издательская группа
Восточно-Сибирская правда

Плохая мина при хорошей игре

  • Автор: Наталья МИЧУРИНА, "Восточно-Сибирская правда"

Иркутская топливная ассоциация (ИТА) отказалась от объявленной на понедельник акции, связанной с остановкой в областном центре работы альтернативных НК ЮКОС заправочных комплексов. Председатель ИТА Александр Зубович ранее заявил о том, что автозаправщики не согласны с ценовой политикой ЮКОСа. В частности, их не устраивает формирование цены на нефтепродукты компании. Одно из предложений -- увеличить разницу между оптовой и розничной ценой до 30%.

В понедельник все АЗС продолжили свою работу в
обычном режиме. В то время как представитель
компании, владеющей в Иркутске 12 автозаправками,
сообщил, что накануне акция была поддержана
фактически всеми независимыми от нефтяного холдинга
трейдерами нефтепродуктов, причем не только в
Иркутске, но и по области. Следует отметить, что
структурам, контролируемым НК ЮКОС (ОАО
«Братскнефтепродукт», ОАО «Иркутскнефтепродукт», ТД
«ЮКОС-М»), принадлежит 35% розничного рынка
нефтепродуктов. В то же время компания поставляет на
рынок ежегодно 1,2 млн. тонн нефтепродуктов из потребляемых в
регионе 1,6 млн.

В субботу и воскресенье представители ассоциации во
главе с Александром Зубовичем вели переговоры с
президентом торгового дома «ЮКОС-М» Петром
Петрончаком. Содержательная часть сторонами особо не
раскрывается. П. Петрончак, комментируя их, сообщил
журналистам, что «идет диалог, предложения
альтернативных заправщиков должны быть
проанализированы специалистами». Что же на самом
деле заставило отказаться ИТА от мероприятия,
которое СМИ окрестили забастовкой, остается тайной
за семью печатями.

По версии Александра Зубовича, об отказе от акции
альтернативщиков просили менеджеры ЮКОСа,
представившие, насколько серьезными могут быть ее
последствия. Переговоры будут продолжены, но уже в
Москве. Как рассказал А. Зубович, представители ИТА
во вторник начнут их новый раунд. Планируется, что
встречи пройдут на уровне вице-президентов ЗАО «ЮКОС
РМ», отвечающих за формирование оптовых и розничных
цен.

В ЮКОСе в качестве другой версии говорят, что
потенциальные забастовщики просчитали потери от
простоя и решили отказаться от акции. К тому же
«компания, имеющая 140 АЗС, способна обеспечить
регион бесперебойным снабжением нефтепродуктами».
Более того, «никто не мешает альтернативным
заправщикам поднимать розничные цены», считает
Александр Таракановский, гендиректор ОАО
«Иркутскнефтепродукт». Он рассказал, что сейчас
разница между оптовой и розничной ценой на Аи-92
составляет 1,79 руб. Из них затраты на содержание
АЗС, зарплату, налоги — 1,2 руб. «Еще один
выход — работа над издержками, — заявил он на
организованном в понедельник брифинге. — За два года
издержки «Иркутскнефтепродукта», например, удалось
сократить в два раза».

Между тем альтернативщики пытаются «отвоевать» себе
в среднем 800 руб. на тонне. А. Зубович сказал:
«Мы хотим 5% чистой прибыли». «Сегодня торговая
наценка составляет 22%, ее нужно увеличить до 30%,
то ли за счет снижения цен на опт, либо рост в
рознице», — отметил он. В то же время председатель
ИТА усомнился в том, что «Иркутскнефтепродукт» работает
прибыльно, по его данным, убытки компании в ноябре
составили 7 млн. рублей. Несут убытки и
не контролируемые ЮКОСом АЗС. В нынешнем году, к
примеру, было продано 6 заправок по причине
нерентабельности бизнеса.

П. Петрончак, в свою очередь, считает обвинения в
адрес ЮКОСа о необоснованных оптовых ценах не
соответствующими действительности. По его словам,
после роста в августе и сентябре, продиктованного
ажиотажным спросом в связи с авариями на ряде НПЗ, в
ноябре оптовые цены были снижены. На Аи-92 — на 100
руб. за тонну, до 12350 руб., на Аи-95 — на 150 руб.,
до 13950 руб., на дизтопливо — на 300 руб., до 9600 руб.
Кроме того, 9 декабря на 4%, в среднем на 50 коп. за
литр, были увеличены розничные цены. И, по словам
Александра Таракановского, были доведены до предела.

В завершение всего следует иметь в виду еще одно
обстоятельство. На рынке Иркутска заправщики очень
жестко конкурируют. Достаточно сказать, что в
областном центре работают 75 АЗС и АЗК. Из них лишь
14 принадлежат «дочке» ЮКОСа — «Иркутскнефтепродукту».
Причем за последний год в городе появилось 11 новых
комплексов, один из которых открыл ЮКОС, а
количество автомобилей возросло всего на 3%. Очевидно,
что на поведение оптового продавца во многом влияет
именно обострение конкуренции среди заправщиков.

Читайте также

Подпишитесь на свежие новости

Фоторепортажи
Мнение
Проекты и партнеры