издательская группа
Восточно-Сибирская правда

Запас прочности

  • Автор: Татьяна ХРАМЦОВА

Саянск красив в любое время года. Весной весь город погружается в благоухание багульника... Летом Саянск - это зелень, цветы, аккуратные белые бордюры. Чистота и ухоженные газоны, маленькие тенистые парки стали визитной карточкой города. Зимой здесь самый белый снег, который сохраняет первозданную чистоту до весны. Саянск - чистый город. Промышленная зона находится в 15 километрах, за рекой, поэтому в самом городке нет ни одной дымящей трубы. Здесь нет старых, заброшенных домов. Нет деревянных построек. На пешеходов не смотрят пустыми глазницами запущенные квартиры. Тридцатилетний город не оброс развалинами, он молод и свеж.

Единственное деревянное сооружение — это красивейшая церковь,
которая строилась в течение десяти лет на средства горожан и
промышленных предприятий. Уже вырисовывается окончательный вариант
архитектурного ансамбля — храма с приютом для сирот, оригинального
ландшафта и ограды с башнями в сосновом бору. Приехав в этот город впервые, здесь хочется остаться навсегда.

!I1!В этом году город Саянск в очередной раз занял второе место в конкурсе
лучших муниципальных образований области. Этот небольшой город уступает
только областному центру. Кроме этого, Саянск третий раз участвует во
всероссийском конкурсе «Самый благоустроенный город России». Каждый раз
его поощряют специальным призом. В 2001 году город награжден
призом «За надежное теплоснабжение». По итогам прошлого года Саянск получил специальный приз
«За активное привлечение населения к управлению жилищным фондом города».
Чтобы узнать, за какие заслуги этот городок в 40 тысяч жителей
награждается призами и занимает почетные места в самых престижных
соревнованиях, мы отправились к мэру Саянска Анатолию Трухину, посетили
его муниципальных служащих, наведались в обычные саянские дворы,
поговорили с жителями и одним из директоров управляющей компании.

— Как вашему городу удалось занять второе место в областном
конкурсе?

— На конкурсе принимались во внимание очень многие критерии. Это
развитие экономики города, качественные показатели по работе бюджетных
организаций, администрации города, федеральных структур, реформирование
коммунального хозяйства, развитие общественных формирований по работе с
населением… Главное в оценке работы — это динамика развития, и за последние
годы она имеет устойчиво высокие показатели, а значит, наш город в своем
развитии находится на верном пути. О том, что делается в городе, можно
говорить много, поэтому коснемся только одной темы — реформы
коммунального хозяйства.

Первое преимущество Саянска — это отсутствие неблагоустроенного
жилья. Город начал строиться тридцать три года назад прямо в тайге. Сейчас
весь город за час можно пройти вдоль и поперек. Что мы и сделали.
Невооруженным глазом видно, что реформа ЖКХ в городе давно идет
полным ходом. Результаты налицо. На фоне унылой осенней природы
бросаются в глаза свежеокрашенные детские площадки, яркие двери подъездов
и лавок, аккуратные фасады домов и полностью застекленные лестничные
площадки. Посреди одного из дворов ведутся строительные работы —
сооружается хоккейный корт. Как пояснил Анатолий Трухин, 36
процентов жилья переданы двум управляющим компаниям.

— Специальный приз означает, что мы очень активно занимаемся
реформой ЖКХ в плане создания конкурентной среды для
обслуживания жилого фонда, — рассказывает Анатолий Трухин. — Мы используем принципы
здоровой рыночной конкуренции. Даем почувствовать саянским
предпринимателям, что обслуживание жилья — это тоже способ получения
дохода. Первоначально считалось, что это затратное и невыгодное дело. Но
мы показали в цифрах, что миллион рублей оборота в месяц — это приличные
деньги, на них можно делать хороший бизнес. Предприниматели попробовали,
и им понравилось. Мы получили качественное обслуживание жилья и остались
друг другом довольны. Увидев хорошую перспективу, мы и дальше стали
участвовать в эксперименте. В результате с начала мая управляющая
компания «Искра» взяла в доверительное управление второй микрорайон,
наиболее старый и проблемный, была готова взять еще половину города. Но
мы решили, что монополистов плодить не будем, передали город трем
компаниям. С первого ноября отдаем им в управление на год уже весь город.
Через год вновь проведем конкурс. Пусть борются. Победившей компании
предоставляются большие объемы работ. А условия конкурса: наибольший
объем ремонтных работ и наилучшее качество предоставляемых услуг.

