен до
контрольного. Следует отметить, что на долю контролируемых частным
капиталом предприятий ВПК приходится около 25% продаж, причем
«Иркуту» принадлежат железные 2/5 из них. Впоследствии идея вице-
премьера приобрела форму указа президента, согласно которому частичная
национализация «Иркута» и интеграция его в холдинговую компанию
«Сухой» должна была начаться в 2004 году. Стоит полагать, что
собственники «Иркута», по понятным причинам, не хотели потерять
контроль над предприятием, но при необходимости были готовы это
сделать в пределах рыночных цен.

Одним из возможных вариантов увеличения госдоли рассматривался также
обмен акций холдинга, создающегося на базе АВПК «Сухой», до 2000 года
возглавляемого Алексеем Федоровым, и «Иркута» в соответствии с их
рыночной стоимостью. ХК «Сухой», 100% акций которой находятся в
собственности государства, была зарегистрирована в октябре 2003 года. В
рамках формирования холдинга проведено акционирование
Комсомольского-на-Амуре (КнААПО) и Новосибирского (НАПО)
авиационных производственных объединений. В результате 74,5% акций
КнААПО и НАПО переданы на баланс ХК «Сухой», в ее уставный капитал
также были внесены 50% плюс одна акция «ОКБ Сухого», 38% акций
ТНТК им.Бериева и 14,7% акций НПК «Иркут».

В свое время «Иркут» вел переговоры с ФГУП «Росавиакосмос» и
Министерством имущественных отношений об увеличении доли
государства в уставном капитале корпорации до 25%. Предлагалось для
увеличения доли государства произвести обмен акций корпорации на
госпакеты акций авиазаводов. Но и этот вариант не был реализован.
Интеграция в холдинг «Сухой» не состоялась. Стороны ограничились
соглашением о стратегическом партнерстве, касающемся исключительно
работы в рамках контрактов по строительству «сушек».

Как утверждает Алексей Федоров, «вопрос увеличения доли государства
существует лишь де-юре, де-факто он давно снят». К концу текущего года
в правительство России могут быть представлены предложения об
изменении утвержденной схемы реформирования оборонно-
промышленного комплекса в части авиационной промышленности. Эти
предложения направлены на переход к созданию единой национальной
авиастроительной компании.

В настоящий момент в программе реформирования ОПК обозначены два
этапа: 2002-2004 гг., когда создаются 19 холдингов, а также 2005-2006
гг., когда на их основе должны быть созданы две самолето-
вертолетостроительных компании. Инициаторами изменений в программу
по словам Алексея Федорова, стали Национальный резервный банк,
авиационный комплекс им Илюшина и ОАО «ОКБ им. Яковлева» и группа
компаний «Каскол». Этап создания двух компаний можно миновать и
перейти сразу к созданию единой национальной авиастроительной
компании.

В секретариате вице-премьера Бориса Алешина рассказали, что рабочая
группа еще не приступала к подготовке предложений о принципах
создания единой компании, которая по структуре своей, вероятнее всего,
будет юридическое лицо, близкое к холдингу. И она будет
создана не раньше, чем к 2007 году. Это отчасти связано с решением
организационных, нежели принципиальных вопросов. Так, корпорация
«Миг» включена в план приватизации будущего года, она будет
преобразована в акционерное общество со стопроцентным
государственным капиталом. «Другого собственника этой компании, кроме государства, я не вижу, —
сказал источник в секретариате Алешина. — Государство будет
осуществлять в этом холдинге не только администрирование, но
и инвестирование. Очень быстро компании сообразят, что в холдинге жить
легче, а без него надо выживать. Загонять в эту компанию никто не будет».

Но пока создание новых авиахолдингов ведется под конкретные проекты.
В случае альянса «Иркута» с ОКБ им. Яковлева — это совместное
продвижение на мировом рынке учебно-боевого самолета Як-130 и,
вероятнее всего, создание нового самолета МС-21 взамен Ту-154. Тендер
на создание этой машины выиграли яковлевцы и авиакомплекс им.
Ильюшина. В свою очередь производство учебно-боевого самолета Як-130
в настоящее время ведется на входящем в частный «Каскол»
нижегородском заводе «Сокол», где также производятся и
модернизируются самолеты «МиГ» и гражданская авиатехника.

Читайте также

Подпишитесь на свежие новости

Мнение
Проекты и партнеры