Директор компании ООО «Искра» Михаил Соболев рассказал, что второй
год занимается доверительным управлением. Первое, что он сделал —
попытался приучить людей к чистоте и культуре поведения. У каждого
подъезда были поставлены скамейки и урны, раскрашенные в яркие, приятные
глазу цвета. Второй шаг — ремонт подъездов, восстановление остекления
лестничных площадок, ремонт кровель, установка теплосчетчиков. Сначала
молодежь пыталась хулиганить, били стекла, чертили на стенах. Сам Михаил
Андреевич твердо уверен, что хаос порождает еще больший хаос. Люди быстро
привыкают к хорошему. Теперь сами жители заинтересованы сохранять
порядок в своих домах.

В Ангарске пилотный проект значительно отличается своим подходом.
Там есть хозяин дома, который привлекает наемных работников или другие
компании на выполнение различных работ. В «Искре» один хозяин дома — сам
Соболев. Весь штат компании — девять управдомов, сварщик, сантехник,
уборщицы и дворники. Жители знают их в лицо и обращаются напрямую.
Переход на новую систему позволил остановить текучесть кадров, в несколько
раз поднять заработную плату работникам, повысить их ответственность за
вверенный участок. Каждый управдом сам выполняет основные работы,
занимается текущим ремонтом. Каждый управдом — это сантехник, кровельщик,
плотник и стекольщик в одном лице. И ничего, справляются.

В Саянске этим бизнессом занялись профессионалы — коммунальщики.
Михаил Соболев, например, прежде был начальником участка МУП РЭЗ
(ремонт, эксплуатация зданий), потом заместителем главного инженера. Прежде
чем начать самостоятельную работу, прошел учебный курс на управляющего
компанией в Иркутске. Навыки бизнеса ему пришлось осваивать на практике.

Управляющая второй компании «Уют» — бывший начальник жилищного
участка. Она взяла в доверительное управление тот участок, на котором
проработала много лет, сохранила костяк работников, повысила им зарплату.
Третью компанию формирует директор МУП РЭЗ.

Профессионализм управленцев, плюс поддержка администрации — это
залог успеха коммунальной реформы города. Компании не ограничиваются
сегодняшним днем, а просчитывают свои действия далеко вперед. Михаил
Соболев, например, планирует развернуть программу энергосбережения. В
марте этого года он установил на одном из домов приборы учета тепла и воды,
закрыл тепловые контуры зданий. Все сбереженные средства пойдут на
развитие компании. И это только начало.

— Кроме того что я предприниматель, я еще и житель этого города, —
рассказывает Михаил Соболев. — Главная проблема — высокие платежи за
энергоресурсы, поэтому необходимо заниматься энергосбережением. Это
громадное поле деятельности и необходимость больших финансовых вложения,
которых пока нет.

!I2!Результаты деятельности превзошли самые смелые прогнозы. Директор
ДЕЗ (дирекции единого заказчика) Александр Котов:

— Жители оценили качество предоставляемых услуг, поэтому у нас в
городе самые высокие по области сборы коммунальных платежей. В среднем —
95%.

— Каким образом удается решить проблему сбора платы с населения?

— Секрета никакого нет. Надо работать с людьми. Не зря в этом году в
Госстрое нам дали спецприз. В Москве оценили то, как администрация,
предприятия коммунального хозяйства работают с жителями. Надо к людям
относиться внимательно, по-человечески. Если есть жалобы — немедленно
реагировать. В каждом случае уделять достаточно времени и терпения.
Забота о людях стоит на первом месте. Например, мы не отключаем на лето
горячую воду. Еще замечу, что в городе зимой дороги посыпают не
химикатами и не солью, а щебенкой. Это немного дороже, зато прекрасно
сохраняет чистоту города и обувь горожан. Каждый месяц мы проводим
«Прямые линии», рассказываем жителям, куда идут деньги, на какие
конкретные работы, поэтому они охотнее вносят плату. Мы даже детей
заранее готовим к тому, чтобы они стали ответственными гражданами,
проводим среди них конкурсы. Недавно школьники написали сочинение на тему:
«Почему нужно платить за коммунальные услуги». Участие принимали дети 5-
11 классов, лучшие сочинители получили денежные призы — 25 премий по сто
рублей. Некоторым помогали родители, это тоже хорошая воспитательная
мера.

В этом году у нас были объявлены конкурсы на лучший балкон, лучший
новогодний двор, лучшую детскую площадку. Зимой во многих дворах стояли
горки, снежные скульптуры. Их жители делают и разукрашивают сами, как
могут. Правда, в некоторых дворах горки построили силами жилищно-
эксплуатационных участков, жильцы на призыв поучаствовать не
отреагировали. В пятом микрорайоне наоборот: жители дома Ново-Зиминской
ТЭЦ сами подготовили ледяные скульптуры и провели новогодний
костюмированный утренник для детей — с музыкой, хороводами, сценками.
Объявленный конкурс подтолкнул их к действию. Они заняли второе место,
получили денежный приз и огромную коробку конфет. Конечно, бывают и
неприятные моменты, и тогда к должникам мы применяем жесткие методы.
Например, у нас жители шести квартир вообще без воды живут, несколько
семей готовятся на выселение за неплатежи. Мы действуем и через судебных
приставов, которые разносят исполнительные листы на рабочие места. Здесь
уже от должника ничего не зависит, без него высчитывают. Есть у нас «Клуб
десятитысячников», в который никто не хотел бы попасть. Мы публикуем
списки членов этого клуба, злостных должников. Саянск — город маленький,
стыдно бывает. В местных газетах постоянно разъясняем все о коммунальных
услугах, объявления на подъездах развешиваем. Поэтому даже при повышении
квартирной платы у нас не было падающих в обморок старушек, не было
акций протеста. Люди знали, почему это происходит и для чего.

— В отношении собираемости платы с населения основной наш аргумент
— хорошее качество предоставляемых услуг, — дополняет Анатолий Трухин. — У
населения нет причин, чтобы не платить. И второе — это работа с
населением. Мы стимулируем жителей для привлечения к обустройству своих
дворов. Впервые за десять лет в городе возобновили посадки деревьев. Более
активно привлекаем к обустройству города молодежь, молодежные
объединения. Накануне 85-летия комсомола мы вместе с комсомольцами
прошлых лет, с нынешней молодежью посадили саженцы на довольно большой
городской территории. Многие традиции, о которых забыли, снова
вошли в нашу жизнь. Но весенний субботник перед 1 Мая имеет уже 33-
летнюю традицию.

Анатолия Трухина как мэра заботит то, что, отдавая жилье в частные руки,
мы не имеем четкой правовой базы по сохранности жилья, страхованию, воздействия на
неплательщиков. Кроме того, существующие льготы по федеральным законам
об инвалидах, пенсионерах сегодня не финансируются в полном объеме.
Возмещено льгот в этом году только порядка 45 процентов, жилищных
субсидий — 20. Это создает дополнительные финансовые нагрузки на
управляющие компании.

Сейчас разворачивается активная компания по привлечению самих
жителей к управлению собственным имуществом. Предстоящее повышение
тарифов на коммунальные услуги, как считает Анатолий Васильевич,
подстегнет население к решительным действиям, заставит их задуматься об
эффективном использовании квартплаты. Сейчас жильцы, не задумываясь,
отдают за обслуживание деньги управляющим компаниям и коммунальным
службам. В дальнейшем они вынуждены будут создавать товарищества,
кондоминиумы, самостоятельно собирать деньги и нанимать управляющие
компании или отдельных подрядчиков на выполнение работ. Мы им в этом
поможем, обучим.

— А сегодня главное, чтобы решилась проблема выплат льгот и субсидий, —
говорит Анатолий Васильевич. — Все остальное мы решим.

В реформе мы двигаемся дальше. Сейчас заключаем договоры с частными
компаниями по вывозке мусора, уборке улиц города. Для эффективного
обслуживания муниципального имущества обсуждается вопрос передачи в
аренду тепловых сетей города ОАО «Иркутскэнерго». У некоторых вызывает
опасение перспектива монопольного положения, когда одна компания
производит и собирается транспортировать теплоэнергию в одном лице, а
при несвоевременной оплате может ввести жесткие санкции. С другой
стороны, это стабильная, крупная компания, способная надежно обслуживать
сети и вложить инвестиции в дальнейшее развитие.

30 октября на 31-й сессии Законодательного собрания Иркутской области
принято постановление о принятии программы «Развитие коммунальной
теплоэнергетики Иркутской области на 2004-2006 годы». Эта программа
направлена на стабилизацию теплоснабжения городов и населенных пунктов
Иркутской области и включает в себя прежде всего реконструкцию и
модернизацию муниципальных котельных и тепловых сетей. В ходе
обсуждения председатель комитета по жилищной политике администрации
Иркутской области Петр Воронин заявил: «Сегодня энергетики идут по такому
пути, чтобы забрать транзит тепловой энергии. Ведь большая энергетика
хорошо работает, тогда пусть забирают транспорт. Они сделают это лучше».

В Саянске, как и во многих других территориях, накопились долги перед
энергетиками. На начало мая 2002 года — 41 миллион рублей. На сегодня саянцы
рассчитываются по всем текущим платежам и постепенно погашают старую
задолженность, которая за год сократилась вдвое.

— Мы понимаем друг друга с энергетиками, находим компромиссы, —
говорит Александр Котов. — Половину долга мы уже погасили, поэтому нам не
грозят ограничения или другие меры. Что касается муниципального
имущества, то мы должны не сами эксплуатировать, а передавать надежным
компаниям, которые бы наиболее эффективно его использовали.

Муниципальные предприятия небольшие, возможности их ограничены, трудно
будет привлечь инвестиции на реконструкцию оборудования или внедрения
новых технологий. В то время как у более крупных компаний такие
возможности есть.

Кроме того, что мэр Саянска выстроил нормальные рабочие отношения с
руководителями предприятий города, у него сложились взаимопонимание и
конструктивная работа с городской Думой, в составе которой известные люди
города, руководители важнейших предприятий города: главный инженер ОАО
«Саянскхимпласт» Ривгат Мубараков, директор птицефабрики Сергей Еременко,
директор ДЕЗ Александр Котов, начальник строительного управления Виктор
Пироженко, директор Ново-Зиминской ТЭЦ Василий Меркулов, который
является координатором Думы. В составе Думы есть и представители малого
бизнеса, учителя, медики. Отличительная черта депутатов последнего созыва в
том, что это авторитетные люди, руководители, профессионалы, которые
могут не только принять ответственное решение, но и воплотить его в жизнь.
Депутаты строят отношения с мэром не как руководители, защищающие
корпоративные интересы, а как граждане, которые интересы населения города
ставят на первое место. При поддержке депутата Законодательного собрания
области Виктора Круглова, городской Думы аппарат администрации,
состоящий из надежной команды менеджеров, управляет городом эффективно,
что было отмечено при выборе лучшего муниципального образования области.

— Мы работаем на перспективу, — поясняет Анатолий Трухин. — Запас
прочности у нашего города есть, а в задумках — много новых проектов, которые
позволят и дальше расти, процветать и строиться нашему городу.

Читайте также

Подпишитесь на свежие новости

Мнение
Проекты и партнеры